Родительское собрание в 7 «б» классе по теме: "Планирование воспитательной работы с классом на 2013-2014 уч. год. Особенности подросткового возраста".
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Алейникова Марина Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc56.5 КБ
Office presentation icon sovety_roditelyam.ppt709.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 7 «б» классе по теме:

"Планирование воспитательной работы с классом на 2013-2014 уч. год.

Особенности подросткового возраста".

Повестка дня родительского собрания:

  1. Итоги I четверти.
  2. Особенности подросткового возраста.
  3. Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д.С. Лихачева.
  4. Разное.

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.

Задачи:

  1. Подвести итоги I четверти.
  2. Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
  3. Найти пути преодоления подросткового кризиса.
  4. Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

1. Итоги I четверти.

Успеваемость в классе составляет –    %, качество –    %.

Отличников в классе – нет.

Хорошисты (1):  Сурсо Людмила

С одной «3» (1): Лоншакова Гутиера

2. Особенности подросткового возраста.

Цитаты для обсуждения:

        Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи: «Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет». Л.С.Выгодский: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А.Макаренко: «Школа - это мастерская человечности».        

        Психолого-педагогическое просвещение:  «Взять сторону подростка». Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в  «ершистых», неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

        К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении  «обиженного»,  «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

        Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с

жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв что-либо «для быстрого улучшения настроения». Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

        Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

        1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос,

и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание   это стремление выйти из-под вашей опеки.

        2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

        3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

        4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

        5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

        6. Будьте тверды и последовательны. Дети   тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

        Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно  «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

        Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку   словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием   мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

        От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение:  «со мной все в порядке»,  «я   хороший». А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики   ощущение:  «со мной что-то не так»,  «я плохой». Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу:  «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:  «Мне хорошо с тобой...»,  «Мне нравится, как ты...»,  «Ты, конечно, справишься...»,  «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не  «затискивать».

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока:  «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

3. Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д.С. Лихачева.

«Надо прожить жизнь с достоинством,

чтобы не стыдно было вспомнить».

Д.С. Лихачев.

        Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906, Петербург) – историк древнерусской литературы. Родился в семье инженера. В 1923 окончил советскую трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928 окончил университет, защитив два диплома – по Романо-германской и славяно – русской, филологии. В 1928г за участие в научном студенческом кружке был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931 – 1932г.г находился на строительстве Беломоро – Балтийского канала и был освобожден как «ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР». В 1934 – 1938г.г Д.С. Лихачев работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Обратил на себя внимание при редактировании книги А.А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов» и был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома,  где прошел путь от младшего научного сотрудника до действительного члена Академии наук в 1970г. В 1941 Лихачев защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века». В 1942осажденном фашистами Ленинграде написал брошюру «Оборона древнерусских городов».

        Дмитрий Сергеевич пережил блокаду Ленинграда и оставил о ней поразительные записи. Возможно, это самое сильное из того, что написано о блокаде. Читать эти страницы страшно и вместе с тем необходимо для каждого. «В голод люди, - говорит Лихачев, - показали себя. Обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательными, беспримерными героями, другие – злодеями, мерзавцами, убийцами, людоедами. Середины не было. Все было настоящее».

        Лихачев является членом многих иностранных академий, дважды удостаивался государственной премии (1952, 1969), в 1986 стал Героем Социалистического Труда. В 1989 был избран народным депутатом СССР.

         Д.С. Лихачева можно назвать человеком XX века. Его труды невозможно переоценить. Его можно считать  нашим современником потому так как  несмотря  на то, что он ушел от нас, его помнят, его читают, цитируют и пока это будет продолжаться, он будет жить среди нас.

        Дмитрий Сергеевич скончался 30 сентября 1999 года.

4. Разное.

  • Опоздание учащихся на первый урок.
  • Прогулы уроков.
  • Посещение уроков физкультуры.
  • Сменная обувь.

Памятка для родителей.

        Не надо обижать.                                  Идите на компромисс.

        Никаких нотаций.                                 Будьте тверды и последовательны.        

        Дайте свободу.                                        Уступает тот, кто умнее.

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подростковый возраст: советы родителям

Слайд 2

«Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители» (В. Брудзиньский)

Слайд 3

Не пытайтесь что-то доказать, когда хотя бы один из участников диалога находится во взвинченном состоянии

Слайд 4

Не заводите серьезные разговоры походя!

Слайд 5

Помните: В потоке слов тонет суть!

Слайд 6

Смените тактику!

Слайд 7

Отказывая ребенку, не выдвигайте слишком большое число аргументов!

Слайд 8

Выражая недовольство подростком не «сваливайте в кучу» разномасштабные и разнохарактерные проблемы

Слайд 9

Говорите уважительным тоном, весомо, кратко, давая возможность ребенку усвоить сказанное.

Слайд 10

Внимательно слушайте ребенка!

Слайд 11

По результатам исследований подростки мечтают о таких родителях, которые: Интересуются ими и готовы помочь, когда нужно; Выслушивают их и стараются понять; Дают почувствовать, что они любят своих детей; Показывают свое одобрение; Принимают подростков такими, какие они есть, - со всеми ошибками и недостатками, Доверяют им и ждут от них хорошего; Относятся к подросткам как к взрослым; Веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы на первое полугодие 2013-2014 гг

вам представлен план воспитательной работы на первое полугодие, в который включена полная характеристика класса, кружки и секции, посещаемые детьми данного класса, а также, перечень активной работы ро...

План воспитательной работы классного руководителя на 2013-2014 учебный год

План воспитательной работы классного руководителя...

Анализ воспитательной работы старшей вожатой за 2013-2014 учебный год

Анализ воспитательной работы старшей  вожатой  за  учебный год...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Самостоятельная работа 5 класс. Распределительные свойства. (с самооценкой)

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Распределительные свойства. (с самооценкой)...

План воспитательной работы с учащимися на 2013/2014 учебный год

План воспитательной работы с учащимися 6 класса ОУ для детей с ОВЗ...