Уроки памяти
классный час

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_i_stsenariy_meropriyatiya.docx802.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская сельская школа

Смоленский район Смоленская область

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Интерактивная игра «Долг памяти»

                                                                         Автор:

                                                                         учитель иностранного языка

                                                                         Кузина Юлиана Вадимовна

с. Пригорское

2021

Пояснительная записка к интерактивной игре «Долг памяти»

На данный момент я являюсь классным руководителем 6 Б класса в МБОУ Пригорской СШ. Провела этот классный час я с ними в прошлом учебном году. Главной целью для меня было вызвать гордость и уважение к участникам Великой Отечественной войны и нашему прошлому, а также сформировать общее представление о тяготах войны, вызвать чувство эмпатии у учащихся. У меня это получилось.

Предмет: внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов.

Тема: «Герои и события Великой Отечественной Войны»

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов

Количество часов: 45-60 минут (в зависимости от подготовки и темперамента учащихся)

  Цель: воспитание у учащихся патриотического чувства к своей Родине, гордости за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны, готовности к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России; формирование четкого представления о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

Задачи:

  1. Образовательные
  • Погрузить детей в атмосферу военного времени.
  • Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
  • Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
  1. Воспитательные
  • Воспитать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
  • Воспитать уважение и благодарность к ветеранам ВОВ.
  • Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
  1. Развивающие
  • Развивать интерес к изучению истории.
  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Техническое и программное обеспечение

Компьютер с установленными операционной системой Windows и офисным приложением Microsoft Office PowerPoint 2010 (в более ранних версиях MS Office Power Point возможны сбои во время работы с ресурсом), звуковые колонки, мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска).

Рекомендации по использованию ресурса

В папке содержатся файлы: текстовый документ (Пояснительная записка), презентация, выполненная   в    программе    PowerPoint    2010    с    использованием  гиперссылок  и анимационных эффектов.

Для  корректного  воспроизведения  заданий  игры,  работы  гиперссылок  перед просмотром презентации рекомендуется извлечь папку из архива.

Кульминация мероприятия. Содержит видеоролик – ответы учащихся МБОУ Пригорской СШ 5-6 классов на вопрос «Какие ассоциации у Вас возникают с праздником День Победы?»

Методическая разработка интерактивной игры, посвящённой празднованию Дня Победы «Долг памяти», подготовлена в помощь классным руководителям при проведении открытых внеклассных мероприятий, классных часов по данной теме.

Актуальность данной разработки заключается в том, что Великая Отечественная война на уроках истории изучается только с 9 класса, а тему войны и победы важно поднимать в любом возрасте. Несмотря на то, что тема серьезная, представлено много информации о том страшном времени, разработка представлена в виде интерактивной игры. Эта современная, на мой взгляд, подача информации вызывает интерес и мотивацию к дальнейшему изучению событий того времени.

Данная разработка включает цели и задачи игры, интерактивную презентацию и сценарий. Игра «Долг памяти» позволит учащимся понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши прадеды жертвовали собой во время войны. Об этом необходимо рассказывать подрастающим поколениям с целью воспитания в них моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории России, готовность служить Отечеству становятся наиболее актуальными накануне празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые сочетали в себе такие качества, как любовь к Родине, чувство долга, истинную веру. Игра содержит краткие сведения о крупных сражениях, героях Великой Отечественной войны, а также сведения о праздновании Дня Победы. Мероприятие может быть оптимально включено в урочную и внеурочную деятельность. Игра «Долг памяти» дает возможность учащимся проявить свой талант, высказать свое мнение, повысить уровень читательской культуры, расширить свой кругозор.

Ход мероприятия

Слайд 1. (Есть музыкальное оформление, включается автоматически. Переход на следующий слайд по щелчку)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Вот какие ассоциации возникают у вас с праздником «День Победы».

ПРОСМОТР ВИДЕО-ИНТЕРВЬЮ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ МБОУ ПРИГОРСКОЙ СШ.

