Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 4 класс.
календарно-тематическое планирование

Ананьева Рая Галимьяновна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_4_kl.docx76.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Мой край» , 4 класс, ФГОС (2 вариант)

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            
  2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Учебно – тематический план
  4. Содержание программы.
  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  6. Приложения                                                                                                                                                                        

1.Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности « Мой край» разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
  7. Годового календарного учебного графика
  8. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)

Программа «Мой край» реализует учебно - познавательно направление внеурочной деятельности.

Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Цели программы: – развитие интереса к истории и культуре Южного Урала; воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу, Отечеству, начиная с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Основные задачи курса:

1.Углубить и дополнить  представление о Магнитогорске через знакомство с родным краем. Развитие интереса к событиям, происходящим в крае и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну, край, город.

2.Расширить представление о крае, истории возникновения нашего края, его освоении, добыче полезных ископаемых, строительстве ММК.

3.Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с флагом, гербом Магнитогорска и родного края.

4.Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни.

6.Осуществлять ознакомление школьников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

7.Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих.

8.Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, и его уникальные богатства.

Актуальность программы.

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В структуре психики данного ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Программа «Мой край» отвечает психофизическим и возрастным возможностям умственно отсталых обучающихся. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию  познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет умственно отсталому ребенку взаимодействовать с другими детьми, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процесс образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По  словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 102 часа с учетом проведения занятий 3 раза в неделю. В конце года проводится диагностирование в виде наблюдения, анализа  рисунков, беседы. Результаты  оценивание знаний и умений наблюдений   заносятся в «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующий критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.

Особенности реализации программы.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.  Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс «Мой край» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков  предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

- занятие – практика;

- интегрированное занятие;

- занятие – виртуальная экскурсия;

- выставка рисунков;

-урок-викторина

Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.

Итоги разделов имеют выход в виде выставки творческих работ обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке  достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Мой край» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • основы социально- ценных личностных и нравственных качеств, в том числе духовных, обеспечивающих осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

      - готовность к  соблюдению культурных норм поведения, бережному отношению к окружающей среде.

Мета предметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).

Регулятивные УД:

  • овладение умениями формулировать основные понятия родном крае;
  •  умение анализировать полученные знания;
  •  умение обобщать и сравнивать полученную информацию на доступном уровне;
  • умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

 Познавательные УД

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

      - умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления;

- умения применять полученные теоретические знания на практике;

- приобщать учащихся к культуре, традициям Южного Урала;

-формирование умения представлять свою культуру в условиях современного мира.

Коммуникативные УД:

  • умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
  • умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом;
  • умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • умение слушать и понимать речь других;
  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, в классе  и следовать им.

   

   Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

4 класс

Знания

Умения

Допустимый уровень

Знать:

- определение понятия «Родина», «Малая родина»;

-состав своей семьи,  обязанности членов семьи;

-профессии родителей;

- правила поведения ученика в школе;

-историю и традиции нашей школы;

-историю нашего города;

-внешний вид, историю создания символики нашей страны;

-культурные традиции русского народа;

- основные характеристики растений, насекомых, животных Южного Урала;

- внешний вид лиственных и хвойных деревьев, их свойства, пользу и значение для человека;

Уметь:

-выполнять рисунки;

-лепить из пластилина;

-выполнить аппликации;

- изготавливать поделки из природного материала;

-работать по образцу, по инструкции, по шаблонам;

-соблюдать правила безопасности при работе с ножницами, клеем;

-выполнять правила поведения и безопасности во время экскурсий;

-отвечать на вопросы учителя.

Минимальный уровень

-рассказать о   своем городе на доступном уровне;

-назвать символику  нашего города, области, страны;

-назвать основные деревья и нескольких животных и насекомых;

-ответить на вопросы о нашей школе;

-знать правила поведения в школе;

-назвать  профессии родителей;

-составить небольшой рассказ о своей семье.

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, произодить анализ геометрической формы предмета;

- лепить предметы различной формы;

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами,

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

-соблюдать основные правила ТБ  на уроке.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

        В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

  • по оценке творческой продукции ребенка;
  • по повышению уровня общей  культуры;
  • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
  • по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

3.Учебно – тематический план

№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

                                            4 год

1

Я и моя семья.

12

5

7

2

Я - ученик.

10

6

4

3

Растительный мир нашего края.

24

12

12

4

Животный мир нашего края.

30

13

17

5

Моя страна-Россия.

8

4

4

6

Малая родина - Южный Урал.

18

12

6

            Итого:

102

52

50

4.Содержание программы учебного курса.

Теория-52ч.

