Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа

Лукичёва Марина Анатольевна

Материал необходим для осуществления внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

                                             

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Уроки здоровья»

Класс: 1-4

Уровень общего образования: общеобразовательная школа

Срок реализации программы: 4 года

Количество часов по учебному плану: всего – 135 часов, 1 час в неделю

Программа составлена: на основе авторской программы «135 уроков здоровья или школа докторов природы», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

                                                                 Автор – составитель:

                                                                Лукичёва Марина Анатольевна

                                                                педагог

г. Подольск, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

       Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

     По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют выстроить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;
  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. - интенсификация учебного процесса;
  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизн

     Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и плноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Уроки  Здоровья».

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

     Данная  программа строится на принципах:

  • научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА

     Содержание занятий направлено на то, чтобы научить детей быть здоровыми душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Обеспечение мотивации

     Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

     Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

     Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

     Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Программа  рассчитана на 135 часов за 4 года обучения, 1 класс  - 33 часа в год (1 час в неделю),  2- 4 классы  по 34 часа в год (1час в неделю)

Формы и режим занятий

 Форма обучения

  • по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
  • по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

Режим занятий 

– 1 час в неделю : 33 часа в год для 1- х классов, 34 часа для 2-4 классов.

       Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

       Основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия, деловая и ролевая игра.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

3 класс

  1. Чего не надо бояться.

 Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Чего мы боимся.

Практические занятия

«Нарисуй свой страх»

  1.  Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся делать добро. Спеши делать добро.

Практические занятия

Игра «Почему это произошло?». Лексическая работа с пословицами о добре и зле.

  1. Почему мы говорим неправду

Поможет ли нам обман?. Неправда и ложь в пословицах и поговорках.

Практические занятия

Практическая работа со словарем С.И.Ожегова. Анализ ситуации (рассказ Л.Толстого «Косточка»)

  1. Почему мы не слушаем родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Практические занятия

Игра-тест «Мои обиды»

  1. Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.

Практические занятия

Чтение по ролям стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка». Динамический час.

  1. Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

Практические занятия

Игры «Давай поговорим», «Доскажи словечко»

  1. Как относиться к подаркам.

Как принимать и дарить подарки.

Практические занятия

Разыгрывание и анализ ситуаций по теме.

  1. Как следует относиться к наказаниям.

Наказание – как средство воспитания.

Практические занятия

Анализ ситуации (стихотворение Э.Мошковской «В обиде»)

  1. Как нужно одеваться.

Одежда.

Практические занятия

Игры «Кто больше», «Правильный ответ». Оздоровительная минутка.

  1. Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение. Азбука личной безопасности.

Практические занятия

Практикум по теме (проигрывание ситуаций)

  1. Как вести себя, если что-то болит.

Что такое боль.

Практические занятия

Кроссворд по теме.

  1. Как вести себя за столом.

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Практические занятия

Практикум «Сервировка стола»

  1. Как вести себя в гостях.

Ты идешь в гости.

Практические занятия

Г.Остер «Вредные советы». Игра «Гости на пороге»

  1. Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.

Практические занятия

Практикум «Мы – пассажиры»

  1. «Нехорошие слова». Недобрые шутки»

Умеем ли мы вежливо общаться по телефону. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Практические занятия

Игры «Комплимент», «Телефон»

  1. Что делать, если не хочется в школу.

Беседа с активным слушанием «Помоги себе сам»

Практические занятия

Конкурс рисунков «Школа моей мечты»

  1. Чем заняться после школы.

Умей организовать свой досуг.

Практические занятия

Стихотворный монтаж «О свободном времени»

  1. Как выбирать друзей.

Беседы с активным слушанием «Что такое настоящая дружба», «Кто может считаться настоящим другом»

Практические занятия

Игры «Хочу быть…», «Любит – не любит»

  1. Как помочь родителям.

Как доставить родителям радость.

Практические занятия

Игры «Если бы я был взрослым…»

  1. Как помочь больным и беспомощным.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь. «Спешите делать добро»

Практические занятия

Анализ стихотворения Е.Благининой «Наш дедушка». Ролевая игра «Правило доброты»

  1. Повторение.

Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.

