Сценарий викторины: «Экологическое ассорти»
материал

Людмила Анатольевна Невакшонова

Цель: экологическое воспитание обучающихся.

Задачи:

  • Расширение кругозора
  • Формирование экологической компетентности
  • Развивать навыки работы в команде
  • Стимулировать познавательную активность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сценарий викторины: «Экологическое ассорти»

                                                                                                          

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                                                     Невакшонова Л.А.

Ст. Егорлыкская

2021 год

Сценарий викторины «Экологическое ассорти»

Цель: экологическое воспитание обучающихся.

Задачи:

  • Расширение кругозора
  • Формирование экологической компетентности
  • Развивать навыки работы в команде
  • Стимулировать познавательную активность обучающихся

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня люди много говорят об экологии.  А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология – это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.

- Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поучаствовать в экологической викторине под названием «Экологическое ассорти». Соревноваться будем командами.

- У нас две команды.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1 конкурс «Разминка».

- Для каждой команды по 15 вопросов, на которые требуется быстро ответить.

1 команда

  1. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
  2. Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)
  3. Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)
  4. Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголки осенью? (лиственница)
  5. Сколько лет живет дуб? (300-400)
  6. Когда цветет сирень: весной или летом? (весной)
  7. У этого дерева «дрожащие» листья (осина)
  8. Растет ли дерево зимой? (нет)
  9. Цветы какого дерева дают самый лучший мед? (липа)

10.Это дерево называют «плакучим» (ива)

11.За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

12.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)

13.Что никак не мог сделать Данила – мастер (Каменный цветок)

14.Что обещал привести купец младшей дочери Аленушке (Аленький цветочек)

15.На поле этих цветов уснула Элли по пути к Изумрудному городу (мак)

2 команда

  1. Цветок для гадания (ромашка)
  2. Миллион этих цветов подарил художник певице (роза)
  3. Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)
  4. Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)
  5. В какой позе любят сидеть йоги? (лотос)
  6. Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)
  7. Из цветков, какого растения делают красный чай (гибискус, каркаде)
  8. Цветок – символ французских королей (лилия)
  9. Самый большой цветок (раффлезия)
  10. Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)

11.По приданию цветок этого растения указывает на клад (папоротник)

12.На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)

13.Продолжите. Ромашки спрятались, поникли … (лютики)

14.К какому цветку обращались со словами «Лети, лети, лепесток через запад на восток? (цветик-семицветик)

15.Цветок, упавший на лапу Азора (роза)

 2 конкурс «Экопроблемы».

- Выдаются конверты. Дети составляют из фраз текст экологической проблемы.


1. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1/3 территории.

2. Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться.

4. За последние 60 лет на планете исчезли множество видов животных, сотни видов растений, птиц.

 

3 конкурс «Составь слово».

- Составить из букв название науки, которая изучает нарушение взаимосвязей в природе (Квадратики с буквами ) (Экология)

Ведущий: Чтобы не разрушались связи в природе нужно беречь и сохранять животных, и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.

 

4 конкурс « Заморочки»

«Заморочки»- карточки с числами от 1 до 16. Каждой команде предназначено по восемь вопросов. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос, затем первый игрок другой команды и т.д.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза).

3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.

(Половодье).

4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

5. На стволе берёзы появился кольцом ряд отверстий. Чья работа?  (Дятел пил берёзовый сок).

6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

12. Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)

13. Кто о себе так говорит?

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

14. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

16. «Счастливый случай»

«Надо всем беречь природу»

Коль беречь ее не будем –

Сами мы себя погубим.


5 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- Команды по очереди отвечают на вопросы. 

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы 
В серебристо-бурых шубах 
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка: 
Не рот, а ловушка. 
Попадут в ловушку 
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте, 
Этот чудо-самолётик. 
Над водой парит он гладкой, 
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу, 
Но гостей не приглашу: 
В костяном моём дому 
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно – 
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).


