Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс)

Илона Валериевна Сарвилина

Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса составлена  на основании  нормативных  документов:

-        Закон РФ «Об образовании», ст. 12 «Образовательные программы» (п.3),ст. 28 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;

-        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 г. № 1897);

-        Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

-        Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса

в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, КОиПО, ЛОИРО, 2015;

-        Положение о рабочей программе.

Основная цель изучения   курса формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

-                   формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-                   совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;

-                   осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

-                   развитие и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

-                   осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

-                   воспитание внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее,  к их культуре и традициям.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России является частью учебно-воспитательного процесса в 5 классе  и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». В содержании курса прослеживается преемственная линия с курсом «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемом в 4 классе на ступени начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_pravoslaviya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО)

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс - 34часа

Авторы программы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

г. Тихвин

2015

Пояснительная записка

        Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса составлена  на основании  нормативных  документов:

  • Закон РФ «Об образовании», ст. 12 «Образовательные программы» (п.3),ст. 28 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17.12.2010 г. № 1897);
  • Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков
  • Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса

в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, КОиПО, ЛОИРО, 2015;

  • Положение о рабочей программе.

Основная цель изучения   курса формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
  • осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • развитие и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • воспитание внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее,  к их культуре и традициям.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России является частью учебно-воспитательного процесса в 5 классе  и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». В содержании курса прослеживается преемственная линия с курсом «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемом в 4 классе на ступени начального общего образования.

В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, еры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

В соответствии с учебным планом на изучение курса выделено  34учебных часа.

В рабочей программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы.

Рабочая программа составлена на основе:  комплексного учебного курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли. Для формирования интереса учащихся к изучению курса и стремления к его пониманию предполагается использование качественного мультимедийного сопровождения уроков,   использование игровых ситуаций.  

Основные формы организации учебных занятий:  рассказ, беседа, самостоятельные исследования, устные сообщения с последующей дискуссией, работа над проектами, работа со справочной литературой, энциклопедией.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

  • участие в школьных и муниципальных конкурсах и олимпиадах по данному направлению;
  • проведение итогового занятия в конце учебного года.

Учебник, реализующий рабочую программу:

1.         Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013

Условные обозначения:

п/р – практическая работа

Личностные и метапредметные

результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  •  осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  •  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
  •  проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  •  стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  •  владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог;
  •  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
  • оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

 Предметные результаты обучения:

  •  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  •  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  •  способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  •  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание рабочей программы.

5 класс

Глава 1.        Величие многонациональной российской культуры

  1. Россия – наша Родина.

Наша Родина - Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации.

Многонациональное государство. Русский язык – государственный.

2.        Духовные ценности человечества. Культура. Религия (1 ч)

Культура, ценности, религия.

3.         Человек –творец и носитель культуры (1ч)

Способности, талант, вклад великих людей в развитие мировой и русской культуры.

4.        Практическая работа№1 «С чего начинается Родина»

Глава 2.   Нравственные ценности российского народа

5.          «Береги землю родимую, как мать любимую».

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

6.         «Жизнь ратными подвигами полна».

Освободительные войны в истории русского государства, примеры героизма и самоотверженности народа.

7.          В труде- красота человека.

Труд, трудолюбие. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

8 .         «Плод добрых трудов славен».

Религия, виды мировых религий.

9.          Люди труда.

Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство

10.         Бережное отношение к природе.

Природа,  экологические проблемы и их последствия, разумная деятельность человека по отношению к окружающей среде.

11.         Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья и семейные отношения. Виды семей. Отношения между поколениями Семейные ценности и нормы.

12.                Практическая работа №2  «Мое родословное древо»

13.                Практическая работа №3  «Мой дедушка – защитник Родины»

Глава 3.  Религия и культура.

14.         Роль религии в развитии культуры

Религиозные обряды, ритуалы, традиции.

15. Культурное наследие христианской Руси.

Православие и его влияние на развитие общества и культуры.

в рассказе об Ярославе Мудром:

-         формулировать выводы по материалам урока.

16.  Культура ислама.

