Интеллектуальный турнир "Спасибо, Юра! Космос наш!"
методическая разработка

Кроха Людмила Владимировна

Предлагаю вам сценарий турнира, посвященный 60-летию полета человека в космос. Требуется предварительная подготовка. Тематика вопросов: строение Солнечной системы, история осовоения и изучения космоса от древнейших представлений до наших дней, жизнь Ю.А.Гагарина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasibo_yura.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Спасибо, Юра! Космос наш!», интеллектуальный турнир, посвященный 60-летию полета человека в космос

Предлагаю возможный текст вопросов для интеллектуального турнира (для уч-ся 5-11 классов)

  1. В этом вопросе словом «ИКС» заменены четыре слова.

Почти 60 лет назад во время поездки по Индии кортежу знаменитого человека пришлось около двух часов простоять на дороге из-за лежавшей на ней коровы. Объехать или прогнать корову было нельзя. В очередной раз взглянув на часы, этот человек заметил, что ИКС длился меньше. Назовите ИКС четырьмя словами.

Первый полет в космос

  1.  Небесное «первовещество» было разрушено действием мощных гравитационных сил. Факт расширения Вселенной установил американский астроном Эдвин Хаббл. Какое название дали этому моменту ученые? (Большой Взрыв) слайд ОТВЕТ
  2. Птолемей против Коперника – об этом еще Ломоносов писал. А при чем здесь древнегреческий астроном Аристарх? (Он за 1800 лет до того, как гипотеза подтвердилась, заявлял, что Солнце – центр Солнечной системы, в 280 г. до н.э., а значит, и раньше Коперника, и раньше Птолемея).
  3. В старину название этого связывали с разными предметами и животными: поясом, коромыслом, птицей, гусем, мышами. А в настоящее время мы называем ЭТО двумя словами и оба пишем с большой буквы. Что ЭТО? (Пояс, коромысла, птичий путь, гусиная дорожка, мышиные тропки – а мы говорим МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ). СЛАЙД ОТВЕТ
  4. В 1992 году, спустя более чем 350 лет после открытия ЭТОГО, Католическая Церковь, наконец, опубликовала заявление через Папу Иоанна Павла II, содержащее признание и извинение. Что признавали и за что извинялись?  (признали, что Земля действительно движется вокруг Солнца и извинялись за свое обращение с Галилеем  — тем самым оправдывая итальянского астронома, которого она преследовала при жизни и избегала в течение стольких веков). ЗАЧЕТ – движение Земли вокруг солнца, Галилей
  5. Аристотель, Платон, Эратосфен, Колумб, Селевк, Посидоний, Пифагор, Ньютон, Гюйгенс, Клеро, Лагранже и др. Что общего между этими людьми? (Они все правильно определяли форму Земли)
  6. Меньше всего замечает Марина южного солнца улыбку на пляже. О чем это?

(порядок планет от Солнца) ОТВЕТ СЛАЙД

  1. Великий немецкий астроном Иоганн Кеплер утверждал: «ИХ там много, как рыб в океане!» ЧЕГО? (комет)
  2. Как североамериканские индейцы определяли остроту зрения? (подсчитывали количество звезд в скоплении Плеяды) СЛАЙД ОТВЕТ
  3. Эти две планеты Солнечной Системы неординарны – они вращаются как бы «лежа на боку» и даже немного вниз головой. Назовите их. (Уран и Плутон)
  4. Тeрмин «aстрoнaвт» пришёл прямикoм из Дрeвнeй Грeции. Переведите с древнегреческого  «астронавт» дословно. ( ЗВЕЗДА(aстрo) и мoряк (нaвт), пoэтoмy aстрoнaвт oзнaчaeт «звёздный мoряк»).
  5. Послушайте цитату из древнерусского произведения:

Но взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило…

Чем пренебрег князь Игорь, выступая в поход против половцев? (солнечное затмение – дурная примета)

