Я кадет
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тимченко Елена Васильевна

конспект занятия по программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx89.43 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в программу

(2 часа)

        Цель: познакомить детей с программой «Я кадет».

        Задачи:

  1. расширить знания детей о кадетах;
  2. вовлечь и заинтересовать воспитанников на дальнейшую работу в объединении «Я кадет»;
  3. способствовать воспитанию патриотизма и чувства ответственности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте дети. Сегодня я хочу познакомить вас с новым объединением «Я кадет» и рассказать, чем мы с вами будем заниматься на дальнейших занятиях.

2. Основная часть 

        И начнем мы с самого главного – это с чего будет начинаться и заканчиваться наше каждое занятие. Как вы думаете, что это? (построение)

- Правильно, это построение. Мы с вами будем строиться в одну шеренгу и по росту, а также делать перекличку и рассчитываться по порядковому номеру. В дальнейшем выберем капитана нашей группы, и он будет рапортовать мне о наличии состава.  Это и будет необходимая часть нашего занятия.

- Далее на занятиях вы узнаете, что такое честь, мужество, достоинство, кто такие кадеты и, кто может ими стать и многое другое интересное.

- Вторым неотъемлем блоком станет строевая подготовка. Это элементы поворотов, шагов, строя. С каждым занятием все это будет усложняться и добавляться новые элементы. Итоговой точкой этого блока станет наш смотр- строй, с песней и маршем.

- Ну а все самое интересное, вы узнаете на наших занятиях по программе «Я кадет».

- И еще, прежде, чем начать наше занятие, мы с вами запустим проект «Добрые дела людям». Суть этого проекта в том, что на протяжении долгого времени мы будем вести плакат и записывать туда Ваши «Добрые дела» (например, помощь людям, животным, растениям, планете), а также заведем экран с оценками, где будет видно по итогам проекта, кто творит больше добрых дел людям.

- Итак вводим традицию в наши занятия – это строевая подготовка.

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

- Присаживаемся.

- Сейчас я вам расскажу об истории возникновения кадетов.

История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса.  Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший». Воспитанниками кадетских корпусов, как правило, становились дети российских военнослужащих.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении кадетских корпусов говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим положительным Отечеству ремеслам».

На протяжении более 250-летней истории кадетов, воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин - далеко не полный список выпускников кадетских корпусов.

В советское время кадетские корпуса как таковые были расформированы.  На всю страну существовали всего несколько подобных учреждений (Суворовское, Нахимовское училища), однако по статусу и характеристикам они отличались от классических кадетских корпусов.

Кадетские корпуса начали возрождаться в Российской Федерации с 1992 года в различных типах: кадетская школа, кадетская школа-интернат, кадетский корпус, в некоторых обычных школах появились кадетские классы.

Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы подростки изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.

По данным сайта «Кадеты России», в настоящее время в нашей стране функционируют 70 кадетских, суворовских и нахимовских учреждений - корпусов, школ-интернатов, школ, гимназий. Из них 47 - в структуре Минобрнауки, 18 (включая суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища) - Минобороны, 2 - ФСБ и по одному - в МВД, МЧС, ФНС. К их числу с полным основанием можно прибавить порядка 400 кадетских классов общеобразовательных учреждений, число которых растет год от года.

Одежда офицеров кадетских корпусов: 1730-1740г.г., кадет и офицер 1-го кадетского корпуса, форма кадет времен Екатерины II, Мальчик в форме солдата пехоты времен Николая I.

Правила поведения кадет. 1.Кадет обязан быть дисциплинированным, вежливым, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках.

2.Кадет должен быть чистоплотен, опрятен; одежду носить бережно, чистить её своевременно; обувь должна быть исправна и почищена.

3. Кадет должен быть правдивым, храбрым и стойко переносить все тяготы, которые бывают неизбежны.

Законы чести кадета

*НАДЁЖЕН. Он говорит правду. Его слово – слово чести. Он сдерживает своё обещание. Честность- это часть его образа жизни. Люди могут на него положиться.

*ВЕРЕН. Он верен семье, своим руководителям, Народу, Отечеству, друзьям. Он верен истории и славе своей страны; чтит государственные символы; готов защитить Родину от любого нашествия.

*ДОБР. Он понимает- сила в доброте, и относится к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Он применяет силу или оружие только в чрезвычайной ситуации, когда ему, окружающим или стране грозит смертельная опасность. Он не причиняет боль живому безобидному существу, без причины не убьет его.

*ДРУЖЕЛЮБЕН. Он стремится понять других. Он уважает тех, чьи обычаи не схожи с его собственными. Он верный друг и товарищ.

* БЛАГОРОДЕН. Он вежлив и учтив со всеми, независимо от возраста и положения. Он знает, что хорошие и благородные манеры сближают людей.

