Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

           Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности. Допущенные ошибки трудно исправлять, а правильный выбор – основа жизненного успеха и самореализации как личности и как профессионала. Получение профессионального образования не гарантирует трудоустройства, и может потребоваться много времени для поиска места работы. Для решения вопроса об устройстве на работу необходимо учитывать правила поведения на рынке труда.

          Так как в условиях кризиса проблема является актуальной, предлагаемый курс обучения целесообразно проводить в выпускных классах в рамках изучения раздела предмета технологии "Профессиональное самоопределение и карьера". Так же материалы занятий можно рекомендовать классным руководителям  для проведения часов общения по профориентации старшеклассников.

Курс «Твоя профессиональная карьера» позволяет учащимся:

·        изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе;

·        подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

          Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.

          Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью курса, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие – эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и  регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств). Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты.                

         Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.

          Приложения рабочей тетради «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс содержат диагностические и тестовые материалы для работы с учащимися.  Диагностики проводятся как единовременно со всеми учащимися, так и в индивидуальном порядке. Рекомендуется иметь раздаточный материал для учащихся. Учебные занятия сопровождаются электронными презентациями, составленными по темам учебного курса и в соответствии с учебным материалом программы С.Н. Чистяковой "Твоя профессиональная карьера". При проведении занятий раздела Мир профессионального труда, для выполнения практической работы обязательно подключение к сети Интернет. Эти уроки желательно проводить в кабинете информатики. Наличие ПК повысит интерес учащихся к изучаемому материалу и расширит временные рамки практической части урока для самостоятельной работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, электронной презентации, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.

           Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авдуевская Марина Анатольевна.

Дидактические материалы к урокам технологии.

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"

учебного предмета «Технология» 9 класс

Учитель технологии, первая квалификационная категория.

МБОУ СОШ №20 г. Мурманска

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 города Мурманска).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Рабочая программа

элективного курса "Твоя профессиональная карьера"

учебного предмета «Технология»

9 класс

                                                         Разработчик программы: Авдуевская М.А.,

учитель технологии

Рассмотрено:

МО учителей технологии

Протокол №

от " 31 " августа 2012 г.

Руководитель МО ______/ Кряккиева Н.В.

Утверждаю:

директор школы

Приказ №

от " 01 " сентября 2012 г.

Директор ______________ / Егорова О.В.

г. Мурманск

2012 г.

Пояснительная записка

        Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

        Эта программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

         Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Твоя профессиональная карьера» позволяет учащимся:

  1. изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе;
  2. подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Цели курса:

  1. актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
  2. сформировать у старшеклассников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;
  3. развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  1. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности и самосовершенствовании;
  2. сформировать положительное отношение к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в бознакомить со спецификой прфессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
  3. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств:

  1. междисциплинарная интеграция, содействующая становлению  

            целостного мировоззрения;

  1. интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  2. обучение через опыт и сотрудничество;
  3. использование технических средств обучения для показа современных

            технологий:  видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.

Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью курса, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие – эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и  регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).

При оценке изучения  данной программы с целью отслеживания индивидуальных результатов целесообразно использовать зачётную систему оценивания.  По окончании изучения каждой темы курса учащимся предлагается ответить на вопросы для закрепления и повторения изученного материала и выполнить задания для самостоятельной работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, электронной презентации, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Изучая курс, обучающийся выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в успешной профессиональной карьере.

        Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты.                

        Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.

Тематический план

 

Подраздел,  тема

подраздел

теория

практика

экскурсии


1.


Вводное занятие.


1


1


-


-


2.


Образ "Я".

Темы: 1 – 7.


15


7


8


-


3.


Мир профессионального труда.

Темы: 8-14.


17


8


6


3


4.


Итоговое занятие.


1


1


-


-

Итого:

34

17

14

3

Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса


урока

Тема  урока

Количество часов

учебник

Теорети-

ческие

занятия

Профес-

сиональные

пробы

1

Вводное  занятие. Знакомство с программой.

1

стр. 5-6

2

Тема 1. Путь к самопознанию. Представление о себе и выборе профессии.

1

§ 1-2

3

Диагностика "Методика самооценки личности".

1

стр. 134

4

Тема 2. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и планы.

1

§ 3-4

5

Тема 3. Интересы, склонности и возможности профессионального

Выбора.

1

§ 5-6

6

Диагностика "Экспресс-методика для выявления интересов".

1

стр.

135-137

7

Тема 4. Ведущие отношения личности и профессии.

1

§ 10-12

8

Диагностика темпераментных характеристик по Айзенку.

1

стр.

141-144

9

Диагностика «Определение типа темперамента»

1

стр.130

10

Тема 5. Способности и их роль в выборе профессии.

1

§ 13-14

11

Диагностика структуры способностей.

1

(прил.

Р.Т.)

12

Тема 6. Человек среди людей. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

1

§ 15-16

13

Диагностика "Ориентировочная анкета"

Тест «Насколько вы общительны?»

1

стр.

146-148

14

Тема 7. Человеческие ресурсы.

1

§ 17

15

Диагностика "Методика определения типа ценностных ориентаций".

1

стр. 132;153

16

Диагностика «Методика выявления интеллектуальной лабильности»

1

стр.

149-153

17

Тема 8. Многообразие мира профессионального труда.

Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей.

1

§ 20-22

18

Диагностика "Методика определения уровня субъективного контроля".

1

стр. 144

19

Тема 9. Классификация профессий. Профессиограмма.

1

§ 39-40

20

Диагностика. Составление схемы изучения профессии по психологическим характеристикам – требованиям.

1

стр.

155-159

21

Диагностика «Ориентация». Определение профессиональных интересов и способностей.

1

(Справ.

пособ.)

стр.21-26

22

Тема 10. Человек на рынке труда. Основные принципы формирования рынка труда.

1

§ 41-43

23

Экскурсия. Встреча с работниками "Центра занятости населения".

1

24

Тема 11. Пути получения профессии. Основные уровни профессионального образования.

1

(Справ.

пособ.)

стр. 30-47

25

Тема 12. Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить себя на рынке труда.

1

(Справ.

пособие)

стр. 16

 26

Анализ информации о вакансиях. Составление резюме.

1

(Справ.

пособие)

стр.50-66

27

Экскурсия. Встреча с работниками "Молодёжной биржи труда".

1

28

Тема 13. Пути получения профессионального образования.

1

§ 44

29

Аналитическая деятельность «Кем

быть?»

1

30

Экскурсия на ярмарку учебных заведений города, области, региона.

1

31

Тема 14. Моя профессиональная карьера.

1

§ 37

32

Аналитическая деятельность «Мечта и цель»

1

33

Дискуссия "Образ будущего".

1

стр.154

34

Итоговое занятие «Путёвка в жизнь». Защита творческих проектов

1


ИТОГО:

17

17

Учебно-методическое обеспечение.

Использованная литература.

Программа:

  1. Технология. Сборник нормативных документов.

Федеральный компонент Государственного стандарта.

Федеральный базисный учебный план.

                        Издательство "Дрофа" г. Москва, 2007 год.

  1. Программа курса «Твоя профессиональная карьера»:

Авторский коллектив.

Научная редакция: член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф. С.Н. Чистякова.

                         Издательство "Просвещение" г. Москва, 2000 год.

Учебники:

  1. «Твоя профессиональная карьера»

     Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

                        Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.

Справочные пособия:

1.  «Тесты по профориентации для учащихся»

     Составление А.А. Аркадьев.

                        Издательство ООО "Современная школа" г. Минск, 2008 год.

  1. «Путёвка в жизнь» Образование, профессия, карьера. Учебно-справочное

          пособие для 9,10,11 классов ОУ / В.Н.Аверкин, О.М. Зайченко

                               Издательство Москва, Просвещение, 2005.

 Методические пособия:

     1.  "Твоя профессиональная карьера: методика"

     Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

                             Издательство "Просвещение" г. Москва, 2006 год.

    2.  "Человек и профессия" образовательный курс профориентационной  

         направленности

         авт.-сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина

                             Издательство "Глобус" г. Москва, 2007 год

Дидактические пособия:

    1. "Дневник профессиональной карьеры"

    Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

                        Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Электронное приложение с наглядными информационными материалами  

          к образовательному курсу "Человек и профессия"  

          авт.-сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина

                             Издательство "Глобус" г. Москва, 2007 год

                                       

Информационно-техническое обеспечение.

  1. Мультимедиапроектор.
  2. Персональный компьютер.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны:

знать/понимать сущность и содержание следующих понятий:

  1. значение профессионального самоопределения;
  2. требования к составлению личного профессионального плана;
  3. правила выбора профессии;
  4. понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  5. понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  6. понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  7. значение творческого потенциала человека, карьеры.

На основе полученных знаний учащиеся должны  уметь:

  1. соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  2. составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  3. использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  4. анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  5. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
  6. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры и  выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  2. о современных формах и методах организации труда;
  3. о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  4. о предпринимательстве;
  5. о рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2016 Учебный курс "Твоя профессиональная карьера".

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора профессиональной деятельности. Помочь ему избежать возможных ошибок, активизировать самостоятельный поиск мною был разработан уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Твоя профессиональная карьера» 9 класс

     Рабочая программа  составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера».   Программа курса «Твоя професси...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Мы в мире профессий.

Цели урока:-формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;- закрепление знаний  о профессиях;- формирование социально значимые знаний, умений, навыков и жизненно важных кач...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессии и здоровье.

Цели урока:  - показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;- научить пользоваться материалом, д...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и             стремлений к профессиональному становлению,...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Человеческие ресурсы.

Цель: формирование адекватного представления о себе и своих возможностях на основе самодиагностики и знания условий развития личностного потенциала....