Овновная программа дополнительного образования в учреждении
рабочая программа

Лепшокова Лилия Абильваповна

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг  и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Реализация дополнительного образования обучающихся МКОУ «СОШ № 4» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_dopolnitenogo_obrazovaniya_1.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

на заседании педагогического совета

протокол № _____

от___.____.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ

«СОШ № 4»

____________ Долаева М.М.

Приказ № ___

от ___.___. 2020 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4» г.Черкесска

2018 – 2019 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел образовательной программы

 дополнительного образования…………………………………………стр. 3

  1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3
  2. Цели и задачи дополнительного образования………………….стр. 5
  3. Концептуальная основа дополнительного образования……….стр. 5
  1. Содержательный радел образовательной программы

дополнительного образования………………………………………….стр. 7

  1. Содержание дополнительного образования……………………стр. 7
  2. Условия реализации дополнительного образования…………..стр. 10
  3. Планируемые результаты освоения программы……………….стр. 12
  1. Организационный раздел образовательной

 программы дополнительного образования…………………………...стр. 13

  1. Учебный план МКОУ «СОШ № 4» г.Черкесска

по реализации образовательной программы дополнительного

образования на 2020 – 2021 учебный год……………………………..стр. 13

  1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования

  1. Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг  и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Реализация дополнительного образования обучающихся МКОУ «СОШ № 4» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;

- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

- Устав МАОУ «Красногорская гимназия»;

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни  в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.

Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах.  Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

- удовлетворение образовательных потребностей и  интересов обучающихся.

1.2. Цели и задачи дополнительного образования

Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.

Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.

Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.

Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам;

- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе;

- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.

1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.

Деятельность гимназии по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:

- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;

- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;

- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;

- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации  делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;

- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить  свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Функции дополнительного образования:

- образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний;

- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных  им сферах творческой деятельности;

- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

  1. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования

2.1. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности.

Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.

Целью художественной направленности является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:

 - развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;

- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;

- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;

- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.

Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:

 -создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил;

- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;

- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования.

Задачи:

 -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения;

-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране окружающей среды(способности к анализу экологических ситуаций).

Целью туристско-краеведческой направленности является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.

Задачи:

-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;

 -создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;

-формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;

Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Содержание образовательных программ соответствует:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям;
  • определенному уровню образования;
  • направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
  • современным образовательным технологиям, которые отражены:

- в принципах обучения;

- в формах и методах обучения;

- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;

- в средствах обучения.

Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования Учреждения:

  • практические (упражнения, самостоятельные задания)
  • наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
  • демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
  • дидактические (использование обучающих пособий)
  • иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати)
  • словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
  • игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
  • ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)
  • технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми)
  • репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
  • Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале)
  • проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
  • частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов)
  • исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)

Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные

Виды занятий:

  • Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
  • Конкурс
  • Фестиваль
  • Соревнование
  • Экскурсия
  • Концерт
  • Выставка
  • Викторина и т.д.

2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического характера.

Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Данные условия способствуют возможности  взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.

Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается  с 14 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется  содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы.

Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)).

Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования.

В МАОУ «Красногорская гимназия» созданы необходимые условия для организации дополнительного образования:

Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются все участники образовательных отношений.

Материально-технические условия обеспечивают:

  1. возможность достижения обучающимися определенных результатов;
  2. соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.

Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».

Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки, изобразительного искусства, актовый зал, кабинет кулинарии и швейного дела.

Кабинет изобразительного искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.

Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека.

Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.

Актовый зал (на 160 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.

Для реализации курсов «Строевая и огневая подготовка» имеются в наличии 2 пневматические винтовки и 2 макета автомата АК-47.

2.3. Планируемые результаты освоения программы

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации  дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты означают усвоенные  обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов  универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение  к достижению, волевые усилия).

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой.

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности.

Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)

Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ «Красногорская гимназия» позволит достичь следующих результатов:

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей;

– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования.