*ДИСЦИПЛИНИРОВАН. Он следует правилам семьи, организации, учебного заведения. Он выполняет законы своего города, своей страны. Если эти законы он считает несправедливыми, он пытается убедить изменить их, но не нарушает их.

*БОДР. Он ищет во всем светлые стороны. С хорошим настроением выполняет все задачи, с которыми сталкивается. Он пытается сделать счастливыми других.

*БЕРЕЖЛИВ. Он экономно расходует время и собственность. Он охраняет природу, народное богатство и личное имущество.

*АККУРАТЕН. Он заботится о чистоте своего дома и чистоте личной, никогда не нарушает свою форму одежды, с уважением относится к ней.

*ЗАБОТЛИВ. Он заботится о других, помогает без принуждения, не надеясь на плату или награду.

*СМЕЛ. Он не сдается перед опасностью, даже если боится. У него есть Мужество, Героизм и Воля отстаивать то, что он считает правильным, несмотря на какие-либо угрозы или прямые насмешки.

- А сейчас мы с вами выявим уровень ваших знаний о кадетах.

Опрос-анкета для воспитанников

Необходимо дать ответ на вопрос и обосновать выбор своего ответа.

1.Как вы считаете, какой вы будете кадет?

Целеустремленный, дисциплинированный, всесторонне развитый и просто образец для подражания

Просто воспитанник, который носит кадетскую форму

Я еще расту и развиваюсь, чтобы стать настоящим кадетом

___________________________________________________________________________

2.Какими качествами вы должны обладать?

самостоятельность;

интеллектуальное совершенствование;

общительность;

доброта;

трудолюбие;

честность;

целеустремлённость;

ответственность;

уважение;

доверие;

дисциплинированность;

гуманность;

милосердие;

любознательность;

объективность;

что-то ещё (указать)__________________________________________________________

3. Получив плохую оценку вы?

Приложите все усилия, чтобы исправить её в кратчайшие сроки

Будете ждать следующего урока, когда можно будет исправить.

Не будете исправлять, пока учитель не спросит.

_______________________________________________________________________

4. Готовы ли вы закалять свой организм?

Да

Не знаю

Мне это не пригодиться

________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, нормативы по физкультуре у кадета должны быть…

Наравне со всеми воспитанниками.

 Выше на один, два раза.

На много выше, потому что кадет России-защитник Отечества с юных лет.

6. Форма одежды кадета должна быть…

Принятого образца, опрятной и красивой, так как форма кадета — это его честь и гордость

Удобной, модной и стильной

Мне без разницы

_____________________________________________________________________

7. Что Вы предпочтёте?

Заниматься военным делом, пока все остальные будут играть и резвиться.

Играть в планшет, компьютер или телефон

Ничего не делать

______________________________________________________________________

8. Вернувшись домой и увидев беспорядок, немытую посуду, что вы сделаете?

Переоденусь и приступлю к наведению порядка

Переоденусь, сделаю свои дела и потом может быть наведу порядок

_______________________________________________________________________

9. Если надо пришить пуговицу на рубашке, погладить форму, приготовить завтрак, то…

Буду так ходить, пока кто-нибудь не пришьет

 Самостоятельно сделаю

10. Если у вас что-то не получается, как вы поступите

Отложите дело

Попросите помощи товарища

Будете до последнего добиваться нужного вам результата

_______________________________________________________________________

11. Вам сделали замечание...

Извинюсь и исправлюсь, устраню замечание

Буду слушать и думать про себя, что я все равно прав

Извинюсь и сделаю по-своему

______________________________________________________________________

12. Вы бы хотели узнать?

То, что преподают в дополнительном образовании

Дополнительные сведения по предметам

Все на что хватит сил

______________________________________________________________________

13.Чему бы вы хотели, чтобы Вас подготовили в кадетах?

к продолжению образования

к трудовой жизни

к самостоятельной деловой жизни

к семейной жизни

к профессиональной карьере

к общественно – политической деятельности

к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности

к бережному отношению к своему здоровью

к сотрудничеству с другими людьми

действиям в экстремальной ситуации и помощи другим, оказавшимся в таких ситуациях

Защите своего Отечества

___________________________________________________________________

14. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

_____________________________________________________________________________

15. Кем бы вы хотели стать в будущем?

______________________________________________________________________

  1. Заключительная часть

Воспитатель: - Что нового узнали на занятии? Что вам понравилось? Какие новые слова запомнили? Каким должен быть кадет?

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

-Занятие окончено.

Настоящий товарищ

(1 час)

Цель: формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность, ответственность.

Задачи:

  1. воспитывать уважение к окружающим;
  2. соблюдать нормы и правила поведения кадетов;
  3. формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: магнитофон, записи детских песен.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

- Присаживаемся.

Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью. И если нас объединяет общее дело, симпатия друг к другу, общие интересы, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, кто такой настоящий товарищ.

  1. Основная часть

Сейчас мы с вами посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая: (два ребенка зачитывают ситуацию)

Даша учит уроки уже 2 часа, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша: Гулять пойдешь?

Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение писать по русскому языку.

Маша: Да не переживай! Я тебе дам списать как обычно.

Даша: О! Ты настоящая подруга!

Воспитатель: Как вы считаете, можно назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

(Ответы детей)

Воспитатель: Настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Ситуация вторая:

На контрольной по математике Сергей обнаружил что он забыл ручку.

Сергей: Ой, ручку забыл!

Антон: А у меня запасная ручка есть.

Сергей: Будь другом, дай, а то мне Тамара Николаевна пару влепит!

Антон: А ты мне что?

Сергей: Ну, давай заплачу, сколько ручка стоит.

Антон: Да зачем мне твои копейки. Будешь дежурить за меня, согласен?

Сергей: Да ладно, давай уж!

Воспитатель: Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?

(Ответы детей)

Таким образом мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть бескорыстным.

Ситуация третья:

Гриша и Вова – друзья. Гриша принес из дома мячик для тенниса.

Гриша: Смотри, что у меня есть.

Вова(сидит около окна) Бросай мне!

Гриша: Лови! (мальчик замахивается и бросает мяч)

(Вова не смог поймать мяч, и он разбил окно)

Учитель: Так-так! Кто разбил стекло?

Вова: Это он бросил, я тут не при чем.

Учитель: Ты бросал мяч?

Гриша: Ну, я.

Учитель: Давай дневник! Приглашу твоего отца чтобы вставил стекло.

Вова: Ну, что играть идешь?

Гриша: Да нет, что – то не хочется.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть? Как бы вы поступили на месте Вовы?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.

А теперь мы с вами проведем такую операцию, которая называется «Мозговой штурм». Это делают тогда, когда необходимо быстро решить какую – либо проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания – все, что приходит в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова. (дети называют: помогает, уважает, говорит правду, откровенный, умеет хранить тайны, поддерживает, доверяет).

Ну, а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим товарищем.

Дети:

- Настоящий друг – тот, кто помогает в трудную минуту.

- Настоящий друг – тот, кто не льстит тебе, а прямо говорит о твоих недостатках.

- Настоящий друг – тот, кто помогает бескорыстно.

- Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, и кто может хранить секреты.

- Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, много ли должно быть у человека настоящих друзей?

(Ответы детей)

Воспитатель: Друг это тот, кому доверяешь.

Игра Аэробус

ЦЕЛЬ: в этой игре дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласованно — ведь Маленьком аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.

СОДЕРЖАНИЕ: Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята буду помогать Аэробусу "летать".

Один из желающих поиграть детей ложится животом вниз на покрывало и разводит руки в стороны, как крылья самолета. По периметру покрывала становятся дети и берутся за края покрывала. На счет "три" все сообща встают и поднимают Аэробус с поля.

Так, теперь можно потихонечку поносить Самолет по помещению. Когда он будет чувствовать себя совсем уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер.

ПРИМЕЧАНИЕ: Когда Аэробус "летит", воспитатель может комментировать его полет и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему (это придаст ему уверенность и спокойствие).

Воспитатель: Ребята, что вы чувствовали, когда были в роли аэробуса? А в роли тех, кто обеспечивал безопасный полет? Кем вам понравилось быть больше? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, послушайте сказку о дружбе детей.

Почему на ее ресницах просохли слезинки?

Как-то ребята собирали в лесу ягоды. Таня скатилась с горки, корзинка перевернулась, и ягоды рассыпались. Стала она тихонько плакать:

– Сколько трудов было собирать их!

Ползает по земле девочка, мелкие ягоды из травы выбирает. Да где уж тут! Ягоды помялись, и руками их не захватить. Подбежал к ней друг Андрей.

– Почему ты плачешь?

– Упала, и все ягоды рассыпала.

–А ты не ушиблась? Хорошо, что цела! А ягоды – не беда. На, возьми у меня из корзинки. Я еще наберу.

И Андрей тут же щедро отсыпал девочке половину собранных ягод.

Таня уже не плачет. Она смеется, и слезинки почти просохли не ее ресницах.

Воспитатель: Как можно оценить поведение Андрея? Можно ли его назвать настоящим другом?

Действительно, настоящих, близких друзей и товарищей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей, как нам строить отношения в коллективе? Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

От того, насколько дружеские отношения в коллективе, зачастую зависит результат работы. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги на подбор коллектива и стараются их сдружить, так как от этого зависит успешность бизнеса.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Наш сегодняшний разговор о настоящем товарище закончен. Но мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли?

