АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ВОЗРАСТЕ 9-14 ЛЕТ
рабочая программа
Программа кружка «Пластилиновая ворона» представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению аппликаций, барельефов, объемных игрушек из пластилина в технике «пластилинография». Программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 9-14 лет. Программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, формирование базовых навыков ручного труда, расширение и обогащение представлений о разнообразии направлений декоративно-прикладного искусства, формирование значимых личностных качеств, коррекцию психических процессов и мотивационной сферы личности ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 5 г. ИРКУТСКА»
РАССМОТРЕНО ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска Протокол №_______от «_____» ___________2024г. Руководитель МО __________Г.В. Свицкая | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска ___________Л.А. Ербаева «_____» _____________2024г. | УТВЕРЖДЕНО г. Иркутска ____________Е.В. Рудницкая «_____» _____________2024г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ВОЗРАСТЕ 9-14 ЛЕТ
Составитель:
Учитель – дефектолог
Свицкая Г.В.
г. Иркутск, 2024 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Пластилиновая ворона» представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению аппликаций, барельефов, объемных игрушек из пластилина в технике «пластилинография». Программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 9-14 лет. Программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, формирование базовых навыков ручного труда, расширение и обогащение представлений о разнообразии направлений декоративно-прикладного искусства, формирование значимых личностных качеств, коррекцию психических процессов и мотивационной сферы личности ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования и науки России».
Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные или рельефные образы и целые композиции. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: - повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций - развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; - формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел - обогащают ребёнка в художественном и творческом плане.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ему – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь шаблонами и схемами. Дети создают объёмные фигурки животных, людей, сказочных героев, машинки, фрукты, мебель для создания целых композиций из отдельных фигурок: «Зоопарк», «Чаепитие», «Деревенский пейзаж». Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Наряду с лепкой, дети получают знания по основам изобразительной грамоты и рисования, истории искусств, декоративно-прикладному искусству, основам дизайна. Важным и ценным является то, что лепка вместе с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в человеческом обществе.
Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для художественно-творческого решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития обучающихся.
Цели и задачи программы:
Цель: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности посредством техники «пластилинография».
Обучающие:
Знакомить детей основными с понятиями: скульптура, объем, пропорции, плоскость, декоративность, рельеф, композиция.
Обучение особенностям работы с пластическими материалами, навыкам работы с инструментами и приспособлениями.
Обучение восприятию предмета, анализировать его объем, пропорции, форму.
Обучить умению передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Обучение создавать работы с натуры и по памяти.
Коррекционно-развивающие:
- работать над коррекцией продуктивного (творческого) воображения в процессе воссоздания изделий по образцу, схемам и самостоятельном привнесении функциональных или декоративных изменений в работу;
- работать над коррекцией эмоционально-волевой сферы, посредством создания положительных эмоциональных установок к творческой деятельности;
- формировать умение планировать собственную деятельность, осуществлять самостоятельный контроль и самооценку выполняемых операций и готового изделия;
Воспитательные:
- работать над формированием интереса к творческой деятельности, чувства уверенности в себе и стремления к достижению наилучших результатов труда;
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
- работать над созданием стойких позитивных установок в сфере организации детьми собственного досуга, учить рационально использовать время и развивать собственные задатки и способности.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- рациональность и реалистичность. Содержание программы, формы и методы обучения позволяют получить оптимальный педагогический результат – овладение навыками ручного труда и специальными навыками шитья, формирование у воспитанников способов творческой деятельности, коррекция личностных и психо-физиологических особенностей ребенка;
- в основу процесса обучения положены преимущественно активные методы обучения:
- практические: упражнения, практические работы, организация как индивидуальных, так и подгрупповых форм деятельности;
- наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов, активное использование ИКТ-технологий;
- организация занятий носит не только репродуктивный, но и частично-поисковый, творческий характер, где под творчеством понимается любое проявление ребенком творческой, самостоятельной инициативы при изготовлении изделия;
- изучение и своевременная коррекция особенностей развития ребенка в различных видах деятельности, предусмотренных программой;
- программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития воспитанников, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями развития детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий;
- программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Особенность организации занятий позволяет дозировать учебную нагрузку, форму и степень оказания индивидуальной помощи в зависимости от особенностей развития ребенка. Кроме того, в процессе работы возможна реализация дифференцированного подхода к обучению через взаимодействие детей в парах и малых группах, что позволяет каждому воспитаннику проявить свои возможности и почувствовать сопричастность к общему делу;
- занятия не предполагают отметочного контроля знаний, что способствует развитию формирования умения критично оценивать собственную деятельность, развивает навыки планирования и самооценки:
- текущая оценка достигнутого самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.;
- реализация творческих идей;
- безоценочная концепция занятий позволяет воспитанникам получить удовлетворение от результатов своего труда, исключает боязнь неудачи (любой результат положителен), создает обстановку взаимопомощи и сотрудничества. Во время занятий применяется текущий, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимо использовать в работе дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого;
- в данной программе конкретизирован тематический план занятий, в соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим материалом (презентации, образцы игрушек, видеоуроки и т.п.). Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.
