Занятие "Психологические особенности подросткового возраста"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Конспект занятия описывает основные трудности, которые могут возникнуть в подростковом возрасте, основные переломные моменты взросления и становления самостоятельной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Психологические особенности подросткового возраста»

Цель занятия: познакомить учащихся с основными психологическими особенностями подросткового возраста.

Задачи:  

  1. ознакомление учащихся со следующими понятиями: тревожность, стресс, апатия;
  2. формирование навыков работы с информацией;
  3. воспитание интереса к индивидуальным психологическим особенностям людей.

Оборудование: тетради, ручки;

Ход занятия.

1. Организационная часть занятия. Приветствие.

2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

В возрасте 11-12 лет ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Статистические данные и факты кратко характеризуют этот возраст:

  1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
  2. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  3. 60 % девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16 % от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  4. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  5. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
  6. Сексуальные установки младших подростков подвержены сильному влиянию семейных и социальных установок.
  7. Статистические данные говорят о том, что первая влюбленность девочек наступает в 11 лет (60%), первая влюбленность мальчиков чаще всего наблюдается в 13 лет.
  8. Начиная с 11 лет увеличивается конфликтность подростков.
  9. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Психологические ситуации, требующие внимания педагогов и родителей

Ситуация 1

        Ребенок «комплексует» по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной...

Ситуация 2

        Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится грубой и агрессивной, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей она приводит свои: у нас в классе все девочки худеют...

Ситуация 3

        Родители видят, что девочка вот-вот должна пережить период первой менструации, но не знают, как поговорить с ней об этом. Когда разговор состоялся, мама узнала, что девочка прекрасно информирована, получила же она информацию от своих сверстниц...

Депрессии в подростковом возрасте

Можно утверждать, что депрессию той или иной степени выраженности, различной длительности переносил каждый взрослый. Депрессии у взрослых – чрезвычайно распространенное явление, которые часто обусловлены неблагоприятными жизненными ситуациями (утратой близкого, изменой любимого человека, ссорой с друзьями, неприятностями на работе).

Депрессия – аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное (угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное) настроение. Классический депрессивный синдром определяется тоской в сочетании с моторной заторможенностью, снижением жизненного тонуса, идеями самоуничижения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами.

По-видимому, депрессии чрезвычайно распространены и в детском возрасте, на что указывают имеющиеся данные о частоте депрессивных состояний у школьников – от 20 до 85% популяции, а также сведения о нарастающем числе самоубийств в препубертатном и подростковом возрасте.

Нераспознанные (часто по вине родителей и педагогов) депрессивные расстройства приводят к тяжелым формам дизадаптации, имеющим порой необратимый характер.

Самоубийства в детском и подростковом возрасте

        Проблема детских самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особенно важное значение в связи с их несомненным ростом в последние годы. Многие исследователи утверждают, что суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате, так что пик суицидального риска выпадает на возрастной период 15-19 лет. Так же есть основания считать, что число суицидальных попыток в детском возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается.

        В происхождении суицидального поведения в детском возрасте ведущая роль отводится нарушениям взаимоотношений в семье и наличию отягощенности психическими расстройствами со стороны родителей. Многие авторы в механизме суицидального акта отдают предпочтение импульсивным действиям, реакции «короткого замыкания», истерическому и шантажному поведению.

        В результате многих исследований последних лет доказано, что в основе суицидального поведения у детей и подростков лежит депрессия. Суицидальные идеи являются «барометром тяжести» детско-подростковой депрессии. Правильная оценка детского суицидального поведения осложняется тем обстоятельством, что в понимании ребенка смерть не означает бесповоротного прекращения жизни, не является необратимой, а суицидальная попытка не всегда свидетельствует о желании умереть. Понимание смерти у ребенка приближается к таковому у взрослого только в середине подросткового возраста, когда суицидальные попытки становятся направленными не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей.