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

Тема: «Строевая подготовка»

(строевая стойка, повороты на месте)

(1 час)

        Цель: совершенствовать навыки, правильность, красоту и четкость в выполнении строевых приемов.

Задачи:

  1. Прививать и требовать от воспитанников высокой дисциплинированности.
  2. Формировать у воспитанников убеждённость, сознательную готовность и необходимость защиты Родину.
  3. Воспитание необходимых моральных, психологических и физических качеств, привитие у воспитанников примерного поведения и дисциплинированности.

Место проведения: спортивная площадка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  1. проверяю наличие личного состава;
  2. проверяю готовность личного состава к занятию;
  3. довожу тему и цель занятия;
  4. напоминаю меры безопасности при проведении занятия.
  1. Основная часть

Строевая стойка

Начиная занятие, напоминаю кадетам элементы строевой стойки путем образцового ее показа (рис. 1). При этом кадеты должны видеть меня при показе спереди и сбоку. Затем рассказываю и показываю, в каких случаях применяется строевая стойка, и обращаю особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдаче и получении приказания, при обращении кадетов друг к другу, подчеркивая, что одновременно прикладывается рука к головному убору. Закончив показ, размыкаю группу и даю возможность кадетам принять положение строевой стойки, а сама проверяю каждого обучаемого, устраняя допущенные ошибки. Затем приступаю к разучиванию строевой стойки по элементам.

Если большинство кадетов группы допускает ошибки, приступаю к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений. Для этого кадеты группы в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию прямоугольника, касаясь носками сапог черты. Показываю первое подготовительное упражнение - «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Даю им возможность выполнить в течение 20-30 секунд это подготовительное упражнение, а сам слежу за положением носков обуви.

После этого приступаю к тренировке.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/12/s_5a08061418073/740003_1.png

Рис. 1. Построение отделения для изучения строевой стойки

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай - РАЗ, носки развести, делай - ДВА, носки свести, делай - РАЗ» и т. д. Подавая команды, слежу за шириной разведения носков и попутно исправляю допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем проверяю выполнение упражнения каждым кадетом: После этого приказываю еще раз приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение нужно по пять-семь раз и только после этого проверяю, не отклонились ли носки от линии. Во время самостоятельной тренировки проверяю поочередно каждого обучаемого и исправляю ошибки.

После одиночной тренировки применяю попарную тренировку, для чего произвожу расчет в группе на первый и второй и командую: «Первые номера налево, а вторые напра - ВО», затем: «Первые номера проверяют, вторые выполняют - к попарной тренировке - ПРИСТУПИТЬ», а сам слежу за тренировкой, исправляю недостатки и периодически меняю тренирующихся и контролирующих. Затем показываю второе подготовительное упражнение - приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедра. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Разъясняю солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этой опускаются гак, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки (рис. 2,а), а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню (рис. 2, б).

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/12/s_5a08061418073/740003_2.png

Рис. 2. Изучение строевой стоики по элементам: а - проверка правильности положения корпуса; б - положение

корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойки от положения «вольно».

Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ, принять первоначальное положение, делай - ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

Для показа отличия этих положений располагаю одну шеренгу против другой, а затем подаю команду «Первые номера - стоять вольно, вторые номера - грудь приподнять». Такая же команда повторяется для первых номеров, а вторые номера стоят в положении «вольно». Проделав несколько раз это упражнение, кадеты наглядно убедятся в отличии положения строевой стоики от положения «вольно» (рис. 2, в).

При отработке второго подготовительного упражнения показываю, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы кадет должен видеть на корте самую близкую точку в 2 -3 шагах от себя, а если он видит ее в одном шаге или видит носки своих ботинок, обучаемый держит голову неправильно. Обращаю внимание обучаемых на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Отработав подготовительные упражнения, приступаю к слитной тренировке всех элементов строевой стоики, для чего подаю команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например, «Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ», «Кадет Петров. Шаг вперед, шагом - МАРШ» и т. д.

Для проверки правильного выполнении строевой стойки в ходе тренировки приказываю обучаемым подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все кадеты легко, без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стоики поднятием носков. Подаю команду «Поднять носки, делай - РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

В конце занятий даю оценку каждому кадету за выполнение строевой стойки. С этой целью проверяю и оцениваю правильность строевой стоики у каждого кадета.

Повороты на месте

Объясняю, что повороты на месте применяются одиночными кадетами на строевых занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй группы, как на занятиях, так и во время построений и передвижений.

Обучение поворотам на месте начинаю после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом вначале отрабатываю поворот направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (1/8 круга).

Для обучения поворотам на месте выстраиваю группу в одну шеренгу с интервалом два шага и показываю поворот направо в целом в нормальном темпе. После этого показываю прием в медленном темпе с попутным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной команде. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.