Программа рассчитана на три года занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью в возрасте 9-14 лет. В группе занимается 6 человек. Расписание составляется из расчета двух занятий в неделю по 1 академическому часу с перерывом и физкультминутками. Объем часов в год составляет 78 часов.
Режим работы кружка - 2 занятия в неделю по 40-45 минут.
Вид детской группы: состав постоянный.
Особенности набора детей: по интересам детей без ограничений.
Примерная структура занятия:
- Организация занятия
- Вступительная часть
- Разминка: коррекционные упражнения для активизации различных анализаторов, короткие логические задания, задачи на коррекцию психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания и др.)
- Представление поделки, анализ образца, работа с картинным и графическим планом
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, подготовка необходимого оборудования и материалов, организация рабочего места
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа по изготовлению поделки из пластилина (подразумевает различную степень оказания индивидуальной помощи)
- Рефлексия
- Подведение итогов
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
- правила подготовки рабочего места;
- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
- технологию изготовления основ для разного вида поделок;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
Уметь:
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять исходные формы любых размеров и пропорций; правильно использовать приемы доработки исходных форм;
- использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
- пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе; самостоятельно выполнять несложное изделие;
- организовывать свое рабочее место и досуг.
Содержание дополнительной образовательной программы
Техника лепки доступна детям любого возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приёмов. Классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной работы.
В процессе обучения дети постепенно осваивают следующие техники лепки:
Конструктивный способ. Образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора. Все детали лепятся отдельно (туловище, голова, лапы) и соединяются вместе.
Скульптурный (или пластический) способ. Образ моделируется из целого куска (без деления на части) с помощью разнообразных движений: оттягивание, загибание, скручивание, придавливание, прищипывание, отрезание или процарапывание стекой (ножичком).
Комбинированный способ. Сочетание конструктивного и скульптурного способов. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
Лепка на форме. В качестве основы служат готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки. Пластилин в этом случае дополняет и оформляет изделие. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Модульная лепка. Образ создаётся из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей (комочков, шариков, столбиков и пр.). Этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
Рельефная лепка - это создание объёмного лепного изображения на плоскости. Различают три вида рельефной лепки:
барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;
горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;
контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в неё.
Пластилинография (пластилиновая живопись) - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, налепами - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков. Работа в данной технике очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.
Чем разнообразнее техника, тем более интересные творческие работы способен создавать ребёнок в лепке.
По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок.
В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев.
Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
Содержание программы
1 год обучения
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- Формировать представления об особенностях лепки.
- Обучать знанию и выполнению исходных форм любых размеров и пропорций.
- Знакомить детей с признаками предметов, явлений природы и человека.
- Познакомить детей со скульптурой малых форм, декоративно-прикладным искусством.
Коррекционно-развивающие:
- Корректировать и развивать умение выразительно передавать образы объектов окружающего мира.
- Работать над коррекцией мелкой моторики и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, ловкости и точности мелких движений.
