Урок памяти "Блокадный дневник"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Ступак Галина Александровна

мероприятие проходит в форме «Урока памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_dnevnik-18.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти

Блокадный дневник

Слайды презентации оформлены в виде старых страниц дневника.

Первый слайд с записью: «Блокадный дневник»

«Кто не был там, тот слава Богу не был…» - запись

Звучит печальная музыка

1- Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Урока памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории. 

Слайд «27 января 1944 г. - день снятия блокады Ленинграда»

Чтец - По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,
Как ветер.
Мы не встречаем Новый год –
Он в Ленинграде незаметен.
Дома –
Без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил
Бабаевские склады.
И мы
Бабаевской землей
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой,
Земля с золой –
Наследье
Прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем
Под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались
Лишь глаза и скулы.
И мы
Обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела
У осажденных ленинградцев…
Здесь
Даже спички лишней нет.
И мы,
Коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет
Огонь
Из камня высекаем.
И тихой тенью
Смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же
В городе у нас
Не будет
Каменного века!
Кто сможет,
Завтра вновь пойдет
Под вой метели
На заводы.
… Мы
не встречаем Новый год,
Но утром скажем:
С Новым годом!

(Ю. Воронов)

1 - В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября — день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал.

Начинает звучать «Священная война»

2 - 1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Звучит музыка
Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года: 
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»

Автор - 8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, 

Звуки войны

2 - 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб — и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.

Запись от 17.сентября 1941 года:
«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».

Автор проговаривает слова со слайда

1 -  Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны. 
 Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 — 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».

2- Решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов… Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать. 
1- Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа. 

Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс»

Чтец - Кто не был там, тот, слава Богу, не был. 
Не видел сквозь рассвета пелену 
Беззвучно умирающее небо 
И город, распахнувшийся в войну.
Не страшен страх, рождающий удушье, 
Клинком мороза жалящий поддых. 
Страшней, когда привычно равнодушно 
Проходишь мимо не своей беды. 
Когда душа надорвалась, устала, 
Когда глаза устали без конца 
Смотреть, как надает с небес начало 
Чьего-то неизбежного конца. 
Кто не был там, тот не поймет, поверьте,
Как росчерк гари, вспухший в небосвод, 
Срывает с неба маску тихой смерти. 
И слава Господу, что не поймет.

Запись в дневнике:12 сентября — первое сокращение норм выдачи населению продуктов.

Автор- 12 сентября — первое сокращение норм выдачи населению продуктов.

 Первое, но не последнее...

2 - 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты — более чем плачевные. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.

 На экране появляется рецептура блокадного хлеба.

Запись в дневнике «И вдруг — по радио поздравление…»

 Автор - И вдруг — по радио поздравление «Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй. 
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много. 
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим, нет, не верим, — знаем — она будет…

 Запись от 29 января 1942 года. Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись.

Автор - «Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, — стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду ведрами из рук в руки. 
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру. Но всё же он был...» 

Чтец - Нет лекарств, чтоб голод укрощали 
И пока он в городе везде, 
Мы себе негласно запрещаем 
Говорить друг с другом о еде. 
А начнешь, — недобрый взгляд заметя, 
Тут же смолкнешь, будто шел на грех 
К этому привыкли даже дети, 
Хоть сегодня им труднее всех. 
В разговорах я храню запреты 
На еду, которой не забыл, 
На супы, на каши и котлеты. 
Но о них не думать — выше сил.

Чтец - БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.
                                                        (Г. Станиславская 
)

1- Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бабаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бабаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду. 
2 - Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Звучит музыка

1 - Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. 
2 - Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
1 - Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.

Чтец - Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно, 
холодно, 
холодно очень...
Вставлена вместо стекла 
картонка...
Вместо соседнего дома – 
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется... 
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой... 
Утром...
Давно...
Вышла вода... 
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких... 
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...

(Н. Радченко )

 

1 - Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы. 
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов..

Чтец
Скрипят, скрипят по Невскому полозья 
На детских санках, узеньких, смешных, 
В кастрюльках воду голубую возят, 
Дрова и скарб, умерших и больных. 
А девушка с лицом заиндевелым, 
Упрямо стиснув почерневший рот, 
Завернутое в одеяло тело 
На Охтинское кладбище везет. 
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б. 
Глаза бесстрастно смотрят в темноту 
Скинь шапку, гражданин. 
Провозят ленинградца, 
Погибшего на боевом посту. 
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. 
Нам ненависть заплакать не дает. 
Нам ненависть залогом жизни стала: 
Объединяет, греет и ведет 
О том, чтоб не прощала, не щадила, 
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила 
На Охтинском, на правом берегу . (О. Бериольц

Автор - Норма — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.

Запись в дневнике .21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни ».

 Автор - 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». 
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

1 - «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Отрывок из фильма


2
 - Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму, они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами. 


 Запись от 30 03.42:«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города»

Автор -  Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными? 
Весь город — все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
1 - Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 

Звучит песня «В далеком, тревожном году»

1 - Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. 
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. 

2 - Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда». 

1 - В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. 
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.


Чтец
В блокадных днях мы так и не узнали: 
Меж юностью и детством где черта? 
Нам в сорок третьем выдали медали 
И только в сорок пятом — паспорта 
И в этом нет беды, но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, что мы не будем 
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов) 

Звучит фрагмент песни «Дети войны»

2 - И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию писал Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде.

Запись в дневнике29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.

Автор - 29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.

Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.

Автор - И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.
 И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

Запись от 24 мая 1942: «В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям».

Автор - «В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки. 
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…» 

Запись: 1943 год 12 января началась операция «Искра».

Операция по прорыву блокады. 
Автор - Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров.

Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве

Запись от 27 января 1944– День снятия блокады Ленинграда
«Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»

Автор - «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это всё» 

Чтец - В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба… 
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора! 

Есть салют у нас весной, – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…

                                                       (Т. Варламова )
Автор - Почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 8класс."Дневник и автор.По отрывкам из журналаВ.Ф.Одоевского".

Дневник и его автор. По «Отрывкам из журнала Маши»  В. Ф. Одоевского   Предварительная подготовка к уроку Это произведение учитель давал для чтения на лето. В дневнике прочитанно...

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Урок литературы в 8 классе "Личный дневник как часть внутреннего мира человека"

На уроке поднимается проблема внутреннего мира человека. Урок построен на документальном материале. В основу положены личные дневники Анны Франк, Тани Савичевой, писателей К. Паустовского, Л.Толстого....

Конспект урока развития речи "Дневник - это Я, письмо - это ТЫ"

Цели урока: формирование интереса к написанию писем, закрепление навыков культуры общения;развитие письменной речи – письмо-рассуждение;нравственно-этическое и патриотическое воспитание детей.подготов...

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....

Урок памяти "Дневники блокадного Ленинграда"

Презентация составлена с участием учащихся в рамках недели истории, посвященной Блокаде Ленинграда.Ученики 6 класса представляли подготовленный материал для 8 класса: были озвучены воспоминания и живы...