  1. Я и моя семья. 5ч. Мое имя, родословная семьи, обязанности членов семьи, мой дом, домашние питомцы
  2. Я - ученик. 6ч. Моя школа, ее традиции, история. Школьные помещения, правила поведения.
  3. Растительный мир Южного Урала. 12 ч.  Лиственные,  хвойные деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы наших лесов.
  4. Животный мир нашего края. 13ч. Дикие лесные животные и птицы, насекомые  нашей природы.
  5. Моя страна-Россия. 4ч. Символы государства, столица г. Москва, ее символы.
  6.  Малая родина - Южный Урал. 12ч. Символы нашего города и области, местоположение на карте.

Практические работы-50ч.

-экскурсии;

-рисунки, аппликации;

-лепка из пластилина;

-поделки из природных материалов.

-конкурсы;

-викторины, лото;

-выставки творческих работ.

4.1.  Календарно – тематическое планирование.4 класс Мой край.

№ п.п

Тема занятия

Кол-во час.

Форма

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

Iчетверть

24ч

1

Моя семья.  

1

урок

Учатся составлять устный рассказ о своей семье, используя опорные слова.

Развитие долговременной памяти через повторение материала.

1 уровень – приобретение знаний по определению «Моя семья».

2

Моя родословная.  

1

интегрир.урок

Закрепляют понятие «родословная». Учатся составлять родословное древо.

Коррекция долговременной памяти через работу с  определениями.

1 уровень – приобретение знаний по определению «родословная».

3

Я и моё имя.

1

урок

Узнают, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, что могут рассказать имена, отчества, фамилия.

Коррекция долговременной памяти через работу с  определениями.

1 уровень – приобретение знаний по определению «Мое имя».

4

Рисунок. Вся моя семья.  

1

урок-практика

Рисуют по образцу, по инструкции.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге.

5

Лепка. Дом, в котором я живу.  

1

урок-практика

Выполняют работу по инструкции.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

2 уровень - уметь составить композицию из пластилина.

6

Обязанности каждого члена семьи.  

1

урок

Рассказывают об обязанностях членов семьи по опорным словам.

Коррекция связной речи.

1 уровень – закрепление навыков устной речи.

7

 Рисование. Дом, в котором я живу.  

1

урок- практика

Рисуют по образцу, по инструкции.

Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики.

1 уровень – приобретение знаний о своем доме.

8

Аппликация. Дом, в котором я живу.  

1

урок-практика

Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу.

Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики.

1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге.

9

 Домашние питомцы.

1

урок

Составляют рассказ о своих домашних питомцах по картинкам.

 Коррекция личностных качеств через игровой приём.

2 уровень – приобретение основных понятий о домашних питомцах.

10

Рисование. Домашние питомцы.  

1

урок-практика

 Рисуют по образцу, по инструкции.

Коррекция внимания, памяти через яркую наглядность.

1 уровень-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

 

11

Обрывная аппликация. Домашние питомцы.

1

урок-практика

Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу.

Коррекция речи, образного мышления, внимания.

3 уровень – расширение общего кругозора, активного словаря.

12

 Лепка. Мой домашний любимец.

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Коррекция внимания, памяти.

2 уровень - уметь составить композицию из пластилина

13

Экскурсия "Осенний парк" Р.К. "Парк Тыл-фронту" 

1

урок-экскурсия

Наблюдают за природой, отвечают на вопросы.

Формирование взаимосвязи слухового внимания и образного мышления.

1 уровень – расширение общего кругозора, активного словаря.

14

Рисование по контуру предмета "Осенний букет"  

1

 

урок-практика

Учатся рисованию по контуру предмета.

Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики.

1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге.

15

Обрывная аппликация "Осенний букет"  

1

урок-практика

Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге.

16

 Аппликация из салфеток "Наш пришкольный сад"  

1

урок-практика

Выполняют аппликацию по алгоритму, по образцу.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге.

17

Мой город, мой дом. Рисование по образцу.

 

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу

Коррекция речи, образного мышления, внимания.

1 уровень – развитие умения передавать образы на бумаге.

18

Мой город. Городская площадь "Куранты". Раскраска.

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

19

Рисование. Природа нашего края.  

1

урок-практика

Рисуют по образцу, отвечают на вопросы.

Коррекция внимания, памяти.

1 уровень – приобретение навыков наблюдения.

20

 Рисование. Наш пришкольный сад.  

1

урок-практика

Рисуют по образцу, отвечают на вопросы.

Коррекция внимания, памяти.

1 уровень – приобретение навыков наблюдения.

21

Моя школа.  

1

урок

Учатся составлять рассказ по опорным словам.