        По данным некоторых исследователей, у детей число завершенных суицидов по отношению к попыткам равно 1:50, тогда как у взрослых 8:10, что обусловлено, по-видимому, тем, что дети употребляют неподходящие средства для реализации своего стремления к смерти. Из-за нерасчетливости и отсутствия знаний о способах самоубийства при суицидальных попытках в детстве очень велика возможность смертельного исхода, даже если смерть ребенком запланирована не была. Все эти факты, как и очевидный рост числа самоубийств у детей и подростков, диктуют необходимость раннего выявления суицидальных тенденций.

Суицидальные тенденции (мысли, высказывания, угрозы, попытки) отмечаются более чем у третьей части депрессивных детей и более чем у половины депрессивных подростков. При этом задолго до совершения попытки самоубийства в большинстве случаев имеют место отрывочные высказывания о бессмысленности жизни, желании умереть или угрозы самоубийства. Суицидальные тенденции в детском возрасте имеют чрезвычайное разнообразие акцентов. К разряду суицидального поведения, вытекающего из депрессивных переживаний ребенка, следует отнести не только обдуманные суицидальные акты и намерения, но также импульсивные суицидальные попытки, реакции по типу «короткого замыкания» и демонстративные (шантажные) акты.

Обдуманное суицидальное поведение включает в основном три стадии развития: стадия вопросов о смерти и смысле жизни, стадия высказываний о нежелании жить и собственно суицидальная попытка. Сообщения о желании умереть («жить надоело», «жить не хочу, умереть хочу», «жить бессмысленно») появляются без всякой внешней провокации, обычно связаны с психомоторным беспокойством, носят характер угрозы близким, лишь иногда сопровождаются слезами. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них. В дошкольном и младшем школьном возрасте носят по-детски наивный характер: дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку холодным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть, упорно закрываются одеялом, чтобы задохнуться во сне. В препубертате обдуманные попытки самоубийства часто совершаются путем отравления медикаментозными средствами и имеют более серьезные последствия.

 Суицидальные действия по типу реакции «короткого замыкания» возникают на фоне длительной депрессии со снижением успеваемости и «школьной фобией». поводом для совершения суицидальных действий являются очередная неудовлетворительная оценка, ссора с родными из-за неправильного поведения в школе или их требованиями возобновит посещение школы, т. е. обычная ситуация, многократно имевшая место и ранее. При этом до суицидальной попытке дети обычно не высказывают мыслей о самоубийстве. Суицидальное действие является мгновенным, но элемент демонстративности отсутствует: дети выпивают большое количество различных таблеток, пытаются перерезать вены, повеситься, отравится газом. Воспоминание о моменте совершения суицида чаще всего частично, а само суицидальное действие не связывается с настоящим желанием умереть.

Демонстративные суицидальные действия являются более частыми, возникают в основном при преобладании чувства заброшенности и недостатка любви, и связаны с неадекватной попыткой поправить нарушенное равновесие, восстановить справедливость, вызвать жалость родителей. При этом суицидальная попытка ни в коем случае не означает для ребенка окончания жизни. Характерной чертой демонстративных суицидальных действий является тенденция к их повторению в сходных жизненных ситуациях.

При сопоставлении преобладающего характера суицидальных тенденций в различных возрастных группах были выявлены некоторые закономерности.

Начиная с младшего школьного возраста, возникают суицидальные тенденции в виде «короткого замыкания» и демонстративных суицидальных действий. Отмечается нарастание к предподростковому возрасту обдуманного суицидального поведения. Таким образом, при детских депрессиях имеется высокая распространенность отрывочных суицидальных высказываний задолго до совершения акта самоубийства, а также возможность трансформации суицидальных тенденций от относительно безобидных случаев самоагрессии к опасным для жизни продуманным попыткам самоубийства. Такие особенности суицидальных тенденций при детских депрессиях подтверждают необходимость максимального внимания к детям с суицидальными мыслями или суицидальными фантазиями.

Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.

Заключительная часть: подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса

Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста"  для 7 класса...

Родительское собрание в 7 классе "Особенности подросткового возраста"

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подростковог...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...