  1. Ресурсное обеспечение:

– создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;

- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;

- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических  кадров;

- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности  дополнительных общеразвивающих программ.

3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:

- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом;

- содействовать развитию инновационного движения  в дополнительном образовании детей;

- внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.

  1. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования

  1. Учебный план МАОУ «Красногорская гимназия» по реализации образовательной программы дополнительного образования

на 2018 – 2019 учебный год

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников.

Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности:

  1. Техническая направленность
  2. Естественнонаучная направленность
  3. Художественная направленность
  4. Физкультурно-спортивная направленность
  5. Туристско-краеведческая направленность
  6. Социально-педагогическая направленность

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2018 – 2019 учебный год

Направленность

Название объединения

Ф.И.О. педагога

Количество групп

Количество часов в неделю

Всего часов по программе в год

(32 недели)

Техническая

«Техническое моделирование и конструирование»

Варфаламеев Д.А.

1

4

128

«Функции в MS Excel»

Перминова О.В.

1

1

32

Художественная

«Домисолька»

Ардашева И.В.

1

4

128

«Оригамикс - мульти»

Дрягина Л.А.

1

3

96

«Мастерица»

Кожева Т.П.

1

4

128

Естественнонаучная

«Удивительный мир физических задач»

Леонтьева М.В.

1

1

32

«В стране занимательной математики»

Сухих Е.И.

1

2

64

«Реальная математика»

Чернышова Т.В.

1

1

32

«В мире занимательной алгебры»

Чернышова  Т.В.

1

1

32

«Занимательный мир алгебры»

Бабинцева О.Г.

1

1

32

«Юный математик»

Бабинцева О.Г.

1

1

32

«Занимательная биология»

Потапова Н.А.

1

3

96

«Химия в проектах»

Волкова И.Г.

1

1

32

Физкультурно – спортивная

«Юный баскетболист»

Клабукова Т.Н.

1

4

128

Туристско - краеведческая

«Моя Малая Родина»

Варфаламеева Е.В.

1

3

96

Социально – педагогическая

«Юнармия»

Князев С.Г.

1

2

64

«История русского литературного языка»

Федосова Н.Г.

1

1

32

«Школа юного филолога»

Исупова О.Н

2

1

64

«Литературный клуб»

Бушмакина Л.А.

1

1

32

«В мире литературы»

Федосова Н.Г.

1

1

32

«Работа с текстами разного стиля»

Бушмакина Л.А.

1

1

32

«Практическое обществознание»

Кистанова Т.А.

2

1

64

«Прикладное обществознание»

Филиппова Т.А.

1

1

32

«Личность в истории русской культуры»

Филиппова Т.А.

1

1

32

Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Название программы

Краткое содержание программы

Техническая направленность

«Техническое моделирование и конструирование »

Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и практические занятия. Особое место уделяется развитию навыков самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. В курсе разработана система заданий, направленных на формирование умений читать и выполнять чертежи, изготавливать по ним готовые модели и различные предметы; читать, составлять и использовать при конструировании технологические карты.

Цель программы: создание условий для формирования социально активной личности, её творческой самореализации и профессионального самоопределения.

«Функции в MS Excel»

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся  предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию  в структурированную текстовую форму. А также освоить программу MS Excel.

Курс поддержан программным обеспечением Microsoft Excel - электронная таблица, входящая в состав пакета офисных программ Microsoft Office. Изучение данной программы необходимо для отработки навыков выполнения математических операций и построение графиков функций и диаграмм с использованием программных средств в средней  школе.

Цель: сформировать умения  создавать формулы с использованием стандартных функций в Microsoft Excel.        

Художественная направленность

«Домисолька»

Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов.

Новизнапрограммы заключается в том, что в ней наряду с традиционными формами обученияприменяются и нетрадиционные формы, основанные на межпредметных связях. Новизной являются занятия, проводимые  в форме  игр, конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин.

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).

«Оригамик - мульти»

Программа разработана для занятий с обучающимися 10 – 14 лет.

Занятия в объединении помогут любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера. Дети смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много новой, интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваютсясенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения, раскрываются коммуникативные способности личности.