Показав прием по разделениям, командую: «Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА».

Слежу за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса как при строевой стойке и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 3,а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни

(рис. 3, б). Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/12/s_5a08061418073/740003_3.png

Рис. 3. Положение ног при повороте (направо, налево)

При неправильном или нечетком выполнении элемента по счету «раз» подаю команду «ОТСТАВИТЬ».

По счету «делай - ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с воспитанниками поворот направо по разделениям, приступаю к разучиванию его в целом. Для этого подаю команду «Напра - ВО» и сопровождаю ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА». Изучение приема можно продолжать с подсчетом вслух самими обучаемыми или под барабан.

При изучении поворота обращаю внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

Закончив тренировку в выполнении поворота направо, сначала показываю в целом, а затем по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета.

По команде «Налево, по разделениям, делай - РАЗ» кадеты должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время поворота руками (рис. 3, в). По счету «делай - ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы носки были развернуты по фронту на ширину ступни.

После показа и пояснения поворота налево в такой же последовательности провожу тренировку в выполнении этого поворота.

Изучив с группой поворот налево, перехожу к изучению поворота кругом. Показываю прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее поясняю, что поворот кругом производится по команде «Кру - ГОМ». Выполняется он так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 1800 (полный).

По команде «Кругом, по разделениям, делай - РАЗ» надо освободить пятку правой и носок левой ноги и резко повернуться на левом каблуке и правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести центр тяжести на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай - ДВА» надо приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения приема по разделениям, перехожу к тренировке кадетов в слитном выполнении поворота кругом.

При обучении повороту кругом внимательно слежу за тем, чтобы обучаемый не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахивания руками.

Если кадет выполняет поворот или его элемент неправильно, подаю команду «ОТСТАВИТЬ», указываю на ошибку и подаю команду на повторение.

При обучении кадетов поворотам на месте обращаю внимание на следующие ошибки: некоторые обучаемые поворачивают корпус по предварительной команде, сгибают ноги в коленях, размахивают руками при повороте, наклоняют голову вниз, опускают грудь или выставляют живот, отклоняют корпус назад, поворот делают не на каблуке, а на всей ступне, при повороте кругом делают неполный разворот, ногу приставляют не кратчайшим путем и при этом корпус качается.

В ходе обучения совершенствую свою строевую выучку, поэтому я, подавая команды воспитанникам, сама образцово выполняю приемы.

  1. Заключительная часть
  • подвожу итоги занятия;
  • ставлю задачу на самостоятельную подготовку.


Один за всех и все за одного

(1 час)

Цель: расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:

  1. способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки;
  2. способствовать формированию умения общаться с людьми;
  3. способствовать формированию умения конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
  4. развивать творческую активность.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

- Присаживаемся.

Эпиграфы к занятию

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

Ларошфуко

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Сенека

Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.

Сократ

Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.

Лабрюйер

Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.

Ларошфуко

Дружба - это счастье!

Дружба - это боль!
Дружба - это радость!
Дружба - это всё!

  1. Основная часть

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

-Тема нашего занятия «Один за всех и все за одного» связано с понятием «дружба»?

Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». 

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого на столе лежит два листа. На одном написано - «Дружба в группе не нужна», на другом - «Дружба в нужна нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и поставить плюсик или минусик около того листа, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

Мозговой штурм «Дружба – это …».

1. Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья?

Представь, что ты идешь по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:

«Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь».

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты?

Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросами, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

1. Нужна ли дружба вообще?

2. Почему люди дружат?

3. Почему люди ценят дружбу?

4. От чего зависит дружба?

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на листе. Воспитатель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?». 

Дружба — главное чудо всегда, 
Сто открытий для всех нас таящее. 
И любая беда — не беда, 
Если рядом друзья настоящие!”

- Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.

- А еще с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке?

(исполнение детской песни «От улыбки» семи детьми)

- Это верно, а почему?

Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. Пожмите дружески руки друг другу.

Составь цветок «Качества друга».

Пожалуй, вы согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить.

- А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте сейчас составим ЦВЕТОК «Качества друга» (на нарисованном цветке с лепестками, по количеству детей пишем качества, которыми должен обладать друг и которыми не должны обладать друзья: добрый, внимательный, отзывчивый, честный, злой, хвастливый, грубый, равнодушный, завистливый.

Воспитатель:

- Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

Дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде.

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может.

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).

Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть хорошее в человеке.

В дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга.

Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих одногрупников. А поможет вам в этом “волшебный стул”.

На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например, красивые волосы.

(“Волшебный стул” позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придает элемент таинственности игре, на ребенка смотрят как бы впервые.

Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”).

- А кого можно назвать другом?