Коррекция внимания, памяти.

 1 уровень – приобретение навыков рассказа по опорным словам.

22

 Аппликация. Родная школа.  

1

урок-выставка

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

23

 Трудовая жизнь школы. Р.К.Экскурсия в школьную мастерскую. 

1

урок-экскурсия

Ведут наблюдения под руководством педагога.

Коррекция внимания, памяти.

1 уровень – приобретение навыков наблюдения.

24

Рисование. Моя школа.

1

урок-практика

Уметь нарисовать здание школы по образцу.

Коррекция речи, образного мышления, внимания.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

IIчетверть

24ч

1

Растительный мир Южного Урала. Деревья.

1

урок

Знать  названия основных видов деревьев Южного Урала.

Коррекция внимания, памяти через  анализ, сравнение.

1 уровень – приобретение  знаний по растительному миру нашего края.

2

Деревья Южного Урала. Лиственный лес Урала. 

1

урок

Знать  названия основных лиственных  деревьев Южного Урала.

Коррекция внимания, памяти через  анализ, сравнение.

1 уровень – называть деревья нашего края.

3

 Лиственные деревья. Дуб.  

1

урок

Различать дуб по внешнему виду, знать его полезные свойства.

Развитие навыка группировки и классификации.

1 уровень – приобретение знаний о дубе.

4

Лиственные деревья. Дуб. Ствол. 

1

урок

Различать дуб по внешнему виду, знать назначение ствола.

Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

1 уровень – ответить на вопросы.

5

Рисование. Дерево. Дуб. 

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

6

 Рисование. Лиственный лес. 

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний  на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

7

 Аппликация " Осенний лес" Р.К. " Природа Южного Урала"  

1

урок-практика

Выполнить аппликацию по образцу.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

2 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

8

Составление рассказа по картинкам " Природа Южного Урала"  

1

интегрир.урок

Учатся составлять рассказ по по картинкам.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – уметь ответить на вопросы.

9

 Рисование красками "Поздняя осень в городе"

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

10

К. Ушинский рассказ  «Спор деревьев»

интегрир.урок

Читают рассказ, отвечают на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы.

11

Кустарники. Рябина красная.

1

урок

Узнают  о полезных свойствах рябины, отвечают на вопросы.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – называть кустарники нашего края.

12

Поделка из ягод рябины. «Снегирь».

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

13

Кустарники. Смородина.

1

урок

Узнают  о полезных свойствах смородины, отвечают на вопросы.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – называть кустарники нашего края.

14

Аппликация «Веточка смородины»

Р.К. «Мой огород»

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

15

Лесные ягоды. Голубика.

1

урок

Узнают  о полезных свойствах голубики, отвечают на вопросы.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – называть ягоды нашего края.

16

Лепка. Голубика.

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных  умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

17

Садовые ягоды. Клубника.

 1

 урок

Узнают  о полезных свойствах клубники, отвечают на вопросы.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – называть кустарники нашего края.

18

Обрывная аппликация. «Клубника»

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний  на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

19

Грибы. Опята.

1

урок

Узнать названия грибов, их внешний вид, полезные свойства.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – называть грибы нашего края.

20

Лепка. «Опята»

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

21

Грибы. Масленок.

1

урок

Узнать названия грибов, их внешний вид, полезные свойства.

Развитие слухового внимания и памяти.

1 уровень – называть грибы нашего края.

22

Аппликация «Масленок»

1

урок-практика

Выполнить аппликацию по образцу.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

2 уровень – выполнить работу по инструкции.

23

Загадки и пословицы о грибах.

1

урок

Отгадывать загадки, учить пословицы и поговорки о грибах.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – уметь отгадывать загадки.

24

Викторина «Лесные дары Южного Урала»

1

урок-викторина

Уметь выполнить задание на проверку знаний.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

3 уровень – закрепление полученных знаний.

III четверть 30ч.

1

Лесные животные. Лось.

1

урок

Знать  названия лесных животных  Южного Урала.

Развитие наглядно-образного мышления.

1 уровень – приобретение  знаний по животному миру нашего края.

2

Рисование «Лось и лосенок»

Р.К. «Зоопарк в п.Абзаково»

1

урок-практика

Выполняют работу  по алгоритму, по образцу.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – уметь выполнить работу по образцу.

3

Лесные животные. Еж.

1

урок

Познакомиться с внешним видом ежа, его повадками.

Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал.

2 уровень – знакомство с   внешним видом ежа.

4

Лепка «Еж и ежата»

1

урок-практика

Научиться лепить ежа по образцу.

Формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

3 уровень – закрепление умения  выполнять работу по образцу.

5

В. Сутеев  сказка «Палочка-выручалочка»

1

урок

Познакомиться со сказкой, ответить на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы по сказке.

6

Русские народные сказки о лесных животных.

1

интегрир.

урок

Познакомиться со сказками, ответить на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы по сказке.

7

Лесные животные. Барсук.

1

урок

Познакомиться с внешним видом барсука, его повадками.

Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал.

2 уровень – знакомство с   внешним видом барсука.

8

Рисование «Барсук»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания  в практической деятельности.

9

Загадки о лесных животных.

1

интегрир.

урок

Уметь отгадывать загадки о животных.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – уметь отгадывать загадки.

10

Лото «Лесные животные»

1

урок

Уметь выполнить задание на проверку знаний.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

3 уровень – закрепление полученных знаний.

11

Лесные птицы Урала. Виртуальная экскурсия.

1

урок

Познакомиться с  названиями  и внешним видом лесных  птиц.

Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал.

2 уровень – знакомство с   внешним видом и названиями птиц.

12

 Лесные птицы. Тетерев.

1

урок

Познакомиться с внешним видом тетерева, его повадками.

Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал.

2 уровень – знакомство с   внешним видом тетерева.

13

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1

интегрир.

урок

Познакомиться со сказками, ответить на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы по сказке.

14

Лепка. Тетерев.

1

урок-практика

Уметь  лепить тетерева по образцу.

Коррекция долговременной памяти через работу с наглядным материалом.

3 уровень – отличать тетерева от других птиц.

15

Степные птицы Урала. Коршун.

1

урок

Запомнить особенности внешнего вида коршуна, места обитания.

Формирование переноса полученных умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – запомнить внешний вид коршуна.

16

Рисование «Коршун»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

17

Водоплавающие птицы. Лебедь.

1

урок

Запомнить особенности внешнего вида лебедя, места его обитания.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – запомнить внешний вид лебедя.

18

Рисование «Лебедь»

1

урок

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные умения в практической деятельности.

19

Лепка «Лебедь и лебедушка»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

20

Г.Х. Андерсен  сказка «Гадкий утенок»

1

интегрир.

урок

Познакомиться со сказкой, ответить на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы по сказке.

21

Лото. Птицы родного края.

1

урок

Уметь выполнить задание на проверку знаний.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

3 уровень – закрепление полученных знаний.

22

Выставка творческих работ. Птицы  родного края.

урок-выставка

Рассказать о своей работе, ответить на вопросы.

Развитие навыка группировки и классификации.

1уровень – закрепление полученных знаний.

23

Насекомые родного края. Пчелы.Р.К. «Пчелиные пасеки Башкирии»

1

урок

Познакомиться с  повадками и внешним видом пчелы.

Коррекция зрительного восприятия через наглядный материал.

2 уровень – различать   внешний вид и названия насекомых.

24

Рисунок « Пчелы»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

25

Лепка «Пчелиный улей»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

26

Ю.Пастухов  рассказ «Пчелка»

1

урок

Познакомиться с рассказом, ответить на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы по рассказу.

27

Насекомые. Оса.

1

урок-практика

Запомнить особенности внешнего вида осы, места обитания, повадки.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

2 уровень – запомнить внешний вид осы.

28

Аппликация. Оса.

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

29

Э. Емельянова рассказ «Оса»

Р.К. «Выставка насекомых в Динопарке»

1

урок

Познакомиться с рассказом, ответить на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления.

1 уровень – ответить на вопросы по рассказу.

30

Лото. Насекомые Урала.

1

урок

Уметь выполнить задание на проверку знаний.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации

3 уровень – закрепление полученных знаний.

IVчетверть 24ч

1

Мой город-Магнитогорск.

1

урок

Знать название нашего города, его историю строительства.

Коррекция мыслительных операций.

1 уровень – называть год строительства города.

2

Герб города Магнитогорска.

1

урок

Знать герб  нашего города, различать его среди других.

Коррекция мыслительных операций.

1 уровень – называть символику города.

3

Рисование «Герб города Магнитогорска»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

4

Флаг города Магнитогорска.

1

урок

Знать флаг нашего города, различать его среди других.

Коррекция мыслительных операций.

1 уровень – называть символику города.

5

Аппликация  «Флаг города Магнитогорска»Р.К. Краеведческий музей города.

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

6

Гимн города Магнитогорска.

1

урок

Знать гимн  нашего города, его смысл, различать его среди других.

Коррекция мыслительных операций.

1 уровень – называть символику города.

7

Местоположение города Магнитогорска на карте страны.