- Корректировать художественно – образное восприятие, способствовать развитию эстетического типа мышления, формированию целостного восприятия мира;
- Развивать умение использовать цвет, форму для передачи выразительности образа.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию у детей интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Содержание образовательной программы:
1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
2. Вводное занятие:
знакомство с материалом – пластилином и его видами (кусковой, восковой, шариковый, скульптурный). Изучение свойства и приемы работы с каждым из них.
экспериментирование - дети осваивают пластичные материалы и делают новые открытия. Исследуют не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал.
3. Лепка исходных форм: знакомство с простейшими геометрическими предметами. Дети выполняют изделия самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Основная задача здесь - научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
4. Предметная лепка: выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Например, при изучении темы «Корзиночка с овощами» применяются все виды доработки исходных форм.
Ученики осваивают передачу формы, пропорции - лепка овощей, фруктов, предметов питания, животных, птицы, простейшие изображения человека. Лепка из целого куска, комбинированным и конструктивным способами, используя приемы оттягивания, соединения частей, прижимая и примазывая их.
5. Сюжетная лепка: полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. В некоторых темах создаются довольно сложные многопредметные композиции: «Дед Мороз и Снегурочка», «Зоопарк».
6. Декоративная лепка. Ученики знакомятся с народными промыслами: со скульптурой малых форм (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка). Лепка животных и людей по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки.
7. Рельефная лепка. Изучение видов рельефной лепки. Создание объемных композиций на плоскости в разных техниках.
8. Лепка из соленого теста:
изучение специфики и свойств этого материала;
обучение правильной лепке и соединению деталей из соленого теста;
изучение приемов сушки заготовок, а также обработки элементов специальным составом – глазурью;
обучение окрашиванию изделий акриловыми красками и отделке лаком.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся:
Проявляют интерес и желание обучаться данному предмету.
Видят свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми.
Обладают достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
Умеют использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
Умеют пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
Проявляют самостоятельность и творческую инициативу.
Содержание образовательной программы второго года обучения
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- Закреплять полученные знания и умения.
- Формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа.
- Знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно - прикладного искусства.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.
- Корректировать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
- Работать над коррекцией восприятия цвета и формы, развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет, композиция, выразительность силуэта) для передачи образа.
- Развивать умение лепить из целого куска пластилина, пользоваться стекой.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
- Воспитывать доброе отношение к окружающим.
- Развить способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, формировать навыки сотрудничества.
Содержание образовательной программы:
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Предметная лепка: прием лепки из целого куска, вытягивания отдельных частей предмета, изображение отдельных частей предмета, изображение овощей, фруктов, животных, человека.
Сюжетная лепка. Лепка по представлению - изображение сказочных образов: умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - форму, цвет, композицию
Декоративная лепка. Лепка посуды, украшение декоративных пластин при помощи налепа, использование дополнительных элементов для декора изделий – бисер, блестки, бусины, контуры для стекла и керамики, ткань, ракушки.
Пластилинография - создание копий картин художников («Золотая осень И.И. Левитан, «Букет, бабочка, птичка» Ф. П. Толстой») Используется работа пластилиновым мазком, налепами, вливание цвета в цвет.
Рельефная лепка - использование различных техник, дополнительных декоративных элементов (бисер, стразы, контуры по стеклу и керамике).
Лепка из соленого теста - создание более сложных изделий с последующим цветовым решением.
В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию - размещение предметов на плоскости (например, в теме «Снежный городок»- из отдельных работ «Новогодний домик», ученики на плоскости выстраивают общую композицию). В разделе пластилинография, по законам композиции осваивается плоскость картины, в теме «Ваза с фруктами» правильно подбираются предметы с учетом их соразмерности.
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучающиеся:
Передают образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет.
Использует стеки в работе и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки.
Умеют самостоятельно работать со схемами, анализировать форму, соблюдать пропорции.
Проявляют самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
Содержание образовательной программы третьего года обучения
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
- Продолжать знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно - прикладного искусства.
- Давать представления о скульптуре, архитектуре.
- Обучать работе со скульптурным пластилином.
- Повторить и закрепить пройденный материал.
