Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
методическая разработка
Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на Методическом совете МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № 1 от 22.08.2024г. | Утверждена Приказом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета от 27.08.2024г. № 172 |
«Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по
адаптированной дополнительной общеразвивающей программе
«Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга»
г. Тайшета
Исак Мария Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДО «Радуга»
г. Тайшета
Тайшет, 2024
Добрый день, уважаемые коллеги.
Представляю опыт работы организации дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в Центре дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета.
Актуальность организации дополнительного образования детей с ОВЗ заключается в том, что используя возможности учреждения дополнительного образования, решается часть проблем адаптации и социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в продуктивную и творческую деятельность в процессе организованного взаимодействия.
На сегодняшний день по программе «Лучик» обучаются дети с различными диагнозами.
Специальные образовательные условия в МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета по организации дополнительного образования детей с ОВЗ
Для организации образовательного процесса с данной категорией детей в нашем Центре созданы специальные условия в части
- программно-методического обеспечения
- создания предметно-развивающей среды
- кадрового обеспечения
- организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и сотрудничества с детскими творческими объединениями образовательной организации.
Остановимся на каждом из них подробнее.
Адресат программы: дети с ОВЗ в возрасте 6-10 лет.
Это дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, в коррекционных школах, а также дети, находящиеся на домашнем обучении.
С учетом особенностей контингента обучающихся в 2023 году мы обновили содержание программы и разработали именно адаптированную дополнительную общеразвивающую программу «Лучик» социально-гуманитарной направленности.
Она имеет свои отличительные особенности:
- использование принципа инвариантности: корректировка содержания программы, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем;
- методика организации совместной деятельности предусматривает возможность выбора ребенком вида работы, используемого расходного материала;
- чередование практических занятий и отдыха в зависимости от состояния ребенка: в любой момент он может прервать занятие и продолжить его в подходящее для него время;
- обучающиеся имеют возможность неоднократного обучения по программе в случае рекомендации ПМПК, педагога-психолога или на основании социального заказа (заявки родителей/законных представителей).
Содержание программы носит комплексный характер, представлено учебным материалом по двум дисциплинам: арт-терапия, познавательно-развивающие игры и упражнения.
В программу включен социализирующий блок – групповые занятия, которые целесообразно проводить по субботам.
Задачи программы
Организация образовательного процесса направлена на решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Наличие необходимой предметно-развивающей среды и соответствующей материально-технической базы
Занятия с детьми проводятся в больших помещениях имеющих функциональное зонирование. Помещения находятся на первом этаже. Для ребят обустроен отдельный туалет, вход в который осуществляется прямо из кабинета.
В осуществлении образовательного процесса задействованы педагог дополнительного образования и педагог-психолог Центра.
Методика организации образовательного процесса основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности. На протяжении всего периода обучения педагог применяет словесные, аудиовизуальные, практические, наглядные, игровые методы, а также методы стимулирования: создание ситуации занимательности, ситуации успеха и мотивации.
Наиболее эффективными педагогическими технологиями, являются игровые технологии и техника арт-терапии (изотерапия, пластилинография, коллажирование, музыкотерапия и т.д.)
Взаимодействие
Успешная социализация детей с ОВЗ в нашем Центре осуществляется при взаимодействии:
- в рамках программы с Детскими Творческими Объединениями Центра и родителями;
- за рамками программы с Районным Краеведческим Музеем, комплексным Центром социального обслуживания.
Обучающиеся активно принимают участие в акциях, проектах, конкурсах различного уровня от учрежденческих до международных.
Эффективность системы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета
Об эффективности системы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в Центре дополнительного образования «Радуга» говорят следующие количественные показатели (представлены в таблице) и качественные показатели:
Полнота выполнения программы «Лучик» – 100 %
Все обучающиеся в полном объёме осваивают базовый уровень программы. Динамика развития каждого обучающегося по суммарным показателям представлена в диаграммах.
Личностными показателями можно считать
- социализацию через интеграцию в детский коллектив обучающихся Центра, и, как следствие, развитие коммуникативных навыков;
- реализация творческого потенциала через освоение адекватных путей самовыражения в форме продуктивной деятельности;
- укрепление детско-родительских отношений, повышение педагогической грамотности родителей.
Заключение. Предложения по использованию данной практики в деятельности других организаций.
Подводя итог, необходимо отметить, что практика нашей работы с детьми с ОВЗ может быть использована в любом другом учреждении дополнительного образования, где имеются соответствующие условия и кадровое обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...

Доклад «Практика реализации краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Юный переводчик» на базе МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета» 2023
Доклад «Практика реализации краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Юный переводчик» на базе МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета» 2023...
Обучение экспертов по независимой оценке качества дополнительных общеразвивающих программ в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО)
В данной статье рассматривается обучение экспертов по независимой оценке качества дополнительных общеразвивающих программ в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «МАСТЕРСТВО БЕЗ ГРАНИЦ» (для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Рабочая программа для детей с аутистическим расстройством....

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ВОЗРАСТЕ 9-14 ЛЕТ
Программа кружка «Пластилиновая ворона» представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению аппликаций, барельефов, объемных игрушек из пластилина...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Лучик»
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программасоциально-гуманитарной направленности «Лучик»...