Цель: Развитие творческих  и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликации).

«Мастерица»

Программа составлена для обучающихся 11 – 15 лет.

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с видами художественного творчества, технологией обработки  материалов, декорированием изделий (вязание  крючком, вышивание, технология обработки ткани, работой с природным материалом и бумагой).

Отличительная особенность программы состоит в том, что обучающиеся углубленно обучаются основным техникам  нескольких  ремесел: шитью,  текстильному моделированию, вышиванию, работе с различными материалами.  Этот технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала.

Цель программы – развивать творческую личность посредством ознакомления и изучения видов декоративно-прикладного творчества.

Естественнонаучная направленность

«Удивительный мир физических задач»

  Программа предназначена для обучающихся 9 – 11 классов.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В физической науке существует огромное количество методов познания, которые позволяют решать задачи изящно, рационально, красиво, а значит, будят эмоции и интерес, побуждают знать глубже и шире, рождают желание искать. Поэтому целью физического образования является формирование умений работать с учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целью которой является: создание условий для расширенного изучения физических задач различного уровня и развитие способности к самостоятельной работе по овладению физическими знаниями на  повышенном уровне.

«В стране занимательной математики»

Программа предназначена для обучающихся 11 классов.

Программа «В стране занимательной математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, известных обучающимся.

В проведении занятий применяются новые педагогические технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, неравенств и уравнений,  связанных непосредственно со школьной программой, но решаемых новыми методами. Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, интернет-ресурсов.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

«Реальная математика»

Программа составлена для обучающихся 16 – 17 лет.

Данная программа составлена учителем-практиком. В ней нашли отражение требования к выпускникам средней школы по предмету, она ориентирована на подготовку обучающихся к экзаменам с одной стороны и применению теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем в нестандартных ситуациях, с другой стороны.  

Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный. Особое место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Цель - овладение обучающимися конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для  дальнейшего обучения в других учебных заведениях.

«В мире занимательной алгебры»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

Программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся 15-16  лет. Программа принципиально отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Предполагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление.

Цель программы:формирование у обучающихся 9 классов устойчивых  математических  знаний, навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

«Занимательный мир алгебры»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

Программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся 15-16  лет. Программа принципиально отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Предполагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление.

Цель программы: формирование у обучающихся 9 классов устойчивых  математических  знаний, навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

«Юный математик»

Программа составлена для обучающихся 17 – 18 лет.

Программа «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, известных обучающимися.

В проведении занятий применяются новые педагогические технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, неравенств и уравнений,  связанных непосредственно со школьной программой, но решаемых новыми методами. Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, решать. Программой предусмотрено участие в олимпиадах, конкурсах,  обобщать и делать выводы.

Цель: помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся.  

«Занимательная биология»

Программа предназначена для обучающихся 9 – 11 классов.

Занятие в объединении позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического объединения, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель: познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с взаимоотношениями между живыми организмами,   сформировать знания о роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

«Химия в проектах»

Программа рассчитана на обучающихся 14 – 16 лет.

Данная программа предоставляет возможность обучающимся реализовать свои интересы  к наукам: химии, биологии, экологии, физике. Программа объединения “Химия в проектах” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии.

         Обучающиеся знакомятся со структурой проектов, целями, методами работы, обработкой результатов. Рассматриваются критерии защиты проектов. Презентации по итогам работы оцениваются как учителем, так и обучающимися.

        Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических работ. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и практические занятия. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках  нетрадиционных методов, таких как прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике.

Цели – создать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • Развивают у себя исследовательские умения (умения выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Физкультурно-спортивная направленность

«Юный баскетболист»

Программа рассчитана на обучающихся 12 – 14 лет.

Новизна и оригинальность  программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно большее количесвто желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает  возможность заняться   воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Особенностьюданной программы является повышение количества двигательных единиц  у детей через организацию в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса, за определенное количество учебных недель в году.