4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

Слайд 2.(По щелчку появляется первая картинка со звуками смеха детей, который по истечении 26 секунд замолкает, по щелчку включается вторая картинка со звуком военных действий. Переход на следующий слайд по щелчку)

Война – это самое страшное на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и в мире столько боли и тревоги за своих близких и родных. Закройте глаза и послушайте…

Представьте себе лето, на улице светит солнце. У вас каникулы, вы бегаете во дворе, играете в игры, смеетесь, мечтаете, радуетесь. Вечером ложитесь спать в предвкушении завтрашнего прекрасного дня, встречи с друзьями, поездки к любимой бабушке.

Мирное раннее летнее утро 22 июня 1941г. Пение птиц, роса на траве, едва слышный шелест листьев, когда все люди еще спят, и вдруг…

(Переключается картинка на слайде 2.)

рев самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога, - вот так вероломно немецкие фашисты во главе с Адольфом Гитлером начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. Хотели сделать всех людей рабами немецких фашистов. 22 июня 1941 года они перешли границу СССР. Вы спросите, как же все люди об этом узнали? Ведь Интернета и даже телевизоров в то время не было! Но зато на улицах стояли специальные громкоговорители, и 22 июня около них собралось много людей. 

Слайд 3. (Звучит голос Левитана. Переход на следующий слайд по щелчку)

Немецкие фашисты думали, что смогут завоевать и нашу страну всего за несколько месяцев. Но у них ничего не вышло, потому что нашу страну защитили наши прадедушки и прабабушки.

Слайд 4. (Кроссворд, на котором будут по щелчку появляться названия городов-героев)

Сейчас мы совершим путешествие по некоторым городам-героям[1]. Вам нужно прочитать/прослушать текст о городе-герое, догадаться о каком идет речь. Как только вы правильно назовете его, откроется строчка нашего кроссворда.

Данное задание можно выполнять в группах. Учащиеся сами прочитывают текст, записывают свой ответ в пропущенное поле. Другой вариант – учитель (ведущий) читает текст сам, дети воспринимают информацию на слух. В конце дают свой ответ. 

  1. 30 сентября 1941 г. фашистские генералы отдали приказ о наступлении на _________. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун». Тайфун — сильный ветер, ураган, сметающий все на своем пути. Вот таким ураганом мечтали фашисты ворваться в _________. Обойти ее с севера, с юга, схватить наши армии в огромные клещи, сжать, раздавить, уничтожить. Немецко-фашистская армия имела преимущество в танках, самолетах, артиллерии, пехоте. Началось одно из крупных сражений Великой Отечественной войны. Вся страна встала на защиту столицы. Гитлеровское командование поставило задачу: овладеть ___________ к 16 октября 1941 г. В наступлении участвовали 75 вражеских дивизий, почти половина всех вооруженных сил противника. Но ни взять, ни окружить __________ Гитлеру не удалось.

Ответ: Москва. По щелчку на экране появляется ответ в кроссворде.

  1. По замыслу немецкого командования взятию Москвы должен был предшествовать захват___________. К городу были направлены большие силы противника, но прорвать оборону они не смогли. И тогда немецкие войска замкнули кольцо вокруг города. В окружённом городе осталось около двух миллионов человек. В эти годы жизнь была не лёгкая, не работал водопровод, дома в городе отапливались печками, в которых сжигали книги, мебель, тряпки и другим. В городе был сильный голод. Блокада ____________началась 8 сентября 1941 года и была прорвана 18 января 1943 года, а полностью её ликвидировали в январе 1944 года.

Ответ: Ленинград. По щелчку на экране появляется ответ в кроссворде.

  1. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны —_________________битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. 23 августа город подвергся страшной бомбардировке, уничтожившей большую часть городских зданий. Немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее ______________. На защиту города встали рабочие, городская милиция, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ. К 12 сентября 1942 г., несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник вплотную подошел к городу. Вся страна пришла на помощь _______________. 75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под ________________. В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали.

Ответ: Сталинград. По щелчку на экране появляется ответ в кроссворде.