«Портрет друга»

Детям предлагается нарисовать портрет своего друга. Кто хочет, может нарисовать портрет карандашами, а кто не умеет рисовать, тот дает словесный портрет. Остальные должны отгадать о ком идет речь.

Игра «Я начну, а ты продолжи»

        Нет друга – ищи, а нашел, береги.

        Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

        Один за всех, и все за одного.

        Человек без друзей, что дерево без корней.

        Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

        Лучше честный враг, чем коварный друг.

        Друг за друга держаться - ничего не бояться.

        Друзья познаются в беде.

        Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

        Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

        Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

        Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

        Друг спорит, а враг поддакивает.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одно чудо! Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям.

А ведь все могло быть иначе.

Судя по вашим ответам и высказываниям, я надеюсь, вы будете настоящими друзьями и перенесете детскую дружбу и во взрослую жизнь.

Анализ ситуаций.

1-Я СИТУАЦИЯ

В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (мой лучший друг) и просит помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Как мне поступить?

(Обсуждение 1-и ситуации.)

2-Я СИТУАЦИЯ

Моя подруга была назначена дежурной по классу. После уроков мы зашли в класс, а там кто-то специально перевернул все, разбросал бумажки, разлил воду, исписал доску. Кто это сделал неизвестно, и учительница сказала убраться тому, кто дежурит, то есть моей подруге. Как мне поступить? (Обсуждение 2-й ситуации.)

3-Я СИТУАЦИЯ

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной

моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

Воспитатель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».

Обсуждение «Правил дружбы»

Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.

  • Помогать другу
  • Быть честным
  • Уступать
  • Не бояться просить прощения
  • Не грубить
  • Не жадничать
  • Не злиться

- Соблюдая эти правила, я думаю вы никогда не потеряете друга. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не будьте зазнайками, ябедами, берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите на помощь друг к другу и тогда вы сами будете называться настоящим верным другом.

Другу ты отдать сумей 
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Лишь тот человек навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот человек счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

  1. Заключительная часть

В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина “Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.

 Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А занятие, на котором мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.

Давайте дружно будем жить

И нашей дружбой дорожить.

И никогда не ссориться

Тогда дела все спорятся.

Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших друзей и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

- На этом наше занятие окончено. Спасибо всем за внимание и участие.

Исполнение песни «Дружба крепкая»

Мое отношение к понятиям «долг», «честь»

(1 час)

Цель: формирование у воспитанников мотиваций к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  1. способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  2. способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  3. развивать представления воспитанников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

Мы знаем тысячи в истории примеров,

Как Честь мужчины защищали, твёрдо веря,

Что Честь порой дороже даже Жизни,

Когда идёт речь о семье или Отчизне.

 «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»

  1. Основная часть

Как вы считаете: как будет звучать тема нашего занятия? «Мое отношение к понятиям честь и долг» 

На занятии мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.

- Попробуем разобраться в этих понятиях

- Подберите однокоренные слова к слову «честь». Запишите в свои листочки. Прочитайте. Остановимся на объяснении четырех слов с корнем чест. 

Честно, честный, честность, чествовать

В каких ситуациях мы употребляем в своей речи — это слово честно? Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.

Перейдем к значению слова «честный» Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

Объясните значение выражения: «Даю честное слово!»

А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой.

– По телевизору мы часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».

Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? Чествуют победителей и героев в знак уважения.

Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.

- Что означает слово «честь»? Как вы думаете? Обратимся к мнению окружающих о значении данного слова

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

С.И. Ожегов: «Честь – это

1.достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;

2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

 3. почёт, уважение».

Честь - это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В. И. Даля.

А знаете ли вы?(диспут)

Что такое рыцарская честь?

Что такое воинская честь?

Честь во все времена считалась важнейшим духовным качеством офицера. Когда-то в российской армии существовала такая краткая, но очень емкая формула: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Петр I, создавая регулярную армию, записал в Воинском уставе свое представление об офицерской чести: «Честь офицера – это внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть. Она является главной драгоценностью офицера...»

Что такое гражданская честь? (коллективное обсуждение)

-Раскроем понятие чести на примере литературных героев.

- Известно ли вам это произведение Л. Пантелеева «Честное слово»?

Что вы знаете о поступках героев этого произведения? Какую оценку их поступкам вы бы дали?

В рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.

- Известно ли вам это произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»?

Что вы знаете о поступках героев этого произведения? Какую оценку их поступкам вы бы дали?

В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

- А известна ли вам эта сказка «Золотая антилопа»

Что вы знаете об этой сказке? Какую оценку поступкам вы бы дали?

В сказке «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.

Какие моральные качества присущи этим героям? - Кто такой человек чести? (ответы детей)

- Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести»

Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам

Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство, долг».