Практические занятия

Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

(1 час в неделю – 34 часа в год)

 №

п/п

Содержание темы

Количество часов 

Всего

Теоретические

Практические

1

Чего не надо бояться

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

Почему мы говорим не правду

2

 1

1

4

Почему мы не слушаемся родителей?

2

1

1

5

Надо уметь сдерживать себя

2

 1

1

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу 

2

1

1

7

Как относиться к подаркам

2

1

1

8

Как следует относиться к наказаниям 

1

 0,5

0,5

9

Как нужно одеваться

1

0,5

0,5 

10

Как вести себя с незнакомыми людьми 

1

 0,5

0,5

11

Как вести себя, когда что-то болит

1

 0,5

0,5

12

Как вести себя за столом

2

1

1

13

Как вести себя в гостях

1

 0,5

0,5

14

Как вести себя в общественных местах

2

1

1

15

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

2

1

1

16

Что делать, если не хочется в школу

1

 0,5

0,5

17

Чем заняться после школы

1

 0,5

0,5

18

Как выбрать друзей

2

1

1

19

Как помочь родителям

1

 0,5

0,5

20

Как помочь больным и беспомощным

2

1

1

21

Повторение

3

1

2

Итого:

34

17

17

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                       — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                

 — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                        — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                       —овладеть  навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                 — характеризовать явления (действия и поступки),  давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    

 —находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                    

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                          

 — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;                                                                                                      

 — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ;                                                                                                                                                               — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                            

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

1. Регулятивные УУД: 

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • проговаривать последовательность действий на уроке
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану

 средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

        Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)
  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков)

         Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
  • слушать и понимать речь других

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • учиться выполнять различные роли в группе 

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                          — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                                                                                                — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                    

  —   применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          

 — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                          

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Обухова Л.А.,  Лемяскина Н.А.,  Жиренко О.Е    « 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2014г.
  2. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
  3. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2010
  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
  5. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
  6. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.
  7. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
  8. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
  9. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
  10. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
  11. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей»  \под Сократова.М..2005г.
  12. Урунтаева  Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Название раздела,

тема занятия

Кол-во часов

Тип

занятия

Форма

занятия

Информационное сопровождение

Дата

поведения

план

факт.

  Чего не надо бояться – 1 час

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

1

Комбинированное

Решение ситуационных задач

Стихотворение Э.Успенсого «Академик Иванов»

Стихотворение И.Токмаковой «Не буду бояться!»

 Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным – 2 часа

2

Учимся думать

1

Комбинированное

Традиционная

Заучивание слов «Сначала хорошо подумай, потом сделай доброе дело»

3

Спеши делать добро

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры

Заучивание пословицы «Доброе дело питает и разум и тело»

 Почему мы говорим неправду – 2 часа

4

Поможет ли нам обман

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами практикума

Рассказы Л.Н.Толстого

5

Неправда, ложь в пословицах и поговорках

1

Комбинированное

Решение ситуационных задач

Заучивание пословиц о правде и лжи

Почему мы не слушаемся родителей – 2 часа

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

Комбинированное

Традиционная

Рассказ Е.Чарушина «Курочка»

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

Комбинированное

Дидактическая игра

Рассказ М.Горького «Воробышек»

Надо уметь сдерживать себя – 2 часа

8

Все ли желания выполнимы

1

Комбинированное

Тематическая беседа с анализом ситуации

Стихотворение А.Барто «Девочка-ревушка»

9

Как воспитать в себе сдержанность

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры

Работа с толковым словарем

Работа с пословицами

Не грызи ногти, не ковыряй в носу – 2 часа

10

Как отучить себя от вредных привычек

1

Комбинированное

Традиционная

Стихотворение С.Михалкова «Пятерня! Пятерня!»

11

Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

1

Комбинированное

Дидактическая игра

Стихотворение Г.Остера «Нет приятнее занятья…»

 Как относиться к подаркам – 2 часа

12

Я принимаю подарок

1

Комбинированное

Тематическая беседа с анализом ситуации

Стихотворение Г.Остера «Если ты пришел на елку…»

13

Я дарю подарки

1

Комбинированное

Тематическая беседа с анализом ситуаций и элементами игры

Это полезно знать!

 Как следует относиться к наказаниям – 1 час

14

Наказание

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами практикума

Стихотворение «Например, тебя хотят…»

Стихотворение Э.Мошковской «Я ушел в свою обиду…»

Как нужно одеваться – 1 час

15

Одежда

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуаций

Стихотворение Э.Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

Слова А.П.Чехова «В человеке все должно быть прекрасно…»

Как вести себя с незнакомыми людьми – 1 час

16

Ответственное поведение

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуаций

Стихотворение «Азбука безопасности»

Правила поведения с незнакомыми людьми

Как вести себя, когда что-то болит – 1 час

17

Боль

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами практикума и анализом ситуаций

Стихотворение О.Дриз «Шип в мою ладонь впился…»

Незаконченные фразы по теме

Как вести себя за столом – 2 часа

18

Сервировка стола

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами практикума

Кроссворд

Пиши и говори правильно: «аппетит»

19

Правила поведения за столом

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры

Правила поведения за столом

Как вести себя в гостях – 1 час

20

Ты идешь в гости

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры

Стихотворение Г.Остера «Если ты пришел к знакомым…»

Оформление письменного приглашения

Как вести себя в общественных местах- 2 часа

21

Как вести себя в транспорте и на улице

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуации

Это полезно помнить! (правила поведения на улице, в транспорте» Стихотворение «Азбука поведения в стихах»

22

Как вести себя в театре, кино, школе

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуации

Стихотворение А.Барто

 «В театре»

Правила поведения в школе

«Нехорошие слова». Недобрые шутки – 2 часа

23

Умеем ли мы вежливо общаться

1

Комбинированное

Тематическая беседа с анализом ситуаций

Стихотворение «Есть волшебные слова»

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

Комбинированное

Урок-игра

Сказка К.Чуковского «Телефон»

Это полезно помнить!

Что делать, если не хочется в школу – 1 час

25

Помоги себе сам

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуации

Стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри»

«Полезные советы» Г.Остера

Чем заняться после школы – 1 час

26

Умей организовать свой досуг

1

Комбинированное

Урок-игра

Стихотворный монтаж

Как выбрать друзей – 2 часа

27

Что такое дружба

1

Комбинированное

Тематическая беседа с анализом ситуаций

Стихотворение П.Синявского «Ветерок с березкой шепчется»

Рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»

28

Кто может считаться настоящим другом

1

Комбинированное

Дидактическая игра

Стихотворение В.Орлова «Кто кого обидел первый?»

Как помочь родителям – 1 час

29

Как доставить родителям радость

1

Комбинированное

Традиционная

Стихотворения А.Усатовой, В.Берестова, Е.Благининой. Стихотворение Г.Ширковца «Не пойму я взрослых этих»

Как помочь больным и беспомощным – 2 часа

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

Комбинированное

Тематическая беседа с элементами ролевой игры

Рассказ «Старый дед и внучек»

31

«Спешите делать добро»

1

Комбинированное

Ролевая игра

Сценка «Незнайка»

Повторение – 3 часа

32

Огонек здоровья

1

Комплексное применение знаний и умений

Урок-спектакль

Сценарий

33

Путешествие в страну здоровья

1

Комплексное применение знаний и умений

Урок-путешествие

Путешествие по станциям (задания)

34

Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)

1

Комплексное применение знаний и умений

Урок-соревнование

Игра (туры)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате усвоения программы  учащиеся научатся:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся узнают:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ:

К концу 1 года обучения:

Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна, правила поведения в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: 

Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы. 

К концу 2 года обучения:

Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».

К концу 3 года обучения:

Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.

Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.

Способ проверки: 

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».

К концу 4 года обучения:

Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.

Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 

  • театрализованное действие «Дружба»;
  • спортивный праздник «День здоровья»;
  • сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»;
  • костюмированный праздник «Чистота и здоровье»;
  • игры-путешествия «Откуда берутся грязнули ?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо»;
  • урок – КВН «Наше здоровье»;
  • праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым"

программа по лечебной физкультуре для для учащихся II и III мед группы, внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым"

программа по лечебной физкультуре для для учащихся II и III мед группы, внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика и здоровье 7-8 класс"

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная эк...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» 1-4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...