Цель программы: развитие физических навыков обучающихся через занятия баскетболом.

Туристско – краеведческая направленность

«Моя Малая Родина»

Программа рассчитана на обучающихся 9 – 15 лет.

Актуальность программы выражается в создании в системе образования  МАОУ Красногорской гимназии краеведческой музейной комнаты, соответствует современным требованиям образовательного процесса, государственному социальному заказу (запросам родителей и детей).

Отличительные особенности образовательного процесса по данной программе от базового заключается в том, что дети делятся на подгруппы по выполняемой функции: поисковая  деятельность, научно-исследовательская деятельность,  обработка и оформление, пропаганда лекторской группы. Подгруппы взаимозаменяемы по  их запросам и интересам. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения.

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности.

Цель программы – поддержание статуса краеведческой комнаты в МАОУ Красногорской гимназии, а также формирование социальной зрелости учащихся, самоопределение в исторической культуре своей малой родины, развитие творческой личности, воспитание гражданина страны.

Социально – педагогическая направленность

«Юнармия»

Данная программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.

    Работа по данной программе проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.   Программа «Юнармия», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу в армии.

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» разработана для обучающихся 6 – 11 классов. Направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, на общую физическую подготовку.

    Основная цель программы – развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

«История русского литературного языка»

Программа рассчитана на обучающихся 17 - 18 лет.

Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации обучающихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

При разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

Цель: Совершенствование  и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся  по русскому языку

«Школа юного филолога»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

На занятиях обучающиеся получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  •  Современный русский язык;
  •  Культура речи;
  •  Историческая грамматика;
  •  Диалектология;
  •  Введение в языкознание;
  •  Стилистика.

Новизна её заключается в том, что на занятиях объединения обучающиеся изучают как серьёзные вопросы языкознания, так и решают сложные задачи олимпиадного уровня, развивают языковое чутьё. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение тестовых заданий повышенной сложности.

Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся.

«Литературный клуб»

Программа составлена для обучающихся 17 – 18 лет

Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Программа «Литературный клуб» создана, чтобы прочувствовать произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных технологий.

Отличительные особенности предлагаемой программы:

- программа построена по хронологическому принципу;

- программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний по литературе у старшеклассников;

- более 50 % времени по каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель программы – активизировать интерес обучающихся к русской литературе.

«Работа с текстами разного стиля»

Программа рассчитана на обучающихся 17 - 18 лет.

Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации обучающихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

При разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

Цель: Совершенствование  и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся  по русскому языку

«В мире литературы»

Программа составлена для обучающихся 17 – 18 лет

Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Программа «Литературный клуб» создана, чтобы прочувствовать произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных технологий.

Отличительные особенности предлагаемой программы:

- программа построена по хронологическому принципу;

- программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний по литературе у старшеклассников;

- более 50 % времени по каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель программы – активизировать интерес обучающихся к русской литературе.

«Практическое обществознание»

Программа рассчитана на обучающихся 15 – 16 лет.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия.  Курс является интегративным, т. Е. включает знания различных общественных наук (социологии,экономическойтеории, политологии, правоведения,психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 9 класса педагогически целесообразной форме. Изучение теоретической части программы призвано помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии.

 При проведении теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты.

 Цель -  повышение уровня подготовки  по обществознанию и овладение  обучающимися  навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

«Прикладное обществознание»

Программа рассчитана на обучающихся 15 – 17 лет.

Актуальность и целесообразность  программы – формирование методологической компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов.

Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

«Личность в истории русской культуры»

  Отличительные  особенности  предлагаемой программы:

  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;

  - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях  русской культуры IX -  нач. XXI вв.

  - Более 50% времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу обучащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия. Курс является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук (истории, обществознания, мировой художественной культуры, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 11 класса в педагогически целесообразной форме.

 При проведении теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты.

Цель: активизировать интерес обучающихся к истории русской культуры.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов. (приложение 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Название программыКраткое содержание программы Художественная направленность Студия творческих идей «Раду...