- Подготовить детей к дальнейшему обучению в старших классах.
Коррекционно-развивающие:
- Учить добиваться выразительности образа через форму, пропорцию, позу, существенные детали.
- Развивать умение в декоративной лепке сочетать объемные формы и рельефные изображения.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к данному предмету.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Развить способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, формировать навыки сотрудничества.
Содержание образовательной программы:
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Предметная лепка: лепка с натуры овощей, фруктов, посуды (анализ формы, строения, сравнение изображения с натуры во время лепки). Лепка человека, животного скульптурным способом. Передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, существенных деталях.
Сюжетная лепка. Лепка скульптурных групп из двух-трех фигур, укрепление на общем основании, передача пропорции, движения, характера образа. Создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами.
Декоративная лепка: по мотивам народных изделий. Украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции. Использование дополнительного декора - бисер, ленты.
Пластилинография. Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты). Создание картин декоративного и реалистичного характера, плоские и рельефные.
Лепка из соленого теста. Изготовление панно в раме, использование декоративных элементов.
В течение третьего года обучения предполагается выполнение сложных изделий. Каждая тема включает в себя изготовление новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей. Главные персонажи композиций усложнены большим количеством деталей трудоемкой формы, требующей применения разнообразных приемов доработки, развитой моторики рук и довольно развитого глазомера. Лепка изделий этих разделов знакомит детей с новым для них использованием исходных форм, расширяет предметный ряд, развивает фантазию и объемное видение. На сложные задания выделяется большее количество часов.
Ожидаемые результаты:
К концу третьего года обучения обучающиеся:
- Воспринимают произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет).
- В декоративной лепке украшают предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
- Передают пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные особенности).
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел
- Умеют работать в коллективе.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ | Наименование темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Количество часов |
1. | Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 1 | 1 | 2 |
2. | Вводное занятие. Введение в изучаемый предмет. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Лепка исходных форм. Шар, цилиндр, конус, жгут. | 1 | 1 | 2 |
4. | Предметная лепка | 10 | ||
4.1 | «Мышка-норушка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.2 | «Котик». Лепка комбинированным способом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.3 | «Корзиночка с овощами». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.4 | «Ваза с фруктами» | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.5 | «Виноград» | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Сюжетная лепка | 22 | ||
5.1 | Композиция: «Лиса и колобок». | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.2 | «Свинка с поросятами». | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.3 | «Снеговик, мешок с подарками». Композиция на картоне. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.4 | «Дед Мороз и Снегурочка». Композиция на картоне. | 1 | 3 | 4 |
5.5 | «Новогодняя елка с игрушками». | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.6 | Композиция «Зоопарк»: «Зебра на прогулке». Объемная композиция на картоне. | 1 | 3 | 4 |
5.7 | «Обезьянка на лиане». | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.8 | «Слоненок на арене». | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.9 | «Жираф в зоопарке». | 0,5 | 1,5 | 2 |
6. | Декоративная лепка | 16 | ||
6.1 | Лепка по народным мотивам: Композиция: «Курочка ряба». | 0,5 | 2,5 | 3 |
6.2 | Композиция «Чаепитие». Самовар, кружки, пряники. | 1,5 | 4,5 | 6 |
6.3 | «Дымковская игрушка» с накладными элементами. | 1 | 3 | 4 |
6.4 | «Лошадка Сивка - бурка». | 0,5 | 2,5 | 3 |
7 | Рельефная лепка | 20 | ||
7.1 | «Бабочки». Композиция на картоне. | 1 | 3 | 4 |
7.2 | Пейзаж «Зимний лес». Выполнение на картоне. | 1 | 3 | 4 |
7.3 | «Цветочное солнышко» Композиция на диске. | 0,5 | 3,5 | 4 |
7.4 | Панно «Аквариум». | 0,5 | 3,5 | 4 |
7.5 | «Сиреневая веточка». | 0,5 | 3,5 | 4 |
8 | Лепка из соленого теста | |||
8.1 | «Пчелка» | 1 | 3 | 4 |
8.2 | «Лягушки на камне» | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.3 | «Нерпенок» | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.3 | «Рябиновые бусы» | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.4 | «Ежики» | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.5 | «Зайчик» | |||
Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | |||
Итого | 78 часов |
Учебно-тематический план.
