РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Семенихина Елена Васильевна

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

        Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.                Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy_vneuroch.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение

«Русскожуравская  средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского  муниципального  района

Воронежской области»

Рассмотрено и рекомендовано                      к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»____________2016г. Руководитель ШМО

__________Хижнякова Н.В.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Русскожуравская  СОШ»

_____________Безручко А.А.

Приказ № ___ от «___»____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Мой край родной»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

6 класс

на 2016 – 2017  учебный год

Составитель: учитель русского языка

и литературы

Семенихина Елена Васильевна

Русская Журавка, 2016

 

  1. Пояснительная записка

        Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

        Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.                Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Программа «Мой край родной»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

        В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

       Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край родной» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Воронежского края, Верхнемамонского района, герои Воронежской земли в годы Великой Отечественной войны, писатели и поэты, прославившие родной край.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

       Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Общая характеристика программы

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

        Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Программа адресована обучающимся 6 класса  и рассчитана на 35 часов в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • трудовые дела.

          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.

        Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

2. Содержание программы

Раздел I.  Введение в ИКТ.  

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Раздел II.История Воронежской обласи и Верхнемамонского района.

Раздел  посвящен  истории родного  края. История Верхнемамонского района. Символика Воронежской области и Верхнемамонского района. Известные люди родного края. Достопримечательности, музеи Воронежской области.

Раздел III. Воронежской области в  годы  Великой  Отечественной  войны.

Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм воронежцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад верхнемамонцев в победу над врагом.

Раздел IV. Животный и растительный мир Воронежской области

 Сбор материала  о  животном и растительном мире Воронежской области.

V. Итоговое занятие.

Оформление  и  защита  творческих  работ.  Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

3. Предполагаемые  результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:

Первый уровень:

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении

Второй уровень:

Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

Третий уровень: Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

4. Формы контроля

  • альбом;
  • газета;
  • плакат;
  • серия иллюстраций;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом.

                                                 5. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

 Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

        

теория

практика

Раздел I.

Введение

1

Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация  занятий.

1

Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2

Формы и методы исследовательской работы.

1

3

Исследовательский  проект. Разработка исследовательских   проектов.

1

Раздел II.

История Воронежской области и Верхнемамонского района 

4

Территория нынешней Воронежской области в древние времена

1

Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

5

История Воронежской области

1

6

Исторические памятники Воронежской области

1

7

История городов , расположенных на территории области

1

8

История города Воронежа

1

9

История города Павловска

1

10

История города Калача

1

11

Территория  Воронежской области в Средние века

1

12

Воронеж в Российской империи

1

13

История становления Воронежской области . Появление Верхнемамонского района

1

14

Географическое расположение Воронежской области.  Топонимика родного края.

1

15

Географическое расположение Верхнемамонского района.  

1

16

Символика Воронежской области. Флаг, герб, гимн .

1

17

Символика Верхнемамонского района района. Флаг, герб, гимн .

1

18

Известные люди Воронежской области .

1

19

Известные люди Верхнемамонского района

1

20

Достопримечательности Воронежской области.

1

21

Достопримечательности Верхнемамонского района

1

22

Музеи Воронежской области.

1

Раздел III.

Верхнемамонский район и Воронежская область  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

23

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад.

1

Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

24

Героизм воронежцев на фронтах войны.

1

25

Земляки – Герои  Советского Союза.

1

26

Воронежцы – фронту.

1

27

Вклад верхнемамонцев победу над врагом.

1

28

Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

1

29

Анализ  и   обработка  информации.

1

30

Животный мир Воронежской области

1

31

Растительный мир Воронежской области

1

32

Почвы Воронежской области

1

33

Животноводство и птицеводство в Воронежской области

1

34-35

Оформление  и  защита  творческих  работ.

2

Итого

11

24

                                             6. Методические рекомендации.

1. При проведении занятий  необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном  районе и станице. Привлечь  обучающихся  к  созданию  презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах.

2. Важно вовлекать обучающихся  в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной.

3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории области, района, о героях ВОВ, наших земляках.

7.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

1

И. Кондратьева,  Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия,  1994. – 148 с.

2

Пчелов Е.В.,  Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.

3

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

4

Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

5

Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.

6

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с

7

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95

8

Карта   РФ, Воронежской области, Верхнемамонского района

Технические средства обучения

1

Компьютер

2

Интерактивная доска

3

Фотоаппарат

Экранно - звуковые пособия

1

Презентации  

Оборудование класса

Мебель:

столы,

стулья,

шкафы

доска аудиторная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс

В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...

Рабочая программа по курсу "Исследовательская деятельность. Брянский край "10 класс

Программа к курсу "Исследовательская деятельность модуль курса Брянский край" для 10 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс

Программа  внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...