Главные вкладки

    Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста
    презентация к уроку на тему

    Трофимова Тамара Владимировна

     Возрастная периодизация подростков

     особенность подросткового возраста

    ведущая деятельность подросткового возраста

    направления в воспитании подростков

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психофизиологические особенности подросткового возраста Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками Е лнать - 2012 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    Слайд 2

    Возрастная периодизация Подростковый период- юноши 13-16 лет девушки 12-15 лет Юношеский период (старшие подростки)- юноши 17-23 год девушки 16-21 лет

    Слайд 3

    С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания Эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

    Слайд 4

    Главная особенность подростка - личностная нестабильность Целеустремленность , настойчивость Ранимость и неуверенность в себе потребность в общении застенчивость романтизм нежность и ласковость импульсивность, неустойчивость повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях желание уединиться развязность в поведении цинизм расчетливость, жестокость

    Слайд 5

    Важная особенность подросткового возраста очень многие моменты ребенок переживает в одиночку, не посвящая в них окружающих, либо делясь только с очень близкими друзьями. Между тем, проблемы, с которыми сталкиваются подростки, носят зачастую отнюдь не детский характер и требуют немедленного решения .

    Слайд 6

    Психофизиологические особенности 14-18 лет перестройка эмоциональной сферы возникновение первого чувства любви, дружбы недостаточное осознание последствий своих поступков.

    Слайд 7

    Психофизиологические особенности 14-18 лет самоутверждение своей независимости, оригинальности пренебрежение к советам старших отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников

    Слайд 8

    Психофизиологические особенности 14-18 лет максимализм суждений, так называемое подростковое черно-белое мышление (категоричность, крайность, полярность мнений) критиканство, проявление недоверия сухой рационализм, практицизм

    Слайд 9

    Психофизиологические особенности 14-18 лет при соотношении себя с идеалом появляется возможность самовоспитания возрастает волевая регуляция, концентрация внимания, объем памяти формируется абстрактно-логическое мышление

    Слайд 10

    Кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

    Слайд 11

    Психофизиологические особенности 14-18 лет формируется самосознание осмысление окружающего мира определение личных жизненных позиций появляется возможность самовоспитания стремление к профессиональному самоопределению Ведущая деятельность – коммуникативность

    Слайд 12

    Исходя из психолого- физиологических особенностей подросткового возраста определяются три основные направления духовно- нравственного воспитания : 1. Формирование осознанного отношения к себе как к личности Я - Я

    Слайд 13

    Основные направления духовно- нравственного воспитания 2. Формирование гражданской позиции Я- ГРАЖДАНИН

    Слайд 14

    Основные направления духовно- нравственного воспитания 3 . Формирование потребности и способности к самореализации Я- ТВОРЕЦ

    Слайд 15

    Спасибо за внимание !



    Предварительный просмотр:

    Психофизиологические особенности подросткового возраста

    Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками

     

    Сл.2  Возрастная периодизация

    Подростковый период-  юноши 13-16 лет                                        девушки 12-15 лет

    Юношеский период  (старшие подростки)- юноши 17-23 год - девушки 16-21 лет                                    

    В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. Причем календарный возраст не всегда совпадает с физиологическим!   Сегодня мы рассматриваем особенности так называемого подросткового (или как его еще называют - переходного) периода. Переходный возраст, то есть переход от детства к взрослости продолжается от 12-13 лет и  до 21 года. Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых.

    Сл. 3   С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания  который фактически держит подростков заложниками. Гормональный взрыв подчиняет себе всё существо младшего подростка. Эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

    В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне. Подростки раздражительны, настроение их часто меняется на взгляд стороннего наблюдателя совершенно без причины, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии человека, с которым подросток общается в данный момент.

    Появляется чувство взрослости. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Порицание не помогает, а действует как красная тряпка на быка.

