«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой» и «Пасха - Великий день»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Тимченко Елена Васильевна

Урок памяти и познавательное занятие по программе Русская душа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_v_rossii_semi_takoy._pasha.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

«Нет в России семьи такой, где б ни  памятен был герой»

(урок памяти)

Цель: формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Задачи: 

- познакомить воспитанников с подвигами белгородцев в годы войны;

- расширить знания  о Великой Отечественной войне;

- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение    к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Предварительная работа: заучивание стихов,  подготовка рассказов о героях – белгородцах.    

                                    Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: 

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил

Тем, кто был сожжён в  бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно  камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,

посвящается наше занятие.

II. Основная часть.

Воспитатель:  Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

         Ребенок: Весь под ногами шар земной.

                 Живу. Дышу. Пою.

               Но в памяти всегда со мной

               Погибшие в бою. 

                             Пусть всех имён не назову,

               Нет кровнее родни.

               Не потому ли я живу,

               Что умерли они?

Воспитатель:  Все дальше уходят в прошлое грозные события войны и с каждым годом, даже днем, все меньше становится очевидцев тех событий. Но в памяти народной жива и вечно будет жить слава наших воинов.   «Любите и берегите Родину!» - как бы взывают к нам, потомкам, ушедшие в бессмертие победители. И пока будет слышен этот страстный призыв – не погибнет, не согнется Россия. И День Победы 9 Мая всегда будет напоминать о всемирно историческом подвиге людей, спасших человечество от фашизма.

Победа в Великой Отечественной войне всегда будет для нас символом мужества, патриотизма, самоотверженности солдата и генерала, рабочего тыла и партизана, взрослого и ребенка.

22 июня 1941 года  началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

1 чтец: Июнь. Клонился к вечеру закат.

              И белой ночи разливалось море,

              И раздавался звонкий смех ребят,

                        Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец: Июнь. Тогда ещё не знали мы,

                       Со школьных вечеров шагая,                

                       Что завтра будет первый день войны,

                       А кончится она лишь в 45- м, в мае.

3 чтец: Казалось, было холодно цветам,

              И от росы они слегка поблёкли.

                        Зарю, что шла по травам и кустам.

                        Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец: Такою всё дышало тишиной,

                        Что вся земля ещё спала, казалось,

                        Кто знал, что между миром и войной,

                        Всего, каких - то 5 минут осталось.          

Воспитатель: В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

 Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

 Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

 Война - это 20 часов у станка каждый день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы. Помните!

 Война.  От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски -  более 4 –х лет. Помните!

Воспитатель:  Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Рассуждения детей)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда весь народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощью своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушилась на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные  силы.

От бескрайней равнины сибирской до Полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский, наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый, отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу, за могучую нашу страну!                   

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о героизме, мужестве наших земляков-героев, прославивших Белгородскую землю. Слушая рассказы, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

       (Рассказы детей о героях – белгородцах).

         Воспитатель. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
                                 

                        (Минута молчания)

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Воспитатель: Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискаревское кладбище в Санкт - Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,  на Сапун - гору  в Севастополе,  на Прохоровское поле в Белгородской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии - освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов - парке стоит памятник Воину - освободителю. Это Солдат - победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.  

И в Берлине  в праздничную дату,

Был воздвигнут,  чтоб стоять в веках,

Памятник  Советскому солдату,

С девочкой, спасённой, на руках.

Он стоит  как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.

Носите ордена.
И в праздники и в будни.
На строгих кителях.
И модных пиджаках.

Носите ордена,

Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну,

На собственных плечах.

III. Заключительная часть.

Пройдут годы, десятилетия, уйдут из жизни свидетели огненных лет, но не зарастет тропа к обелискам вечной памяти и скорби. Пока жив народ, будет жить и святая память о тех, кто сложил за него голову, защитил Отечество.

И хочется верить в то, что героические судьбы наших земляков послужат примером  не только вам, но и будущим поколениям и научит вас быть столь же целеустремленными, искренними, самоотверженно преданными своему делу и своей стране, готовыми выполнить свой гражданский и человеческий долг.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

   Рассказы детей о героях – белгородцах.

1-й ребенок:  Наибольшую славу среди героев – белгородцев  снискал генерал армии, Герой Советского Союза Ватутин Николай Федорович.

Ватутин Николай Федорович родился 16 декабря 1901 года в деревне Чепухино Валуйского уезда Воронежской губернии (сейчас это село Ватутино Валуйского района Белгородской области) в крестьянской семье.  Его служба началась в городе Харькове. Чтобы стать кадровым офицером, Николай Фёдорович окончил Полтавскую пехотную школу, военную академию имени Михаила Фрунзе, Военную академию Генерального штаба.