  1. Этот ДРЕВНЕРИМСКИЙ НЕПЛАНЕТНЫЙ БОГ -  самый большой на ДРУГОМ РИМСКОМ ПЛАНЕТНОМ БОГЕ и называется так, как МЕСТО, где жили древнегреческие боги. Замените выделенные слова тремя именами собственными. (Вулкан Олимп на Марсе, Потухший вулкан на Марсе, расположенный в провинции Фарсида, высочайшая как по абсолютной, так и по относительной высоте гора Солнечной системы, образовался 3 млрд лет назад) СЛАЙД ОТВЕТ
  2. Запишите скрытое слово. ОТВЕТ СЛАЙД
  3. Накануне полета Юрий в кругу друзей рассказал анекдот: «Сбежал из дому попугай, гулял себе по траве во дворе, как вдруг из кустов выбежала собака и зажала бедную птицу у себя в пасти. Напоследок, пернатый пропищал: «Ну что?...» закончите фразу. (В чем здесь юмор, не совсем понятно, а вот знаменитое гагаринское ПОЕХАЛИ! знают все).
  4. Космонавтам СССР сразу после первого полета присваивалось звание Герой Советского Союза. А что еще было присвоено Ю.А.Гагарину после его приземления? (звание майора, в сообщении ТАСС от 12.04.1961 г. фигурировал уже майор Гагарин, если вы внимательно слушали Левитана, он так и сказал – майор Юрий Алексеевич Гагарин)
  5. Одно из самых известных испытаний будущих летчиков – центрифуга. Здесь летчик находится в кабине, которая вращается с большой скоростью и при этом нужно считывать и передавать с табло загорающиеся цифры в определенном порядке. А чем испытываются космонавты в сурдокамере? (тишиной, как в космосе)
  6. Вторым человеком на Луне стал Базз (Эдвин) Олдрин. А какова девичья фамилия мамы Базза Олдрина?  Интересно, что девичья фамилия мамы Базза Олдрина Moon, что  в переводе означает «луна».
  7. Почему следы ступней астронавтов и колес планетоходов останутся неизменными на Луне в течение миллионов лет? (На Луне нет ветра)

  1. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблем, Гагарин должен был перейти на ручное управление. Для этого нужно было вскрыть конверт, в котором находилась… ЧТО? (Математическая задача)
  2. Как называется сорт гладиолусов, посвященный Гагарину? Улыбка
  3. Голубые, бледно-голубые, белые, желтые, оранжевые, красные… Что означает эта классификация?  (Названия типов звезд в зависимости от их температуры – понижение температуры)

  1. Где находится самый необычный памятник, посвященный погибшим космонавтам, в том числе и Гагарину? (На Луне, установлен в 1971 г. экипажем американского «Аполлона») СЛАЙД ОТВЕТ
  2. «Я встретила мальчика с собакой. Он торжественно называл ее то Букетом, то Космобакой (космической собакой) и заявил, что готовится к полету.
    -Докладываю! Космонавт Михаил Ковшов с подопытным букетом чувствуют себя отлично! Поехали-и-и!
    У меня защемило сердце. Я увидела другого мальчика, из Зыряновой».
    Кого увидела героиня воспоминаний?

Это отрывок из воспоминаний Ирины Стражевой, жены Михаила Кузьмича Янгеля.
Михаил Ковшов – Михаил Янгель. «Янга» - это значит «ковш». СЛАЙД ОТВЕТ
Итак, игра сделана! Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Интеллектуальный квест "Покорители космоса"

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия "Покорители космоса" приурочена к 85-летию со Дня рождения первого космонавта  Ю.А.Гагарина. Материалы разработки рассчитаны н...

Интеллектуальная игра "Знатоки космоса"

Интеллектуальная игра "Знатоки космоса"Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности, систематизировать знания детей о космосе. Воспитание ...

Клубный час: "Загадочный космос" (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-2 класс)

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенство...