Дневник памяти
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Тимченко Елена Васильевна

занятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_pamyati_zanyatie_o_blokade.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                "Дневник памяти"

                  (занятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда)

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти. 

Задачи:

- приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
- воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.

Форма мероприятия: патриотический «Огонек»

                                      Ход мероприятия:

           Воспитатель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории. В календаре много разных памятных дат, но для всех людей 27января — день памяти, день скорби, день окончания блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число — 872 дня.
                1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось. 
           Автор: Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года: 
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...» 

Воспитатель: 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб — и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров. 
            Автор: Запись от 17.сентября 1941 года:

«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».

Воспитатель: Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны. Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 — 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам». Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа. 

Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». 

В глазницы обугленных окон глядится холодный восход, 

Молчат на проспекте широком автобусы, вмерзшие и лед, 

Не сдавшиеся воле судеб, застывшие автофургоны

С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)

Автор: Запись от 10.-11.09.41

«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо: Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады 
.Сгоревшие Бадаевские склады — центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, — это были горящий сахар, мука, масло ..» 

Чтец Кто не был там, тот, слава Богу, не был. 

Не видел сквозь рассвета пелену 

Беззвучно умирающее небо.

И город, распахнувшийся в войну.

Не страшен страх, рождающий удушье. 

Клинком мороза жалящий поддых. 

Страшней, когда привычно равнодушно

Проходишь мимо не своей беды. 

Когда душа надорвалась,устала,

Когда глаза устали без конца

 Смотреть, как надает с небес

Начало чьего-то неизбежного конца. 

Кто не был там, тот не поймет, поверьте,

Как росчерк гари, вспухший в небосвод, 

Срывает с неба маску тихой смерти. 

И слава Господу, что не поймет.

Воспитатель: Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия 
       
Воспитатель:12 сентября — первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты — более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный призрак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители. 
И вдруг — по радио поздравление: «Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй». 
              Автор: Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много. 
Да, нам сейчас трудно. Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, — знаем — она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...» 
Юлия Савченко. Запись от 29 января 1942 года: 
«Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, — стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки. 
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру. Но всё же он был...» 

Воспитатель:  Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду. 

Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.     Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.     На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

 Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. 
             Воспитатель: Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки»

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец
- Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

            Воспитатель: Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы. 
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции. 
И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.  
Норма — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.
Чтец
Скрипят, скрипят по Невскому полозья 
На детских санках, узеньких, смешных, 
В кастрюльках воду голубую возят, 
Дрова и скарб, умерших и больных. 
А девушка с лицом заиндевелым, 
Упрямо стиснув почерневший рот, 
Завернутое в одеяло тело 
На Охтинское кладбище везет. 
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б. 
Глаза бесстрастно смотрят в темноту 
Скинь шапку, гражданин. 
Провозят ленинградца, 
Погибшего на боевом посту. 
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. 
Нам ненависть заплакать не дает. 
Нам ненависть залогом жизни стала: 
Объединяет, греет и ведет 
О том, чтоб не прощала, не щадила, 
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила 
На Охтинском, на правом берегу . (О. Бериольц) 

Чтец:
Я к ним подойду. Одеялом укрою, 
О чем-то скажу, но они не услышат. 
Спрошу — не ответят …
A в комнате — трое, 
Нас в комнате трое, но двое не дышат. 
Я знаю: не встанут. 
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю? (Ю. Воронов) 


Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
              Воспитатель: «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
           Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами. 
              Автор: Запись от 30 03.42: 
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными? 
Весь город — все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
               Воспитатель: Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. 
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. 
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. 

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Чтец
В блокадных днях мы так и не узнали: 
Меж юностью и детством где черта? .. 
Нам в сорок третьем выдали медали 
И только в сорок пятом — паспорта 
И в этом нет беды, но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, что мы не будем 
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов) 

           Воспитатель: И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют, надрываются трубы,
И арфа вступает, как горный ручей.
И пальцы на лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки победно и скорбно неслись…
А чтобы всё это сегодня свершилось,
Они сквозь израненный город брели.
И сани за спинами их волочились –
Они инструменты и скрипки везли.

Чтец:
И тёмная пропасть концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им о военных вокзалах,
Где люди неделями ждут поезда:

Чтец:
Пальто и ушанки, упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было, но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал, что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом, на случай возможной замены,
Стояли ударник и два скрипача.
Чтец:
Концерт начался! и под гул канонады –
Она, как обычно, гремела в окрест –
Невидимый диктор сказал Ленинграду:
«Вниманье! Играет блокадный оркестр!..»
И музыка встала над мраком развалин,
Крушила безмолвие тёмных квартир.
И слушал её ошарашенный мир…
Вы так бы смогли, если б вы умирали?..
Автор: Запись от 24 мая 1942: 
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки. 
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…» 
Воспитатель: 1943 год.12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады. 

Чтец
О дорогая, дальняя, ты слышишь?

Разорвано проклятое кольцо! 

Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, 

В сияю ш их слезах твое лицо.

 Пусть эти слезы сердце успокоят …

А на врагов — расплавленным свинцом

 Пускай падут они в минуты боя 
За все, за всех, задушенных кольцом. 
За девочек, по-старчески печальных, 
У булочных стоявших, у дверей, 
За трупы их в пикейных одеяльцах, 
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц) 

            Воспитатель: Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем. В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Чтец 

На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
« Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады. Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Автор: Запись от 27 января 1944: «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все» Звучит стихотворение в исполнении Воронова
           Воспитатель: почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....

Урок памяти "Дневники блокадного Ленинграда"

Презентация составлена с участием учащихся в рамках недели истории, посвященной Блокаде Ленинграда.Ученики 6 класса представляли подготовленный материал для 8 класса: были озвучены воспоминания и живы...

День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокадный дневник

Развивающее занятие о блокадном Ленинграде.Знакомство  с блокадным дневником Тани Савичевой...

Урок памяти "Блокадный дневник"

мероприятие проходит в форме «Урока памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - де...