После окончания академии Ватутин Николай Фёдорович был назначен начальником Оперативного управления Генерального штаба, затем – первым заместителем начальника Генерального штаба. В июне 1941 года ему было присвоено звание – генерал-лейтенант.  Войска под командованием Николая Фёдоровича сражались в Сталинградской и Курской битвах, участвовали в освобождении Белгорода, Левобережной Украины.

29 февраля 1944 года Ватутин был ранен при освобождении Киева, а 15 апреля 1944 года скончался. Похоронен в городе Киев.

Николай Фёдорович – Герой Советского Союза, награждён орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени. На родине талантливого полководца, в доме, где он родился, создан мемориальный музей. Памятники Ватутину воздвигнуты в городах Белгород и Валуйки. Его имя присвоено: проспекту в городе Белгороде, улицам в Белгороде, Валуйках, Уразово. 

  2-й ребенок: Среди тех, кто защищал нашу землю в годы Великой Отечественной войны, был Вольдемар Шаландин, который командовал экипажем танка Т-34.  Он защищал подступы к селу Яковлево. Он подпустил вражеские танки на близкое расстояние, а затем в упор расстреляли несколько из них. Но от немецких снарядов загорелся танк Шаландина. Экипаж объятой пламенем машины продолжал вести огонь по врагу, и уничтожили ещё один танк. Враги окружили горящий танк. Внезапно пылающий танк вздрогнул, рванулся вперёд и врезался во вражескую машину. Раздался взрыв. Так погиб в бою отважный экипаж. Шаландину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа одна из улиц нашего города.

 3-й ребенок:  В боях на Курской дуге умело дрались с врагами бойцы 5-го гвардейского Зимовниковского механизированного корпуса. После победы под Прохоровкой, танкисты почти не глушили моторы. Заместитель командира корпуса, генерал-майор Михаил Петрович Лебедь принимал участие во многих боях, личным примером воодушевлял танкистов на ратные подвиги. М. П. Лебедь родился 21 ноября 1903 года на Украине. Детство его прошло в шахтёрском  Донбассе. Война застала подполковника М. П. Лебедя под Ленинградом. Затем - оборонительные бои под Сталинградом, участие в окружении вражеской группировки. За эту операцию М. П. Лебедь был удостоен ордена Красного Знамени. В конце февраля 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора.

Бои на подступах к Харькову были особенно тяжёлыми и кровопролитными. Фашисты пытались любыми средствами остановить наступление наших частей, закрепиться в городе. 22 августа 1943 года, командуя боем, героически погиб генерал-майор М. П. Лебедь. Бойцы перевезли тело своего командира в Белгород и здесь, в братской могиле на Соборной площади похоронили, отдав последние воинские почести. А на другой день, 23 августа 1943 года, Харьков был освобождён от фашистов.      

Белгородцы свято чтут память героя. Его именем названа улица в областном центре, а у пересечения улиц Народной и Богдана Хмельницкого установлен памятник. Памятник был торжественно открыт 5 августа 1957 года.

4-й ребенок:         В небе над Зоренскими Дворами разыгрались ожесточенные воздушные бои. Лётчик, лейтенант Александр Горовец в одном воздушном бою сбил девять самолётов противника. Это единственный в мире лётчик, которому удалось за один боевой вылет одержать столько побед. Но в этом сражении был подбит и самолёт А. Горовца. Выпрыгнуть из самолёта не было возможности. Посмертно Александру Горовцу  присвоено звание Героя Советского Союза.

                             «Пасха - Великий день»

                              (познавательное занятие)

Цель: сформировать знания об истории возникновения, традициях и обрядах праздника Пасхи.

Задачи:

-   изучить традиции и обычаи празднования Пасхи на Руси;

-   развивать творческие способности и коммуникативные умения;

-  воспитывать уважительное отношение к культуре своих предков; формировать толерантное отношение к религии

Оборудование: компьютер, раскраски яиц, яйца для игр, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: изготовление трафаретов яиц.

                                  Ход занятия:

I. Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с историей одного из самых любимых и светлых праздников православных христиан. А о каком празднике пойдет речь, вы должны догадаться сами. 

Старинный медный колокол на башне вековой,

Обросшей мохом мрачным и тощею травой,

Гудит, поднявши благовест до радости небес,

Весенних, светлых, праздничных, поет: «Христос Воскрес!»

И птички острокрылые над башней вековой

Порхают и купаются летучею гурьбой,

И каждая в ответ на то в день праздничных чудес

Звенит свое приветствие: «Воистину Воскрес!»

- Итак, кто догадался, как называется этот праздник? (Ответы детей).

II. Основная часть.

Воспитатель:  Правильно, сегодня наш разговор пойдет о Пасхе. Еще этот праздник называют Светлое Христово воскресенье.

- Ребята, а что вы знаете о празднике Пасхи? (Ответы детей)

Все вы знаете, что Иисус Христос в возрасте 33 лет принял мученическую смерть через распятие ради спасения всего человечества. И вы верно сказали, что жизнь Христа не закончилась его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни!

- Ребята, а кто из вас знает, как Христос вернулся к жизни? (Ответы детей).

Верно. Иисус Христос воскрес. Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес. Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

- Ребята, а как вы думаете, что означает слово «Воскресение»? (Ответы детей).

Воскресение - день возобновления жизни. В день Светлого Христова Воскресения вспоминают возвращение Иисуса Христа к жизни, который своей смертью искупил людские грехи.

Воспитатель: Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

- А кто может сказать, что  предшествует празднику Пасхи?  (Ответы детей)

За семь недель до праздника Воскресения Христова православные христиане вступают в пору Великого поста. Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

Последняя неделя Великого поста называется Страстная седмица. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Самые истовые на этой неделе едят только ржаные сухари, гороховую похлебку, а пьют только воду. Всю страстную седмицу готовятся к празднику. С понедельника: чистят дом, моют окна, стирают белье, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.  В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное “молочко”, чтобы потом им поить больных людей.  В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь ее от дурного глаза и падежа. Многие в эту ночь ставят тесто на завтрашний кулич. При замешивании теста читают “Отче наш”. В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев. С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось. В четверг утром пекли куличи, днем красили яйца, вечером делали пасху. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.

Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу для освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!». Свершается Крестный ход вокруг церкви.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собирается за большим  праздничным столом и после длительного поста наслаждаются  пасхальными угощениями. У пасхального стола не было ограничений. Он был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. В зажиточных семьях на стол подавали до сорока блюд, по числу дней Великого поста. Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.

Но непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили загодя и несли в субботу в церковь – святить.

 Звучат молитвы, зажигаются свечи.  Как правило, на Пасху редко ходят в гости,  предпочитают находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой седмицей. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, люди, в большей степени, занимаются благотворительностью. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется. Люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.

Когда “чокаются” пасхальным яйцом, не забывают при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.

 На Пасху так же разрешается всем желающим звонить в колокола. А в наше время устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. 

- Ребята, а кто мне скажет, что является символом праздника Христова Воскресения? (Ответы детей)

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Кулич – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после воскресения, сам вкушал с ними пищу. Апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба. Они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

- А сейчас отгадайте загадку: «Красное катается – всему миру чудо оповещает». (Ответы детей)

 Правильно, пасхальное яйцо. Яйцо - символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христа.

- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, традиция красить яйца на Пасху в красный цвет – не случайна. Все имеет свое символичное значение. Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!». На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело! Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину Воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.  С тех пор на Светлый праздник Воскресения Христова и принято приветствовать друг друга со словами: «Христос Воскресе!», а в ответ следует говорить «Воистину Воскресе!» - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

Воспитатель: Ребята, вы много узнали о праздновании Светлого Христово воскресенья. Но какой же праздник без игр? Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в пасхальные игры.

                          (Проводятся игры)  

1. «Раскручивание яиц». Ребята по команде раскручивают крашеные яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. 

2. «Найди яйцо». На столе два перевёрнутых стаканчика. Один участник кладёт яйцо под стаканчик. Другому участнику надо угадать, где находится яйцо.

 3.  «Катание яиц». Учебник кладётся на пенал, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатиться дальше, тот и победитель.

4. «Сталкивание яиц» По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг к другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику. 

6. «Битва яиц». Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:  - Ребята, о каком празднике мы говорили на занятии?

- Что нового вы узнали об этом празднике?

- Что означает праздник Пасхи?

- В какой день недели празднуется Пасха?

- Что является основными блюдами праздничного стола?

-  Каким было первое пасхальное яйцо?

Молодцы вы все хорошо усвоили. А в завершении нашего с вами занятия, я хочу предложить вам всем изготовить большую праздничную корзину с крашенными пасхальными яйцами. Каждому из вас я раздам раскраску пасхального яйца, вы её раскрасите, и мы сложим эти яйца в одну корзину.

                              (Творческая работа детей)

В конце занятия оформляется праздничная пасхальная корзина.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой

Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!

Мероприятие, посвященное дню Победы....

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

«Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой».

В данной работе ученик рассказывает о своей прабабушке - участнице  Великой Отечественной  войны, Низамутдиновой Зинаиде Матвеевне . Как все росла, училась в школе, строила планы на будущее,...

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на...