2 год обучения
№ | Наименование темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Количество часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Предметная лепка | 13 | ||
2.1 | Натюрморт «Ваза с фруктами». Лепка в объеме. | 0,5 | 2,5 | 4 |
2.2 | «Любимый мультипликационный герой». | 0,5 | 2,5 | 4 |
2.3 | «Мудрый дуб» | 0,5 | 3,5 | 4 |
2.4 | «Три поросенка» | 0,5 | 2,5 | 3 |
3 | Сюжетная лепка | 20 | ||
3.1 | Лепка по представлению. Сказочный герой. Лепка в объеме. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3.2 | «Новогодний домик » с элементами экстерьера. Композиция на картоне с декоративными элементами (декоративное стекло, бисер, бусины, контуры по стеклу и керамике, манная крупа). | 1 | 4 | 5 |
3.3 | Коллективная работа. Составление композиции «Сказочный городок» | 0,5 | 2,5 | 3 |
3.4 | Лепка по представлению. «Паровозик из Ромашкова». Композиция по мультфильму» | 0,5 | 3,5 | 4 |
3.5 | «Девушка-Весна». Композиция в объеме. | 1 | 3 | 4 |
4 | Декоративная лепка | 14 | ||
4.1 | Лепка по народным мотивам. Композиция: «Всадник на коне». | 0,5 | 2,5 | 3 |
4.2 | Лепка по форме: «Ваза с декором» с декоративными элементами. | 0,5 | 3,5 | 4 |
4.3 | Лепка по форме: Тарелка с декоративными элементами. | 0,5 | 2,5 | 3 |
4.4 | «Барыня в шубке». Композиция на картоне с декоративными элементами (бисер, бусины, контуры по стеклу и керамике) | 0,5 | 3,5 | 4 |
5 | Пластилиновая живопись | 16 | ||
5.1 | Пейзаж: «Золотая осень». По картине И.И. Левитана «Золотая осень». | 1 | 4 | 5 |
5.2 | «Букет цветов, бабочка и птичка». По картине Ф. П. Толстого. | 1 | 4 | 5 |
5.3 | Лепка по воображению «Натюрморт с фруктами» | 1 | 2 | 3 |
5.4 | «Морской пейзаж» | 1 | 2 | 3 |
6 | Рельефная лепка | 5 | ||
6.1 | «Сказочный терем». С декоративными элементами. | 1 | 4 | 5 |
7 | Лепка из соленого теста | 10 | ||
7.1 | Фигурки-подвески из соленого теста. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7.2 | Рамка для фото. | 1 | 2 | 3 |
7.3 | «Пасхальный пирог». | 0,5 | 2,5 | 3 |
7.4 | Панно: «Гроздья рябины». | 0,5 | 1,5 | 2 |
Итого | 78 часов |
Учебно-тематический план.
3 год обучения
№ | Наименование темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Количество часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 1 | 1 | |
2 | Предметная лепка | 16 | ||
2.1 | Лепка с натуры. Лепка овощей. | 0,5 | 3,5 | 4 |
2.2 | Лепка с натуры. Лепка фруктов. | 4 | 4 | |
2.3 | Фигура животного с соблюдением пропорций. Скульптурный пластилин. | 1 | 3 | 4 |
2.4 | Фигура человека с соблюдением пропорций. Скульптурный пластилин. | 0,5 | 3,5 | 4 |
3 | Сюжетная лепка | 18 | ||
3.1 | «Деревенский пейзаж». Композиция в объеме. | 1 | 5 | 6 |
3.2 | Интерьер комнаты с мебелью. | 1 | 5 | 6 |
3.3 | Композиция - фантазия «Неизвестная планета» | 1 | 5 | 6 |
4 | Декоративная лепка | 14 | ||
4.1 | Народные промыслы - кружевное плетение | 0,5 | 3,5 | 4 |
4.2 | Кувшин из скульптурного пластилина с декоративными элементами. | 1 | 5 | 6 |
4.3 | Панно: «Узорные мотивы». | 4 | 4 | |
5 | Пластилиновая живопись | 22 | ||
5.1 | Копия картины художника. | 0,5 | 5,5 | 6 |
5.2 | Композиция на плоскости: «Вид из окна» | 0,5 | 3,5 | 4 |
5.3 | Композиция на плоскости: «Цветущий луг» | 0,5 | 3,5 | 4 |
5.4 | Композиция на плоскости: «На ферме» | 0,5 | 4,5 | 5 |
5.5 | Портрет клоуна | 0,5 | 2,5 | 3 |
6 | Лепка из соленого теста | 6 | ||
6.1 | Панно «Яблонька». | 1 | 3 | 4 |
6.2 | «Веночек из одуванчиков». | 2 | 2 | |
7. | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | ||
Итого | 78 часов |
Методическое обеспечение программы
Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения при формировании проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.
