Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс)
Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса составлена на основании нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании», ст. 12 «Образовательные программы» (п.3),ст. 28 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 г. № 1897);
- Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков
- Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса
в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, КОиПО, ЛОИРО, 2015;
- Положение о рабочей программе.
Основная цель изучения курса формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
- развитие и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- воспитание внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России является частью учебно-воспитательного процесса в 5 классе и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». В содержании курса прослеживается преемственная линия с курсом «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемом в 4 классе на ступени начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_pravoslaviya.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО)
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс - 34часа
Авторы программы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков
г. Тихвин
2015
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса составлена на основании нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании», ст. 12 «Образовательные программы» (п.3),ст. 28 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 г. № 1897); - Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков
- Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса
в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, КОиПО, ЛОИРО, 2015;
- Положение о рабочей программе.
Основная цель изучения курса формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
- развитие и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- воспитание внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России является частью учебно-воспитательного процесса в 5 классе и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». В содержании курса прослеживается преемственная линия с курсом «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемом в 4 классе на ступени начального общего образования.
В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, еры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
В соответствии с учебным планом на изучение курса выделено 34учебных часа.
В рабочей программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы.
Рабочая программа составлена на основе: комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова.
С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли. Для формирования интереса учащихся к изучению курса и стремления к его пониманию предполагается использование качественного мультимедийного сопровождения уроков, использование игровых ситуаций.
Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, самостоятельные исследования, устные сообщения с последующей дискуссией, работа над проектами, работа со справочной литературой, энциклопедией.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- участие в школьных и муниципальных конкурсах и олимпиадах по данному направлению;
- проведение итогового занятия в конце учебного года.
Учебник, реализующий рабочую программу:
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013
Условные обозначения:
п/р – практическая работа
Личностные и метапредметные
результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
- оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание рабочей программы.
5 класс
Глава 1. Величие многонациональной российской культуры
- Россия – наша Родина.
Наша Родина - Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации.
Многонациональное государство. Русский язык – государственный.
2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия (1 ч)
Культура, ценности, религия.
3. Человек –творец и носитель культуры (1ч)
Способности, талант, вклад великих людей в развитие мировой и русской культуры.
4. Практическая работа№1 «С чего начинается Родина»
Глава 2. Нравственные ценности российского народа
5. «Береги землю родимую, как мать любимую».
Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
6. «Жизнь ратными подвигами полна».
Освободительные войны в истории русского государства, примеры героизма и самоотверженности народа.
7. В труде- красота человека.
Труд, трудолюбие. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
8 . «Плод добрых трудов славен».
Религия, виды мировых религий.
9. Люди труда.
Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство
10. Бережное отношение к природе.
Природа, экологические проблемы и их последствия, разумная деятельность человека по отношению к окружающей среде.
11. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья и семейные отношения. Виды семей. Отношения между поколениями Семейные ценности и нормы.
12. Практическая работа №2 «Мое родословное древо»
13. Практическая работа №3 «Мой дедушка – защитник Родины»
Глава 3. Религия и культура.
14. Роль религии в развитии культуры
Религиозные обряды, ритуалы, традиции.
15. Культурное наследие христианской Руси.
Православие и его влияние на развитие общества и культуры.
в рассказе об Ярославе Мудром:
- формулировать выводы по материалам урока.
16. Культура ислама.
История религии, особенности учения и религиозных норм.
17. Иудаизм и культура.
Первая монотеистическая религия, легенды Ветхого завета.
18. Культурные традиции буддизма.
История религии, биография Будды, религиозные нормы.
ам урока
- объяснять термины : ступа, пагода.
19. Практическая работа №4 «Христианские святыни России».
20. Практическая работа№5 «Библия – Книга Книг».
21. Практическая работа№6 «Мечети в России»
22. Практическая работа№7 «Иудаизм в России»
Глава 4. Как сохранить духовные ценности.
23. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Законы Российской Федерации, направленные на сохранение культурного наследия.
24. Хранить память предков.
Память, явление манкуртизма.
25. Твой духовный мир.
Духовность, внутренняя и внешняя культура личности.
26. Практическая работа№8 «Спасти и сохранить»
27. Итоговое повторение
Тематическое планирование
с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности | Основные формы организации внеурочной деятельности |
34ч. | ||||
1 | Величие многонациональной российской культуры | 4 | Игровая; Проблемно-ценностное общение | круглые столы познавательные игры конкурсы олимпиады |
2 | Нравственные ценности российского народа | 9 | Научно-познавательная Игровая | проекты общественно полезные практики |
3 | Религия и культура | 14 | Проблемно-ценностное общение Научно-познавательная Игровая | проекты общественно полезные практики игры конкурсы |
1 | Как сохранить духовные ценности | 5 | Проблемно-ценностное общение Научно-познавательная | проекты общественно полезные практики игры |
2 | Повторение | 2 | Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность | игры конкурсы |
Приложение 1.
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебник, учебное пособие | - Виноградова Н.Ф, ВласенкоВ.И,. ПоляковА.В Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных. – М.: Вентана-Граф, 2013., |
Дополнительная литература для учителя и учащихся, | - Беглов А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - Зайнуллина Г.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России .-М; Просвещение, 2012 - Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005. - Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004. - Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г - Тишков, В.А., Шапошникова, Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 |
Наглядный материал |
|
Оборудование, приборы |
|
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников | - ИИП «КМ-школа» - http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание - http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации - http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации) - http:www.pedlib.ru – сайт «Управление настроением. Педагогическая библиотека» - http://mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование» |
Приложение 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 20 \20 учебный год |
Ф.И.О. учителя |
Класс 5 |
Предмет ОДНКНР |
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.Поляков |
Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: / «учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013 |
Количество часов в неделю 1 , всего 34 часа |
№ пп | Название темы | Количество часов | Практические работы | Сроки окончания работы над темой | |||
план | факт | план | факт | план | факт | ||
1 | Величие многонациональной российской культуры | 4 | 1 | ||||
2 | Нравственные ценности российского народа | 9 | 2 | ||||
3 | Религия и культура | 14 | 4 | ||||
4 | Как сохранить духовные ценности | 5 | 2 | ||||
5 | Повторение | 2 | 0 | ||||
6 | Итого | 34 | 9 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС "Мастер шеф"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС " Мастер Шеф" ( 7-8 класс)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования Основы духовно – нравственной культуры народов России –« Как прекрасен этот мир».
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 10 класс. Направление " Духовно-нравственное"
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 10 класс. Направление " Духовно-нравственное"- " Уроки Нравственности"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...