6-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
- Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
2 команда

1. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
2. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
1 команда
1. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
2. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
2 команда

1. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
2. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

7-й конкурс. «Экологические пословицы».

- Ведущий читает начало пословицы, поговорки. Игроки команд должны закончить.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

 «Аист на крыше — мир на земле»,

«Одно дерево срубил — посади сорок»,

«Дерево дорого плодами, а человек – делами»,

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,

 «Возвращай земле долг – будет толк»,

«Растение – земле украшение»,

«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,

«Старые деревья молодые охраняют»,

«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,

«Срубили кусты - прощай птицы»,

«Судьба природы – судьба Родины»,

 «Лес и вода – родные брат и сестра».

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Без хозяина земля круглая сирота.

8- конкурс «Живая буква».

- Каждая команда должна написать любое название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя. Чья команда быстрее справится с заданием.

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь


9-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Ведущий:  Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и лиса.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

- Команды показывают свои  задания.

10-й конкурс. «Отгадай загадку».

Загадки
1. Русская красавица, 
Всем нам очень нравится. 
Бела она, стройна, 
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал. 
Год прошел – и деревцем 
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет: 
Листья – звезды яркие, 
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет. 
Круглые листочки, 
Светлые цветочки. 
Вкусен, сладок их нектар... 
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое 
Угощает снегирей? 
Снег стоит, трещат морозы, 
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

Ведущий: А теперь ребята немного поиграем все вместе в игру «Лесные правила». Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай, 
Что в лесу нельзя шуметь, 
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки, 
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, 
Ведь они нам не враги.

11-й конкурс. «Ответь на вопросы».

Вопросы для 1 команды:

1.Что значит «Волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

2.Каких зверей называют «шатунами»?(Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)

3.Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.(Бледная поганка.)

4.Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)

5.Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

6.Какой гриб растет быстрее всех трубчатых? (Подберезовик, по 4,5 см в сутки.)

7.Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)

8.Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

9.Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)

10.Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)

11.Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)

12.Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение.)

13.Сколько ног у паука? (Восемь.)

14.Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)

15.Какой зверь падок до малины? (Медведь.)

Вопросы для 2 команды:

1.Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит.)

2.Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)

3.Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)

4.Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

5.Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)

6.У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)

7.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

8.Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент линьки.)

9.Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)

10.Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)

11.Как и у елки, у него иголки. (Еж.)

12.Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)

13.Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)

14.Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»? (Соболя.)

15.Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать – и мачеха.)

Ведущий: Следующий конкурс «Бюро погоды».

Каждой команде на листочках предлагается описание поведения всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

Для 1 команды:

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки. 

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

Для 2 команды:

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К сухой погоде. Все эти признаки хорошей погоды.)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша Экологическая викторина. Нам с вами было очень весело и интересно! Давайте вместе беречь природу!

1. Давайте будем 
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

2. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Экологическое ассорти"

Игра "Экологическое ассорти" проводится в рамках предметной недели биологии, экологии. Направлена на формирование правильного экологического мировозрения. Состоит из разнообразных по тематике и сложно...

Викторина "Экологическое ассорти" (5 класс)

Данный материал представляет собой полную разработку внеклассного мероприятия "Экологическое ассорти". форма проведения - викторина для учащихся 5-х классов. Удачно вписывается в проведение тематическ...

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти"

Разработка внеклассного мероприятия. Цель: формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у обучающихся творческого подхода к решению экологических проб...

Экологическое ассорти

Классный час по экологии в 7-А кл...

Экологическое ассорти

Ведущий 1:Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником ее существования и вдохновения. Природа щедра, но она не прощает ошибок. И сегодня наша встреча посвящена Вс...

Классный час в 7 классе "Экологическое ассорти"

Дети – будущее нашей планеты и от того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование н...

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти"

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти" - это мероприятие на экологическую тему. Я надеюсь, что дети станут бережнее относиться к окружающей среде....