Встречались ли вы с этим понятием?

Что означает слово «достоинство»? Ответы детей.

Подобрать к каждой букве слова «ДОСТОИНСТВО» - описание человеческих качеств.

(Д-доброта, О - отзывчивость, общение, открытость, С – смелость, старательность, сочувствие, справедливость, Т – трудолюбие, терпение, И- искренность, Н- надежность, нравственность, В – великодушие).

За что же человек может быть достоин уважения? Вывод.

Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.

Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.

Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.

Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.

Не грубит в ответ на оскорбления.

Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.

Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком

Близки ли по смыслу моральные качества честь и достоинство? Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу. Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно?

Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека, а

достоинство - это осознанный выбор человека. Это осознанность.

Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.

- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.

- Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили? (ответы детей)

А какие профессии, по вашему мнению, являются достойными уважения? Какие профессии отстаивают честь Родины?

Притча о снежинках. 

Шёл снег. Зимой это дело обычное. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.
— Мы не летим, мы просто падаем, — отвечала грустно вторая.
— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, — сказала первая.
— Нет мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала другая.
Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

- Могут ли люди, не уверенные в себе, как одна из снежинок, считавшая, что её будут топтать, и она всё равно погибнет, добиться достоинства и уважения окружающих?

- ВЫВОД: Необходимо быть уверенным в себе, в своих поступках, и тогда можно многого добиться.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?

Притча.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»

-Какое бы определение "чести" вы ни выбрали для себя, важно помнить: "Береги честь смолоду, а платье снову". Народная мудрость все-таки!

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

  1. Заключительная часть

Рыцарь, воин, гражданин своей страны – все защищают свою честь. А для чего они это делают?

Предлагаю подвести итог нашего диспута.

Чтобы восстановить свое доброе имя, вернуть к себе уважение со стороны других людей. Чтобы защитить слабых, защитить женщин и сформировать у себя самоуважение.

Хочется завершить наше занятие строками из стихотворения «Человек» Редьярда Киплинга 

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой…

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!



Мужская дружба

(2 часа)

Цель: развитие представлений о дружбе, понимания их значения в жизни общества.

Задачи:

  1. дать понятие определения «дружба», показать ее важность в общественной жизни человека;
  2. развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
  3. воспитывать у воспитанников чувство доброжелательности, понимания и сопереживания радости друзей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!

Как вы считаете, что такое дружба? 

Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение дружбы из словаря Ожегова:
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов.

А кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей. 
Также вам предлагаю определение из словаря Ожегова:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Какое прекрасное слово – “дружба”! 

Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. 

2. Основная часть

         Воспитатель: о дружбе размышляли во все времена. о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, ученые, крестьяне, дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. А какие из них вы знаете?

       Воспитанники называют пословицы и поговорки о дружбе.

       Воспитатель читает первую часть стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в браке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружбе, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

       Воспитанники отвечают на вопросы:

- что такое дружба, по мнению автора?

- с какими его мыслями стоит согласиться?

- а с чем вы не согласны?

- что вы можете рассказать о своих друзьях?

        Дети по желанию отвечают на вопросы.

       Воспитатель просит обучающихся на листочках написать пять наиболее важных качеств характера, которые они ценят в своих друзьях. Воспитанники записывают эти качества, а затем высказывают свое мнение. В это время педагог на основе высказываний детей составляет перечень наиболее ценных качеств друга.

        Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера, которые и вам присущи. Обучающиеся выполняют задание.

Игра «Кто с кем дружит?» 

Мы с вами читаем много разных сказок, и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» У каждого на парте лежит белый листочек, на котором вы вспомните и напишите, кто из этих сказочных героев с кем дружит. 

Винни-Пух-Пятачок,
Малыш-Карлсон,
Кот-Леопольд – мышата,
Баба-Яга
Львенок – черепаха,
Золушка–мыши,
Мальвина – Буратино,
Чебурашка – крокодил Гена

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит?

Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм. 

Игра «Темные и светлые таблички» 

У меня лежит две таблички. Эти таблички мы с вами будем сегодня наполнять. К одним мы будем складывать «темные» качества человека, а в другой – «светлые». Но вначале каждый из вас вытянет из мешочка по листочку с написанным качеством. Вы будете называть качества и прикреплять их к табличке.

«Светлые качества» «Темные качества»
Честность Лень
Аккуратность Хитрость
Доброта Непослушание
Заботливость Лживость
Дружелюбие Зависть

Как вы думаете какие качества нам мешают жить дружно? А какие нам помогают?

Игра «Как бы я поступил?» 

Мы с вами поиграем в игру «Как бы я поступил?» У вас на парте лежат желтые карточки на которых написаны ситуации, вы должны прочитать ситуацию и обсудить в парах, как вы бы поступили в данной ситуации.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях». 

