Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
рабочая программа

Зотова Ольга Борисовна

Программа  относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адаптированной программы ГКУ ЦССВ «Сколковский». Программа ориентирована  на содействие успешной социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях пребывания в учреждении социальной защиты населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_defektologa.docx51.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

 (ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

 

Рассмотрена и утверждена

Методическим объединением 29.08.2018г.

                                                

                                                                                        

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

коррекционно-развивающей направленности

для индивидуальных занятий дефектологов

с детьми с ТМНР

                                                                     

   

                                                                            Составитель программы:

Зотова  О.Б.

Уровень программы: базовый

Возрастная группа: дети с ТМНР 7-18 лет.

Срок реализации: 1 год.

                                                                                                    

Москва,    2018г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел.
  1.  Направленность Программы……………………………………….3
  2.  Актуальность программы……………………...............................3
  3.   Педагогическая целесообразность…………...............................3
  4.  Нормативно-правовые документы…………................................4
  5.  Цель программы…………………………………...........................5
  6.  Задачи программы…………………………...................................5

          2. Содержательный раздел.

2.1 Методы………………………………………………………….........6

2.2 Принципы……………………………………………………………6

2.3 Формы организации деятельности……………………………….6-7

                2.4 Особенности организации развивающей предметно –

                       пространственной среды………………………………………….7

                2.5 Формы и режим занятий…………………………………………..7

2.6 Ожидаемые результаты…………………………………….............8

             3.Организационный раздел Программы.

                 3.1 Учебный план ……………………………………………………..9

      3.2  Календарно-тематический график……….………………….9-10

      3.3 Список литературы …………………………………………… 11

   

Пояснительная записка

          1.1.  Направленность программы Программа «Адаптированная дополнительная общеразвивающая  программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР» относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адаптированной программы ГКУ ЦССВ «Сколковский». Программа ориентирована  на содействие успешной социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях пребывания в учреждении социальной защиты населения.

       1.2. Актуальность программы Уровень развития ребенка младшего школьного возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы.

      1.3.  Новизна программы состоит в том, что на основе трудов лучших специалистов разработана система комплексных  индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Новизна  программы определяется необходимостью включения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее-ТМНР) в социальную адаптацию, подготовку к дальнейшему жизнеустройству ребёнка.  Это требует наличие у детей определенных навыков и умений, а также сформированных жизненных компетенций, эффективных паттернов поведения в обществе.

      1.4.  Педагогическая целесообразность Данная программа ориентирована на разностороннее развитие детей, обогащение представлений о себе и окружающем мире, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  Данная программа составлена для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ТМНР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

        Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с ТМНР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой, Дополнительной адаптированной  общеобразовательной и общеразвивающей программой социально-педагогической направленности для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»

       1.5.  Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273  ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

10 февраля 2015 г. No ВК -268/07 «О совершенствовании деятельности центров  психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам».

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

18 ноября 2015 г. No 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172- 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  1.5. Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

  1.6. Задачи:  

Обучающие:

 Расширение представлений об окружающем мире;

 Расширение и активизация словаря по теме, введение обобщающих понятий; Развивающие:

  Развитие психических процессов: зрительного восприятия, слухового, тактильного, ориентировки в пространстве и времени, зрительного и слухового внимания, памяти;

  Развитие общей моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики; Воспитательные: 

 Формирование интереса к совместным играм и занятиям, воспитание чувства эмпатии к сверстникам.

2. Содержательный раздел

 2.1. Методы:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

 Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

2.2. Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

2.3 Формы организации коррекционной работы

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психического развития детей.

Заполнение дефектологических карт,

документации дефектологического кабинета

15 сентября –

15 мая

Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая диагностика психического развития детей.     Заполнение документации.

В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Планирование предназначено для детей с умеренной, тяжелой, глбокой умственной отсталостью. Занятия проводятся ежедневно, индивидуально или в подгруппах. Длительность занятия 20 минут.

2.4 Особенности организации развивающей предметно пространственной среды

        Коррекционно-развивающие занятия проводятся с воспитанниками по мере выявления дефектологом индивидуальных пробелов их развитии и социализации. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа ориентирована на общее развитие детей и на тренировку отдельных психических процессов и индивидуальные способности воспитанников с ТМНР.

2.5 Режим занятия: В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

           Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.  С целью профилактики утомления на каждом занятии проводится динамическая пауза, связанная с сюжетом занятия. На занятиях используются словесные (беседа, рассказ педагога, аудиозаписи, чтение художественной литературы),  наглядные (рассматривание иллюстраций, наблюдения, демонстрация диафильмов),  практические (упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование), игровые (дидактические, сюжетно-ролевые игры) методы и приемы (вопросы к детям, указания, загадывание и отгадывание загадок, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, соревнования, создание игровой ситуации, показ образца, конструирование).

 2.6 Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети будут знать:

 - Знать и называть разные предметы, их назначение, свойства (цвет, форма, величина);

- Знать и называть растения, животных и их детенышей;

 - Понимать обобщающие слова (игрушки, посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты);

- Знать правила поведения в коллективе;

К концу учебного года дети будут уметь:

 - Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

 - Рассматривать сюжетные картинки;

- Грамотно отвечать на вопросы взрослого;

 - Использовать все части речи в общении со сверстниками и взрослыми;

- Ориентироваться в пространстве и времени;

- Придерживаться игровых правил в дидактических играх.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме досугов, праздников, участия в выставках детских работ в мини-музее Центра, в конкурсах.

  Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Планируемые результаты  и способы определения результативности.

             Целевым ориентиром освоения Программы является комплексная индивидуальная коррекция и реабилитация ребёнка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в Центре Содействия Семейного Воспитания (далее-ЦССВ).

            Во время занятий по программе ребенок получает адекватный и максимально полный для своих возможностей образ окружающего мира: природы, культуры и общества, образ самого себя и своего места в мире.

Входной контроль производится в начале года. Определяется уровень развития детей. Формы проведения: беседа, опрос, практическое задание.

           Текущий контроль проводится в течении учебного года в различных формах: участие в праздниках, коллективная работа, участие в выставках и тематических мероприятиях ЦССВ.

          Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения темы или раздела.  Форма проведения промежуточной аттестации: выставка, конкурс, праздник, презентация творческих работ, открытое занятие.

Итоговая аттестация воспитанников проводится в конце обучения по программе. Определяется изменения уровня развития детей, их результатов обучения. Может проходить в форме коллективной работы, открытого занятия, выставки.

             К числу планируемых результатов освоения Программы отнесены:

- личностные, включающие овладение воспитанниками жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах;

- предметные, связанные с овладением детьми содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни;

               Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

               В сфере развития личностных учебных действий заключена работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество.

                   В сфере развития коммуникативных учебных действий будет уделяться внимание развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в коллективе сверстников, с педагогами, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.

                 В сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся дальнейшее формирование у детей к учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса обще учебных знаний и умений, навыков в реальной жизни.

                  В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели - введения воспитанников с ТМНР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

                  В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.  

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Личностные результаты

Минимальный уровень:

•        Формирование минимального интереса к обучению.

•        минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Достаточный уровень:

•        Формирование   интереса к обучению, труду.

•        Овладение навыками предметно-практической деятельности как         необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

•        владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

•        потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-  освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;

- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон.

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

- уметь сминать лист бумаги, разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь погружать руки в емкость и доставать из нее предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, отбирать, сортировать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень:

- освоение простых действий с предметами и материалами.

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

3.Организационный раздел

3.1. Учебный план    

Форма занятий

Кол-во детей

Кол-во в неделю

Кол-во в год

индивидуальное

12  Х 20 мин

        20 ч

         880ч

3.2. Календарно-тематический график

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место

пров-ния

Форма контроля

1

сентябрь

индивид

20

диагностика

группа

2

индивид

20

Школа и принадлежности

группа

3

индивид

20

Дом, где мы живем

группа

4

индивид

20

Осень,  признаки осени

группа

Викторина «Что я знаю о Москве?

1

октябрь

индивид

20

Сезонная одежда и обувь

группа

2

индивид

20

Овощи

группа

3

индивид

20

Фрукты

группа

4

индивид

20

Лес, дары леса

группа

Досуг «Здравст-вуй осень, золотая

1

ноябрь

индивид

20

Части тела  гигиенические принадлежности

группа

2

индивид

20

Продукты питания Кулинария

группа

3

индивид

20

Посуда

группа

4

индивид

20

Дом Части дома

группа

1

декабрь

индивид

20

Мебель, бытовые приборы

группа

Мероприятие к «Дню особого ребенка»

2

индивид

20

Зима, признаки зимы, сезонная обувь и одежда

группа

3

индивид

20

Дикие животные и детеныши

группа

4

индивид

20

Домашние животные и детеныши

группа

Новогодний утренник

2

январь

индивид

20

Зимние игры и забавы

для детей

группа

3

индивид

20

Зимующие птицы

группа

4

индивид

20

Домашние птицы

группа

1

февраль

индивид

20

Профессии: врач, учитель

группа

2

индивид

20

Профессии: повар, водитель

группа

3

индивид

20

Профессии: полицейский

группа

Досуг «День

Защитника Отечества»

4

индивид

20

Профессии: пожарный

группа

1

март

индивид

20

Весна, признаки весны

группа

Прощай зимцшка-зима

2

индивид

20

Перелетные птицы

группа

3

индивид

20

Животные весной

группа

4

индивид

20

Труд людей весной

группа

1

апрель

индивид

20

Улица города

группа

2

индивид

20

Правила дорожного движения

группа

3

индивид

20

Транспорт

группа

4

индивид

20

Транспорт

группа

1

май

индивид

20

Комнатные растения

группа

Мероприятия к 1Мая, и 9 Мая

2

индивид

20

Первоцветы

группа

3

индивид

20

Насекомые

группа

4

индивид

20

Рыбы

группа

Утренник « День защиты детей»

1

лето

индивид

20

Повторение

группа

Планирование составлено с опорой на следующую литературу:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
  2. Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
  3. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
  4. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
  5. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
  6.  И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
  7. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
  8. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы  олигофрено-педагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /.

– М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

  1. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  2. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
  3.  Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988г
  4. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  5. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  6. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
  7. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"

         Данная  адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа театральной направленности "Реприза"

Занятия театральной деятельностью помогают развить ин­тересы и способности ребенка; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей­ст...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление. Программа включает: пояснительная записка, содержание программы, каллендарно-тематич...

Конспект занятия по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Город фантазеров» на тему «Подарок маме мимозы»

Конспект открытого занятия для детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, в возрасте от 11 лет до 14 лет...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...