1

урок

Уметь показать местоположение города Магнитогорска на карте страны.

Повышение уровня познавательной активности.

2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте.

8

Национальный состав населения города Магнитогорска.

1

урок

Знакомятся с национальным составом  населения города Магнитогорска.

Повышение уровня познавательной активности.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

9

Рисунок «Мой город»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

10

Челябинская область. Местоположение на карте страны.

1

урок

Уметь показать местоположение нашей области на карте страны.

Повышение уровня познавательной активности.

2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте.

11

Герб Челябинской области.

1

урок

Знать герб  нашей области, различать его среди других.

Коррекция мыслительных операций.

1 уровень – называть символику города.

12

Рисование «Герб Челябинской области»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

13

Флаг Челябинской области.

1

урок

Знать флаг нашего города, различать его среди других.

Коррекция мыслительных операций.

1 уровень – называть символику города.

14

Аппликация  «Флаг Челябинской области»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

15

История Челябинской области.

1

урок

Знать историю нашей области, уметь отвечать на вопросы.

Коррекция мыслительных операций.

 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

16

Моя Родина-Россия.

1

урок

Знать и называть название нашей Родины.

Развитие навыка группировки и классификации.

1уровень – закрепление полученных знаний.

17

Местоположение России на карте мира.

1

урок-практика

Уметь показать местоположение нашей страны на карте мира.

Повышение уровня познавательной активности.

2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте.

18

Столица России -  город Москва.

1

урок

Знать и называть столицу нашей Родины, различать ее среди других городов.

Повышение уровня познавательной активности.

1 уровень – устанавливать взаимосвязь между событиями.

19

Местоположение города Москвы на карте страны.

1

урок

Уметь показать местоположение нашей столицы на карте страны.

Повышение уровня познавательной активности.

2 уровень – рассказать, что такое местоположение на карте.

 

20

Город Москва. Кремль.

Р.К. «Администрация г. Магнитогорска»

1

урок

Познакомиться с историей Кремля, уметь отвечать на вопросы.

Коррекция памяти, внимания.

1уровень – закрепление полученных знаний.

21

Рисунок «Кремлевские Куранты»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

22

Город Москва. Красная площадь.

1

урок

Познакомиться с историей Красной площади, уметь отвечать на вопросы.

Коррекция памяти, внимания.

1уровень – закрепление полученных знаний.

23

Рисунок «Красная площадь»

1

урок-практика

Уметь работать  по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в практической деятельности.

24

102

Лото «Символы государства»

1

урок

Уметь выполнить задание на проверку знаний.

Формирование переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации

3 уровень – закрепление полученных знаний.

                    5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Литература для учителя: 

Список учебно-методической литературы:

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва, «Просвещение», 2013 год.  

2.        Учебники:

Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г

3.        Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     1 класс.- М.: «Просвещение», 2012 г.

Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

ГОЛОВИН, А. Д. Мой Танкоград : поэма / А. Д. Головин. – Челябинск :Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. – 102 с. : ил.

ГОЛЬДБЕРГ, А. Я. Во имя Отечества : стихи / А. Гольдберг, И. Костин.– Челябинск : ОГИЗ, 1941. – 40 с.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Верность : стихи / Л. К. Татьяничева. –

Челябинск : Челябгиз, 1944. – 44 с.: ил.

ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Ручьев Борис Александрович / З. Е. Прокопьева //Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев(гл.ред.) [и др.]. – Челябинск, 2008. – Т. 5. – С. 671.

Интернет- ресурсы и ЦОР :  региональная коллекция ЦОР,

Материально-техническое оснащение:

  1. технические и электронные средства обучения:
  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
  • телевизор, CD/DVD –проигрыватели
  • мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,
  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

материалы:

― бумага цветная разной плотности;

― картон цветной, серый, белый;

―  бумага в крупную клетку;

― набор разноцветного пластилина;

__цветные карандаши;

― клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;

инструменты:

― ножницы;

― линейки;

― карандашная точилка

вспомогательные приспособления

― подставка для кисточки; баночка для клея; листы бумаги для работы с клеем (макулатура); коробочка для мусора; тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания.

Печатные  пособия:

  • дидактический раздаточный материал: карточки-задания.

Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

                                                                                      6.Приложения  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино " 7 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино ".  7 класс ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 7 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ПроеКТОриЯ" 8 класс.

Программа внеурочной деятельности по профориентации "ПроеКТОриЯ" поможет расширить представления  обучающихся о мире профессии....

Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.

Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А....

Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" для обучающихся 5-7 классов.

Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" направлена на углубленное изучение родного края.   Главной задачей  этого курса являет...