Рабочая программа по дополнительному образованию. Баскетбол
рабочая программа

Игнатов Михаил Андреевич

Рабочая программа по баскетболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_basketbol.doc406 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение

Ханты –Мансийского автономного округа –Югры

«Специальная учебно–воспитательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БАСКЕТБОЛ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 10-18 ЛЕТ

НА  2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

г. Сургут 2015

Составитель:  Игнатов Михаил Андреевич

В данной программе предложены разделы изучения и занятия баскетболом для воспитанников СУВШ №2. В процессе развернутого изложенного материала по темам указывается количество годовых и недельных часов.

Программа утверждена на заседании методического совета

Протокол №____от «___»_______________2015 г.

Председатель  методического совета___________________В.Т. Гречаная

              (подпись)

Одобрена методическим объединением  учителей,

протокол  № ____ от «____» __________ 2015 г.

Руководитель        ________________        ___________________________

                                  (подпись)                                                        (Ф.И.О.)

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 2010 год и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ, 2014 год.

 

В данной программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, план построения тренировочного процесса группы НП 1года обучения, тренировочные занятия разной направленности. В документах определена общая последовательность изучения программного материала, контрольные и переводные нормативы для групп начальной подготовки (НП)

Основные задачи этапа начальной подготовки (НП)

 

п/п

Содержание

Показатели:

Технология:

1

Повысить уровень физического развития учащихся

2

Создание сборных команд по видам спорта

 

3

Внедрение в учебно- тренировочный процесс новых образовательных технологий

Использование  в учебно- тренировочном процессе  образовательной технологии

Форма- открытое тренировочное занятие

                   

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в СУВШ. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств воспитанников СУВШ. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга воспитанников. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

            Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей воспитанников: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

            В возрасте 10-18 лет необходимо учить воспитанников согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью элементов  является их логическая обусловленность требованиями противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия.

Цели:

  1. Обеспечить воспитанников знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов.
  2. Содействовать укреплению здоровья воспитанников 10-18 лет.
  3. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.

Задачи :

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма;
  • формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия
  •  обучить основным элементам игры в баскетбол

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

На основании нормативной части программы в СУВШ разрабатываются планы подготовки учебных групп с учетом имеющихся условий.

В основу комплектования учебных групп  положена научно- обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

  1. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод воспитанников в следующие группы обучения обуславливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.
  2. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.
  3. Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной.

Тренировочный режим наполняемости групп

секции футбола

Год обучения

Возраст учащихся для зачисления

Количество учащихся в группах

Количество занятий в неделю

Количество учебных часов в неделю

Требования к спортивной подготовке на конец учебного года

Группа начальной подготовки

1 год

12-14

15-17

5

5

1

1

2

2

Овладение

основами спортивной техники

Примерный учебный план представлен в табл. 2. При его разработке учитывался режим учебно-тренировочной работы в неделю для различных учебных групп с расчетом 35 недель занятий непосредственно в условиях СУВШ

Таблица № 2.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 35 НЕДЕЛЬ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Разделы

Начальная подготовка

1 года обучения.

I.

Теоретические занятия

1,5

1

Общая физическая подготовка

78

Специальная физическая подготовка

30

2.

Технико-тактическая подготовка

25

3.

Медицинский контроль

2

4.

Зачетные и переводные требования

3

ИТОГО:

140

Количество занятий:

70

Количество соревнований

1


Тематический учебный план

для групп НП- 1 года обучения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Теоретические занятия

0,5

0,5

0,5

-

-

-

-

-

Общая физическая подготовка

6.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

6.5

Специальная физическая подготовка

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

2.5

Технико-тактическая подготовка

2

2

2

2

2.5

2

2

2.5

2

2

2

2

Медицинский контроль

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Зачетные и переводные требования

1.5

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5

 

 

Всего часов за месяц

14

11,5

11,5

11

11,5

11

11

11,5

11

13,5

11

11

Всего часов за год

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

(НП1)

Теоретическая подготовка         
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

3. Физическая подготовка воспитанников.

4. Техническая подготовка воспитанников.

5. Тактическая подготовка воспитанников.

6. Психологическая подготовка воспитанников.

7. Соревновательная деятельность воспитанников.

8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

9. Правила судейства соревнований по баскетболу.

10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

 

Физическая подготовка        
1. Общая физическая подготовка

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

1.2. Подвижные игры.

1.3. Эстафеты.         
1.4. Полосы препятствий.

1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

 

2. Специальная физическая подготовка

2.1. Упражнения для развития быстроты движений.

2.2. Упражнения для развития специальной выносливости.

2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

2.4. Упражнения для развития ловкости.

 

Техническая подготовка        
1. Упражнения без мяча

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
          1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

· с разной скоростью;

· в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.

1.4. Передвижение в стойке.

1.5. Остановка прыжком после ускорения.

1.6. Остановка в один шаг после ускорения.

1.7. Остановка в два шага после ускорения.

1.8. Повороты на месте.

1.9. Повороты в движении.

1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.

1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

 

2. Ловля и передача мяча

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3. Двумя руками от груди в движении.

2.4. Передача одной рукой от плеча.

2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.

2.6. То же после ведения мяча.

2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.

2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.

2.9. Передача одной рукой снизу от пола.

2.10. То же в движении.

2.11. Ловля мяча после полуотскока.

2.12. Ловля высоко летящего мяча.

2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

 

 3. Ведение мяча

3.1. На месте.

3.2. В движении шагом.

3.3. В движении бегом.

3.4. То же с изменением направления и скорости.

3.5. То же с изменением высоты отскока.

3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

 

4. Броски мяча

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

4.6.Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

4.9. В прыжке одной рукой с места.

4.10. Штрафной.

4.11. Двумя руками снизу в движении.

4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

4.13. В прыжке со средней дистанции.

4.14. В прыжке с дальней дистанции.

4.15. Вырывание мяча.

4.16. Выбивание мяча.

 

Тактическая подготовка         
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.

3. Перехват мяча.

4. Борьба за мяч после отскока от щита.

5. Быстрый прорыв.

6. Командные действия в защите.

7. Командные действия в нападении.

8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Методы работы: тренировки, выполнение упражнений по образцу, соревнования.

а)        словесные (беседы, устное изложение теории, анализ выполненных
упражнений)

б)        практические (тренинг, упражнения с мячом, способы выполнения упражнений на задание, получение мяча, ловля, ведение, игра ).

в)        наглядные (показ, исполнение педагогом; показ исполнения отдельным (лучшим) из воспитанников; наблюдение; работа по образцу).

Ожидаемые результаты.

Один год обучения:

  • Освоить процесс игры в соответствии с правилами баскетбола.
  • Иметь знания элементарных теоретических сведений о врачебном контроле, личной гигиене, истории футбола, технике и тактики, правилах игры в баскетбол.
  • Овладеть техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре.
  • Разучить  знания технической и тактической подготовки.
  • Овладеть  основами индивидуальной, групповой и командной тактикой игры в баскетбол.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Перечень необходимого оборудования, инвентаря, дидактических и технических средств обучения для ее реализации

Спортивная база:

  • спортивный зал;
  • тренажерный зал;
  • раздевалка;
  • душевая;
  • врачебный кабинет;
  • футбольное поле.

Материально-техническое обеспечение

Спортивное оборудование и инвентарь:

  • форма спортивная (баскетбольные: майка, трусы, обувь, бандаж (паховая защита);
  • мячи баскетбольные
  • мячи набивные;
  • скакалки.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

  • учебно-демонстрационные плакаты;
  • видеоматериал по технико-тактической подготовке;

Технические средства обучения:

  • аудио- и видеоаппаратура ;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
  2. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
  3. Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
  4. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
  5. Рудик П. А. Психология. М., 1967.
  6. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
  7. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
  8. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.
  9. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию, секция "Баскетбол"

Данная программа является программой дополнительной и  предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применит...

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Баскетбол»

  Программа служит основным документом для эффективного построения подготовки квалифицированных баскетболистов в нашем районе и содействия успешному решению задач физического воспитания де...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Секция "Спортивные игры. Баскетбол". Направление: спортивно-оздоровительное 5-9 классы

Рабочая программа по дополнительному образованию (секция "Спортивные игры. Баскетбол") составлена на основе ФГОС ООО по физической культуре....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

Рабочая программа объединения дополнительного образования. Спортивная секция. "Спортивные игры. Баскетбол"

В основе принципов  создания программы  лежит концепция  лич¬ностного и деятельностного подхода, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.Программа по «Спо...