История религии, особенности учения и религиозных норм.

17.          Иудаизм и культура.

Первая монотеистическая религия, легенды Ветхого завета.

18.          Культурные традиции буддизма.

История религии, биография Будды, религиозные нормы.

ам урока

-        объяснять термины : ступа, пагода.

19.                Практическая работа №4 «Христианские святыни России».

20.                Практическая работа№5 «Библия – Книга Книг».

21.                 Практическая работа№6  «Мечети в России»

22.                 Практическая работа№7  «Иудаизм в России»

Глава 4.   Как сохранить духовные ценности.

23.         Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Законы Российской Федерации, направленные на сохранение культурного наследия.

24.         Хранить память предков.

Память, явление манкуртизма.

25.         Твой духовный мир.

Духовность,  внутренняя и внешняя культура личности.

26.                Практическая работа№8 «Спасти и сохранить»

27.        Итоговое повторение

Тематическое планирование

с определением основных видов

внеурочной деятельности обучающихся

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные виды

внеурочной деятельности

Основные формы организации

внеурочной деятельности

34ч.

1

Величие многонациональной российской культуры

4

Игровая;

Проблемно-ценностное общение

круглые столы

познавательные игры

конкурсы

олимпиады

2

Нравственные ценности российского народа

9

Научно-познавательная

Игровая

проекты

общественно полезные  практики

3

Религия и культура

14

Проблемно-ценностное общение

Научно-познавательная

Игровая

проекты

общественно полезные  практики

игры

конкурсы

1

Как сохранить духовные ценности

5

Проблемно-ценностное общение

Научно-познавательная

проекты

общественно полезные  практики

игры

2

Повторение

2

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность

игры

конкурсы

Приложение 1.

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Учебник, учебное пособие

-   Виноградова Н.Ф,  ВласенкоВ.И,. ПоляковА.В Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных. – М.: Вентана-Граф, 2013.,

Дополнительная литература для учителя и учащихся,

-     Беглов  А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых     религиозных культур. 4-5  классы: учебник для общеобразовательных  учреждений. -  М.: Просвещение,  2012.

-   Зайнуллина Г.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России .-М; Просвещение, 2012

-     Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.

-    Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

-    Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г

-  Тишков, В.А., Шапошникова, Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых     религиозных культур. 4-5  классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений. -  М.: Просвещение,  2012

Наглядный материал

  • А.Н.Красников Альбом классики мирового религиоведения [2 тома] (1996-1998)
  • Презентации по культуре и религии

Оборудование, приборы

  • Телевизор.
  • Мультимедиапроектор.
  • Экран.
  • Кодоскоп.
  • Принтер.
  • Сканер.
  • Многофункциональное устройство.
  • Интерактивная доска.
  • Интерактивное устройство
  • Комплект оборудования для лабораторных работ.
  • Демонстрационное оборудование.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

-    ИИП «КМ-школа»

- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание

-    http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации

-    http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации)

- http:www.pedlib.ru – сайт «Управление настроением. Педагогическая библиотека»

-    http://mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ

- http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

                                                             

Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 20    \20      учебный год

Ф.И.О. учителя

Класс      5

Предмет ОДНКНР

  Рабочая программа  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.Поляков

Учебник      Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: / «учебник для общеобразовательных учреждений /  Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013

  Количество часов  в неделю 1  , всего 34 часа

№ пп

Название темы

Количество часов

Практические работы

Сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

1

Величие многонациональной российской культуры

4

1

2

Нравственные ценности российского народа

9

2

3

Религия и культура

14

4

4

Как сохранить духовные ценности

5

2

5

Повторение

2

0

6

Итого

34

9

                                                                        

Административный контроль

Дата

Ф.И.О. проверяющего

Подпись проверяющего

Ф.И.О. учителя

Подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС "Мастер шеф"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС " Мастер Шеф" ( 7-8 класс)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования Основы духовно – нравственной культуры народов России –« Как прекрасен этот мир».

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 10 класс. Направление " Духовно-нравственное"

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 10 класс. Направление " Духовно-нравственное"- " Уроки Нравственности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...