 Викторина «Сказочные герои»

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) 
2. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) 
3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)

4. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.) 

5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) 

Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.

Игра «Собери пословицу» 

О дружбе есть много пословиц. Игра «Собери пословицы». Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах…

Поможете мне их собрать?

У вас на партах карточки подвиньте их к себе поближе. Приступаем.

Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
Один за всех и ………………(все за одного)
Старый друг лучше …………(новых двух)
Друг познаётся……………….(в беде)
Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»  

Давайте проведем игру "Это я, это я, это все мои друзья". Я буду вас спрашивать, а вы хором отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны, возможна ловушка.

Кому из вас я смело поручу любое дело? 
Это я, это я, это все мои друзья. 
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым.? 
Это я, это я, это все мои друзья. 
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
-Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться? 
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
-Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет? 
Это я, это я, это все мои друзья. 
-Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает? 
Это я, это я, это все мои друзья. 
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.

         Воспитатель: я очень рада, что вас окружают добрые и заботливые люди, которые стараются вам помочь. Поддержать вас. И вам с ними интересно и легко. Но я обратила внимание на то, что мальчики дружат, как правило, только с мальчиками, а девочки только с девочками. Я знаю, что некоторые мальчики считают невозможной дружбу с девочками. Вот об этом диалог двух мальчиков в сценке «Мальчишки и девчонки». Два воспитанника разыгрывают сценку.

Первый. Ты где вчера был?

Второй. С Танькой в кино ходил.

Первый. С Танькой в кино ходил, и не стыдно?

Второй. А чего вдруг стыдно?

Первый. Да она же…

Второй. Чего?

Первый. Да она же…девчонка!

Второй. Ну и что?

Первый. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел.

Второй. Почему?

Первый. Потому что… они с косичками…

Второй. Подумаешь, с косичками. Что тут такого? А Танька тем более без косичек!

Первый. А это еще хуже.

Второй. Почему?

Первый. Потому что дергать не за что.

Второй. А зачем их дергать?

Первый. А что с ними еще делать?

Второй. Поговорить можно.

Первый. Про платья что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки.

Второй. Нет! Мы с ней про книжки говорили. А еще Танька в музыкальной школе учится.

Первый. Да они все ябеды и трусихи.

Второй. Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне ябедничал?

Первый. Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав гадючий.

Второй. Вот ты его и испугался, а Танька его в руках держала.

Первый. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Второй. Это почему же?

Первый. Потому что все они плаксы!

Второй. А ты когда с турника упал, чего ревел?

Первый. Зато она в футбол играть не умеет!

Второй. Да, но она лучше всех в классе играет в теннис!

Первый. Такая глупая?

Второй. Почему глупая?

Первый. Была бы умная в кино с тобой бы не пошла.

Второй. Почему?

Первый. Нашла бы кого-нибудь получше, например, меня.

Второй. Так она же девчонка?!

Первый. Некоторые девчонки лучше мальчишек!

Второй. Я тебе это с самого начала говорил. Пойдем вместе пригласим ее в кино.

       После ее исполнения происходит коллективное обсуждение вопроса: «В чем убедились мальчишки?». Воспитанники на листочках записывают свое мнение о том, какими чертами характера должна обладать настоящая девчонка и какие свойственны черты характера настоящему мальчишке.

       Воспитанники по желанию называют вслух записанные ими качества, а воспитатель фиксирует их на листе.

       Педагог предлагает посмотреть на составленные перечни слов на листе и определить те слова, которые чаще всего повторяются. В процессе совместной работы обучающиеся определяют эти слова (доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь), ведь именно данные понятия позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».

       Итоговые суждения сравниваются с мнениями воспитанников о дружбе, высказанными в начале беседы.

  1. Заключительная часть

       В завершение состоявшегося разговора воспитатель предлагает послушать вторую часть стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а все же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот. Кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных.

Дружба – это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба – это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Наше занятие подходит к завершению. И в заключении я хочу вам предложить законы дружбы, которые вы пообещаете выполнять и соблюдать.

Законы дружбы

Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её – это и есть мужская дружба.

- Строевая подготовка: равняйся! Смирно! По порядковому номеру рассчитайся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"

В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...

Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"

Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...

Посвящение в кадеты учащихся 5 класса/торжественная линейка

 ЛИНЕЙКА,посвященная приему учащихся 5бкласса МБОУ СОШ № 15 станицы Старонижестеблиевской Красноармейского района в состав Полтавского кадетского казачьего корпуса....

Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."

В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня  визитная карточка кадетов -это представление на  конкурсах и фестивалях....

Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."

В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня  визитная карточка кадетов -это представление на  конкурсах и фестивалях....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАДЕТЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ!"

Глобальные  изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование высокого социальног...

Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"

laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...