  1. С началом Великой Отечественной войны ____________оказался на пути главного удара фашистских войск по направлению к Москве. Первой бомбардировке город подвергся 24 июня 1941 г., а спустя 4 дня гитлеровцы совершили на ___________вторую воздушную атаку, в результате которой была полностью разрушена центральная часть города. Противник превосходил их численностью в людских ресурсах, артиллерии и самолетах (в 2 раза), а также в танковой технике (в 4 раза). Сражение продолжалось 2 месяца – с 10 июля по 10 сентября 1941 года. Оккупация ____________ длилась больше двух лет. 25 сентября 1943 года в результате наступательной операции город был освобождён.

Ответ: Смоленск. По щелчку на экране появляется ответ в кроссворде.

Война затронула всех – даже детей, которые наравне со взрослыми уничтожали врага, становились героями, погибали…

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом - солдат,

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок.

Разве этому есть цена?

Б. Окуджава (отрывок)

В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. О них мы сегодня и вспомним…

Слайд 5. (На слайде появляется шифровка, с помощью которой нужно разгадать имя и фамилию героя, по щелчку появляется каждая буква имени и фамилии по очереди и в конце  – фотография молодого героя)

Учитель (ведущий) читает информацию о герое, после того, как на экране появилась его/её фотография.

Марат Казей (1929 - 1944) - пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза.hello_html_m12f4b0f6.png

Мать (Анна Казей) во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она окончила педагогический институт.

Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами. Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

По щелчку на экране появляется новая шифровка.

Валя Котик (1930-1944) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза. На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на Украине. С августа 1943 года в партизанском отряде был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.hello_html_m4f8f99dd.png

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался.

По щелчку на экране появляется новая шифровка.

Леня Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. "Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу", - такие данные содержатся в его наградном листке.

С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было: он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.

По щелчку на экране появляется новая шифровка.

Саша Чекалин родился в 1925 году в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд, в числе которых был и Саша Чекалин,  нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули противников.

В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Несколько дней фашисты пытали его, затем повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.

По щелчку на экране появляется новая шифровка.

hello_html_mc1f91d2.png

Зинаида Портнова (1926—1944) — советская подпольщица, активный участник антифашистской молодёжной организации.

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, близ станции Оболь Витебской области.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.

С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. После пыток была расстреляна в тюрьме.

Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны. Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам. Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала... и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа. Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу.

Предлагаю вам вспомнить песни военных лет и спеть некоторые из них.

Слайд 21. (По щелчку звучит песня, участники игры хором поют отрывок из песни. Предлагаются следующие песни: «В землянке», «Катюша», «Синий платочек», «День Победы»)

Дошли до победы не все… Мы с радостью и со слезами на глазах благодарим ветеранов, дорогих прабабушек и прадедушек за эту свободу, за наше будущее.

Слайд 22.

Рефлексия. Поблагодарим же наших бабушек и дедушек, всех, кто прошёл путь войны, а также тех, кто не дошёл до конца. Вы можете сделать это в прозе или стихотворной форме. Выразитете свою благодарность так, чтобы были включены следующие слова: жизнь, свобода, спасибо, поклон.

В нашем коллективе родились разные поздравления. Вот примеры некоторых из них.

  • Спасибо вам за жизнь и низкий вам поклон

          За свободу в мире и победу в нем! (Никита Кривичев, 5 Б класс)

  • Спасибо деду за свободу

За то, что жизнь свою отдал.

За небо чистое и воду

Поклон вам низкий я отдам!

Победа нелегкой ценой вам досталась

Погибли все воины, все ваши друзья,

О войне воспоминания остались…

Спасибо, скажу, спасибо, родня!  (Анастасия Годунова, 6 Б класс)

Мы обязаны помнить…чтобы не повторить вновь.

Мы должны быть благодарны…чтобы каждый день радоваться миру и свободе.

Мы говорим об этом вновь и вновь…чтобы жизнь продолжалась вечно.

Слайд 23. Салют.

Благодарю за работу!!!


[1] Город-герой – высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...