Главные вкладки

    Статья (5 класс) на тему:
    Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

    Инякина Наталья Анатольевна

    Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. Это возможно сделать на интегративном курсе  «Эстетика», где, в отличие от монокурсов (уроки музыки, ритмики, изобразительного искусства), все включенные в процесс обучения виды искусства воздействуют комплексно. Принцип интегративности видов искусства используется здесь как основополагающий ресурс эффективного достижения цели – самоопределения школьников в осваиваемых ими видах творческой деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

    Н.А.Инякина,

    г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

    Влияние нравственное

                                                                                        составляет главную

                                                                                       задачу воспитания.

    К.Д. Ушинский

     

            Существует высказывание: кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования.  Ведь наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.  Поэтому мы (педагоги) несем ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения,  должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.

           Проблема  духовного и нравственного становления личности является  ключевой  для МБОУ «Гимназия № 12» города Ленинска-Кузнецкого, так как данное образовательное учреждение удалено  от центра, учреждений культуры, район школы  характеризуется  низким социальным и культурно-нравственным уровнем населения.

           Кроме того, существующая в настоящее время система уроков в образовательной области «Искусство», дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере способствует формированию потребности ребенка в творческом самовыражении и последующем сознательно регулируемом самоопределении. Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. Это возможно сделать на интегративном курсе  «Эстетика», где, в отличие от монокурсов (уроки музыки, ритмики, изобразительного искусства), все включенные в процесс обучения виды искусства воздействуют комплексно. Принцип интегративности видов искусства используется здесь как основополагающий ресурс эффективного достижения цели – самоопределения школьников в осваиваемых ими видах творческой деятельности.

            Одним из способов решения данных проблем стала  разработка и реализация программ внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное» («Истоки», «История Кузбасса», «Молодая гвардия», «История сибирской старины», «Радуга детства») и «общекультурное» («Эстетика», «Волшебный микрофон», «Фантазийка», «Театральная студия»).  Данные направления очень важны в решении задач нравственного и культурного воспитания, так как способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

           Рассмотрим работу с учениками по программе «Эстетика», которая реализуется в основной школе гимназии второй год. Основная цель курса: воспитание у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

    Содержание программы имеет следующие направления:

    1.        Мир и разнообразие его проявлений.

    2.        Эпос в контексте искусства.

    3.        Творчество, художник, искусство.

    4.        Вопросы эстетической и этической культуры человека.

          Данный курс рассчитан на четыре года обучения в 5-8 классах (136 часов).

          Особенности ведения курса:

    - избегание императивного подхода, т.е. информативного способа передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;

    - сценарии занятий выстраиваются по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";

    - активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на занятиях  эстетики;

    - сочетание коллективной и индивидуальной работы;

    - комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.);

    - сотрудничество и сотворчество: создание на занятиях искусства атмосферы равенства "партнеров" по общению;

    - психолого-педагогическая поддержка учителем уникальности каждого ребенка в его творческом самовыражении; последовательное расширение границ сотворческого общения до уровня художественно-эстетических обобщений;

    - организация занятия  как "эмоционального сценария" на основе "действия - события", способного спровоцировать своеобразный "трилог": дети - педагог - автор художественного произведения;

    - активизация сопереживания, стимулирование эмпатии, ведущей к рефлексии представлений ребенка о себе и искусстве.

    Данная программа направлена на формирование ценностных ориентиров, которые отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»: семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная  картина мира; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое  развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире,  прогресс человечества, международное сотрудничество.

          Одним из основополагающих принципов работы по данной программе является ориентация на идеал, так как  идеалы   определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно  организуется.  На занятиях актуализируются идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культуре народов России, в культурных традициях народов мира.

          В формировании  ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы  ценностей, поиска смысла жизни невозможны вне диалогического  общения подростка со значимыми другими.  Поэтому  популярными являются формы деятельности: встречи, экскурсии в краеведческий городской музей, в выставочный зал, в музей имени А.С. Пушкина, расположенный в здании МБОУ «Гимназия №12».

         Принцип системно-деятельностной организации  воспитания  способствует преодолению изоляции подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивает  их полноценную социализацию.

         Такие формы проведения занятий, как создание рисунков, игры-путешествия, экскурсии позволяют выполнять творческие задания, направленные на решение художественно-педагогических задач предмета. Например, фотографирование парка отдыха «Парк Чудес», создание рисунков на тему «Золотая осень» способствовало созданию проекта «Прекрасна природа родного края». Окончательной работой над данным проектом станет создание фотовыставки, которую учащиеся представят младшим школьникам. Пятиклассники, благодаря такой форме работы, как игра-путешествие, познакомились с культурой, традицией, играми разных народов и создают книжку «Игры народов мира», с содержанием которой познакомят первоклассников. По окончании курса «Эстетика» 2013-2014 учебного года учащиеся выполнили проект «Культурные места города Ленинска-Кузнецкого», который представили одноклассникам. Данный проект познакомил детей с культурными местами города, где можно отдохнуть (парк Чудес), обратиться к истории нашего города (Городской краеведческий музей, площадь Победы), развить спортивные и творческие способности (Дворец творчества детей и учащейся молодежи, Ледовый дворец, музыкальная школа), узнать больше о культурной жизни города (выставочный зал).

          Среди разнообразных условий, необходимых для эффективного использования различных видов творческой деятельности младших подростков  на занятиях эстетики, с целью расширения пространства для творческого самоопределения, выделим следующие: общение с художественным произведением на уровне сотворчества; собственные суждения учащихся о художественном образе, о своем отношении к явлениям искусства, действительности; смена сфер творческого самовыражения - слово, рисунок.

         Результатом работы по программе внеурочной деятельности «Эстетика» является повышение уровня воспитанности и духовно-нравственной культуры учащихся.

    Литература

    1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.  – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
    2. Иванченко, Л.М., Инякина, Н.А. Эстетика: Программа внеурочной  деятельности по направлению общекультурное для 5-8 классов [Текст] / Л.М. Иванченко, Н.А. Инякина. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12» – 35 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

    Материал представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимаеие уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

    Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

    Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

    Данный материал представляет собой отчет о работе в рамках экспериментальной площадки Модель социокультурного оразвитиия образовательного учреждения....

    Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

    Исследовательская деятельность обучающихся по изучению краеведческого материала на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как средство духовно-нравственного воспитания личности

    Организации проектной и исследовательской деятельности обучащихся уделено большое внимание в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования: «выдвижение гипотез, осуществление их...

    Программа внеурочной деятельности основного общего образования духовно-нравственной направленности «Мой край - Россия» для 5 класса

    Данная программа внеурочной деятельности  предназначена для обучающихся 5класса и предполагает реализацию в рамках социального направления, так как предполагает выполнение социально значимых прое...

    «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

    Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...