Рабочая программа по учебному предмету "Скрипка. Подготовительный класс".
рабочая программа

Настоящая учебная программа предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnyy_klass_2.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

детская школа  искусств имени В.К. Андреева

городского округа Котельники Московской области

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства.

Программа по учебному предмету

"Скрипка. Подготовительный класс."

Срок реализации — 1 год.

Московская область

         г.о. Котельники

                           

                              Пояснительная записка.

     Настоящая общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Скрипка. Подготовительный класс» (далее - программа) предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу  скрипки МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андреева  г.о. Котельники Московской области.

  Программа для учащихся подготовительного класса охватывает возрастную категорию детей от 6 лет. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Направленность программы:

общеразвивающая.

Новизна, актуальность:

- формирование общей культуры учащихся, эстетического вкуса, культуры свободного досуга;

- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты;

- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности самовыражения через творчество;

- осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одаренных учащихся.

Вид программы: модифицированная. За основу взята типовая образовательная программа по скрипке.

Задачи программы: Выявить и развить индивидуальные природные возможности; склонности и музыкальные данные ребенка; дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки; определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.

Цель программы: Создание фундамента, на котором построится все дальнейшее развитие ребенка. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом). Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.

Отличительные особенности:

Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом музыкальных особенностей учащихся.

Особенности набора: свободный.

Срок реализации: 1 год.

Форма организации работы:

  • индивидуальные занятия (специальность).

Режим занятий: в соответствии с учебным планом.

Работа с учащимися подготовительного класса проводится по следующим направлениям:

-  с первых уроков введение ребенка в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров;

- выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей слуха, ритма, памяти;

-  выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации игрового аппарата, развитию координации движений;

-  приспособление ученика к инструменту,  формирование игровых навыков, работа над звукоизвлечением, над чистой интонацией, воспитание активных, точных извлекающих звук пальцев;

- обучение ребенка сознательному управлению своим мышечно - двигательным аппаратом;

-   осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесобразными игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двигательные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для технического продвижения учащихся, вызывают чувство физического дискомфорта, ведут к мышечному перенапряжению, а впоследствии - к нежеланию музицировать;

- воспитание слухового контроля, осознания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом;

- пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование;

- на основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтение нотного текста;

 - освоение в течение года основных приемов звукоизвлечения: detaсhe, legato;

- приобретение основных навыков ведения и распределения смычка;

- формирование первоначальных навыков исполнения произведений в I позиции;

- знакомство с игрой гамм D-dur, G-dur, А-dur  разными штрихами в одну октаву, знакомство с арпеджио.

Методы обучения: В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов); практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие); аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

                                           Учебный план.

      Учебные планы разрабатываются ДШИ самостоятельно. Учебный план программы «Скрипка. Подготовительный класс» рассчитан на 1 год.

        Продолжительность учебных занятий 34 недели.

        Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями в соответствии с программными требованиями.

                                 

                                Примерный учебный план

                 дополнительной общеразвивающей программы                                                  

                        «Скрипка. Подготовительный класс»

 п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Количество аудиторных

часов в неделю

1

  Скрипка

2

2

Занимательное

сольфеджио

1

3

Всего:

3

                           ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

      Развитие музыкально-слуховых представлений. Начальное развитие музыкально-образного мышления. Усвоение названий частей скрипки и смычка. Основы организации целесообразных игровых движений (постановки). Простейшие штриховые, динамические и аппликатурные обозначения. Изучение первой позиции. Простейшие виды штриха  деташе целым смычком и его частями, легато по две ноты на смычок. Начальные виды разделения смычка. Переходы со струны на струну, плавное  соединение движений смычка в его различных частях. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и трезвучия в наиболее легких тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.

В течение учебного года проработать с учеником: 4-5 мажорных (минорных) гамм и

арпеджио (тоническое трезвучие, квартсекстаккорд) в одну октаву, 8-10 этюдов, 8-10 пьес.                                      

                                     

                                   Инструктивный материал

  • Упражнения – Якубовская В. «Вверх по ступенькам». Л., 1986
  • Упражнения – Иорданова Й.  «Букварь для маленьких скрипачей». М.  

                                                                                                      «Музыка», 2001

  • Упражнения -  Гарлицкий М. «Шаг за шагом». М., 1985
  • Гаммы, упражнения -  Григорян А. «Начальная школы игры на скрипке».

                                                                                            М.,  1986

  • Гаммы, упражнения – Родионов К.  « Начальные уроки игры на скрипке».

                                                                                                             М., 1990

  • Гаммы, упражнения – сборник «Юный скрипач», выпуск I, сост. Фортунатов К.              

                                                                        М. «Советский композитор», 1992

  • Этюды
  • Сборник избранных этюдов, вып. I, сост. Гарлицкий М., Родионов К. и Фортунатов К. М. «Музыка», 1988   №№ 1, 2, 5, 9, 11
  • Родионов К. – « Начальные уроки игры на скрипке». М., 1990 –

                                                                              №№ 7, 8, 9, 10, 20, 21, 22

  • Бакланова Н. «Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях».

                                                                                 М., 1987 –  1, 2

  • Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки, сост. Ямпольская Т. М., 1981 – №№1, 2

 

                                      Художественный материал                         

Якубовская В. «Вверх по ступенькам». Л., 1986

  •  Колыбельная
  •   Сорока

Хрестоматия для скрипки 1-2 классы, сост. Гарлицкий М., Родионов К., Уткин  

                                             Ю., Фортунатов К. М. «Музыка», 1988  

  • Русские народные песни: «На зеленом лугу», «Не летай соловей»

 «Как пошли наши подружки», «Сидит ворон на дубу» обр. Комаровского А.

  •  Белорусская народная песня «Перепёлочка»
  • Магиденко М. - Петушок  
  • Мухамедов А. - Елочка    
  • Красев М.  - Топ-топ      
  • Метлов Н.  - Две тетери
  • Детская песенка  -  Котик
  • Захарьина Т.  - Колыбельная
  • Филиппенко А.  -  Цыплятки

Родионов К. – « Начальные уроки игры на скрипке». М., 1990  

  • Моцарт В. - Аллегретто
  • Метлов Н. -  Баюшки-баюшки, Гуси, Часы                                  
  • Иванников В.  - Паучок

Ребиков В. -   Воробушек

 

                                                   

                             

                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по математике для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...