Программа предусматривает следующие методы проведения занятий:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка)
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии, видео-уроки);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.
Работа на занятиях лепкой по созданию образа ведется по нескольким видам:
1) по памяти (по воображению, представлению)
2) с натуры;
3) по схеме;
4) по рисунку;
5) по нотации (инструкция поэтапного исполнения изделия за преподавателем; разделив все исполнение изделия на этапы, преподаватель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем).
Выбор исполнения работы зависит от вида и сложности задания.
По способу организации детей, работа на занятиях лепкой может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности.
Обучение лепке также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и детей, места хранения оборудования и незаконченных работ ребят. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Дети лепят на партах на рабочей доске.
Основное оборудование:
рабочая одежда (фартук, нарукавники)
материал (пластилин), обладающий различными качествами и назначением.
доска для лепки
инструменты для работы (стеки разных размеров, различные приспособления)
цветной картон, гофрированный картон.
приготовленное соленое тесто для изделий.
Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стаканчик для воды, природные материалы (камушки, ракушки), различные декоративные элементы, кисти для увлажнения заготовок из соленого теста, резиновый валик, ножницы, клей ПВА, акриловые краски. Для выдавливания пластичной массы используются пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
предметы правильной геометрической формы
предметы для лепки с натуры (овощи, фрукты, посуда)
основным наглядным пособием является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Формы подведения итогов занятий
Способы определения результативности программы.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого занятия дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности детей, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой четверти и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.
В конце года полезно систематизировать все интересные находки по развитию творческого воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация районных, внутри школьных выставок, участие в различных конкурсах детского творчества.
В программе используются следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
- методы проблемного изучения материала (педагог ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; участники кружка следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания)
- методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера (мотивация интереса к деятельности, поощрение самостоятельности и творческой активности, формирование ответственного отношения к занятиям)
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности (устный и практический)
-изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.).
Список литературы для руководителя кружка
Агапова, И., Давыдова, М. 114 игрушек из всякой всячины./И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009
Коньшева, Н.М. Лепка в начальных классах./Н.М. Коньшева. - М.: Просвещение, 1985
Лыкова, И.А. Мастерилка. Наглядно- методическое пособие./И.А. Лыкова. - М.: Карапуз - дидактика, 2007
Лыкова, И.А. Техника лепки. // Клепа № 1.- М.: Союз-К, 2012
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр Академия, 2006
Хворостунина, С.А. Оригинальные поделки для дома./С.А. Хворостунина. - М.: Издательство Мир книги, 2010
Список использованных интернет-источников
https://урок.рф/library/dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_lepke_220055.html
http://yakddt.ucoz.ru/19/volshebnyj_plastilin_redaktirovn.pdf
https://урок.рф/library/dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_lepke_220055.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2020/11/29/dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya
http://mukhm.ru/wp-content/uploads/2020/11/lepka-iz-plastilina-litvinova-t.a.-34-ch..pdf
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Учреждение | ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска |
Полное название программы | Адаптированная (модифицированная) дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» |
Ф.И.О., должность автора | Свицкая Галина Васильевна, воспитатель |
Сведения о программе: | |
Нормативная база: | - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14.; - Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». |
Область применения: | дополнительное образование детей |
Направленность: (художественно-эстетическое, спортивное, декоративно-прикладное и др.) | Художественно-эстетическое направление |
Вид программы: | образовательная |
Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская. | адаптированная (модифицированная), |
Цель программы: | Цель –способствовать раскрытию потенциальных творческих способностей у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе творческого поиска и овладения технологией пластилинографии. |
Задачи программы: | Обучающие: Знакомить детей основными с понятиями: скульптура, объем, пропорции, плоскость, декоративность, рельеф, композиция. Обучение особенностям работы с пластическими материалами, навыкам работы с инструментами и приспособлениями. Обучение восприятию предмета, анализировать его объем, пропорции, форму. Обучить умению передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов. Обучение создавать работы с натуры и по памяти. Коррекционно-развивающие: - работать над коррекцией продуктивного (творческого) воображения в процессе воссоздания изделий по образцу, схемам и самостоятельном привнесении функциональных или декоративных изменений в работу; - работать над коррекцией эмоционально-волевой сферы, посредством создания положительных эмоциональных установок к творческой деятельности; - формировать умение планировать собственную деятельность, осуществлять самостоятельный контроль и самооценку выполняемых операций и готового изделия; Воспитательные: - работать над формированием интереса к творческой деятельности, чувства уверенности в себе и стремления к достижению наилучших результатов труда; - воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество; - работать над созданием стойких позитивных установок в сфере организации детьми собственного досуга, учить рационально использовать время и развивать собственные задатки и способности. |
Целевая группа: | дети с умеренной умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения |
Возраст обучающихся: | 9-14 лет |
Продолжительность обучения: | 3 года |
Рецензенты и авторы отзывов: | |
Заключение методического совета: Протокол заседания | Утвердить и ввести в действие Авторскую дополнительную общеразвивающую программу с момента подписания приказа директора учреждения. |
ИДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка___________________________
Возраст__________Диагноз_____________________________
Кружок_______________________________________________
Проявление творческих способностей
Начало года Дата___________ | Середина года Дата__________ | Конец года Дата___________ | |
Участие в выставках и конкурсах | |||
Работа репродуктивного характера (по образцу) | |||
Работа с внесением изменениями творческого характера | |||
Творческая работа (собственный вариант изделия) | |||
Владение техникой выполнения изделий | |||
Работа с конструктивными или декоративными изменениями |
Баллы:
Не умеет (1)
Умеет иногда (2)
Умеет с чьей-то помощью (3)
Умеет, но в зависимости от сложности материала (4)
Умеет, проявляет творческую активность (5)
Диагностика результатов творческой деятельности
(овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, степени проявления творческих способностей)
Фамилия, Имя ребенка_______________________________________
Группа__________ Дата рождения_____________________________
Диагноз____________________________________________________
Раздел программы___________________________________________
Начало года Дата___________ | Середина года Дата__________ | Конец года Дата___________ | |
Организация рабочего места | |||
Умение пользоваться инструментами | |||
Умение использовать материалы по назначению | |||
Знание техники безопасности | |||
Владение базовыми навыками ручного труда | |||
Умение работать самостоятельно | |||
Умение принимать помощь, проявлять навыки сотрудничества | |||
Владение разнообразными приемами выполнения работы в указанной технике | |||
Умение пользоваться инструкционными материалами | |||
Моделирование художественно-выразительных форм | |||
Самостоятельное привнесение в работу конструктивных и декоративных изменений | |||
Стремление к совершенству и законченности в работе |
Система оценок:
Низкий уровень – не владеет навыками
Средний уровень – владеет частично
Высокий уровень – владеет в полном объеме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)
Основная цель рабочей программы - создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью
Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Умелые руки-не знают скуки» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Ф...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью "Танцуют все" 5-7 класс
Программа «Танцуют все» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию школьников, прив...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Хозяюшка»
Программа «Хозяюшка» представляет возможность обучающимся пробовать себя в роли кулинара и рекламного фотографа, сформировать навыки приготовления основных блюд.Вопросы правильного п...