    Сл. 4   Главная особенность подростка  - личностная нестабильность

    Он в конфликте с самим собой

    • импульсивность, неустойчивость
    • с повышенной самоуверенностью, безаппеляционность в суждениях
    • ищущие  уединения
    • развязность в поведении , цинизм, расчетливость и  жестокостью

    таким чаще всего мы его видим. Но это внешние проявления, а внутри они

    • целеустремленные, настойчивые
    • ранимые  и неуверенные в себе 
    •  испытывающие потребность в общении
    •  Застенчивые,  романтичные
    •  нежные и ласковые

    Сл. 5    Важная особенность подросткового возраста

    • очень многие моменты ребенок переживает в одиночку, из-за страха быть непонятым, высмеянным, не посвящая в них окружающих, либо делясь только с очень близкими друзьями.
    • Между тем, проблемы, с которыми сталкиваются подростки,  носят зачастую отнюдь не детский характер и требуют немедленного решения.

    Сл. 6   Психофизиологические особенности 14-18 лет

    • Происходит перестройка эмоциональной сферы
    • возникновение первого чувства любви, дружбы нужно это учитывать, обращая внимание подростка на чистые проявления этого чувства (чтение классики, музыка и т.п.). Иначе, от незнания и неумения выразить их, дети совершают поступки, противоречащие нормам морали.

    Тем более, что одна из особенностей данного периода-

    • недостаточное осознание последствий своих поступков.

    Сл.7  

    • самоутверждение своей независимости, оригинальности
    • пренебрежение к советам старших
    • отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников

         Сл.8

    • подросткам свойственен максимализм суждений, так называемое подростковое черно-белое мышление (категоричность, крайность, полярность мнений) если взрослый человек может найти компромисс, пойти на уступки, то подростки твердо придерживаются своего мнения. Для них существует или черное, или белое.
    •  критиканство, проявление недоверия

    сухой рационализм, практицизм.  Источник конфликтов с родителями,  которые неизбежны в этот период, заключается как раз в этом: подросток акцентирует внимание на ближайших перспективах, родители – на отдалённых.  Все разговоры о сдаче экзаменов и т.п.- звучат для  них как что-то из разряда «далеко и неправда»

    Сл. 9

    Но есть и положительные изменения:  

    при соотношении себя с идеалом появляется возможность самовоспитания

    • возрастает волевая регуляция, концентрация внимания, объем памяти

    - формируется абстрактно-логическое мышление – поэтому более действенными становятся такие формы работы, как тренинги, ролевые игры- где подросток может представить себя в любой роли. Оценить свою ситуацию как бы со стороны. Также действенны обсуждения, круглые столы.

    Сл.10

    Кризис данного периода связан  с духовным ростом и изменением психического статуса

    Важность подросткового возраста определяется   тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Здесь весьма уместна пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Что мы вложим в голову, душу ребенка, таким он и вырастет, то и будет ценить.

    Сл. 11

    Опираясь на психологические особенности подростка, мы определяем опорные для работы с ним, это:

    • формирование  самосознание  
    •  осмысление окружающего мира
    •  определение личных жизненных позиций
    •  Появление  возможность самовоспитания
    • стремление к профессиональному самоопределению

    • Ведущая деятельность подростка– коммуникативность.  Если вы хотите убедить ребенка в чем-либо, найдите среди его друзей тех, кто поддерживает вашу точку зрения и действуйте через него!

    Сл. 12

    Исходя из психолого- физиологических особенностей  подросткового возраста определяются три основные направления духовно- нравственного воспитания :

    Формирование осознанного отношения к себе как к личности

    Сл.13

    Формирование гражданской позиции

    Сл.14

    Формирование потребности и способности к самореализации

     

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших подростков на уроках физической культуры

    Духовно-нравственное воспитание школьников является приоритетной задачей современной школы. Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания младших подростков на уроках физической к...

    Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

    Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...

    «Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

    Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

    Влияние внешних факторов на духовно-нравственное воспитание детей среднего и старшего школьного возраста.

    Сегодня наше общество подошло к той черте, когда невозможно не уделять внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи. Более того, мы говорим о приоритете данной проблемы в России....

    Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

    Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...