РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов
рабочая программа (6, 7 класс)
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика - всё это способствует воспитанию чувства осознания красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.
Курс направлен на художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
В данной программе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему своё отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.
Здесь реализуются наиболее важные задачи курса - дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском и подростковом возрасте; на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика; на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.
В процессе реализации программы у обучающихся закрепляются знания традиционной народной культуры, формируются простейшие творческие навыки. Углубляются представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания - ритм и ритмо-интонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников.
Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.
Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу, что составляет 68 часов.
Цель программы. Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Задачи:
- Сформировать представления обучающихся о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
- Привить бережное отношение к культурным традициям своего и других народов.
- Познакомить обучающихся с фольклорным материалом, доступным для освоения младшими подростками.
- Формировать и развивать на фольклорной основе исполнительские, творческие навыки и умения обучающихся.
- Развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.
Методы и приемы:
- Наглядно - слуховой (аудиозаписи).
- Наглядно - зрительный (видеозаписи).
- Словесный (рассказ, беседа, художественное слово).
- Практический (показ приемов исполнения, импровизация).
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогами.
Предполагаемые результаты.
Метапредметные результаты:
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов музыкально-познавательно деятельности.
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
- овладение способами решения поискового и творческого характера.
- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности.
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- сформированность эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувства и художественного, музыкального вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- сформированность бережного заинтересованного отношения к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа "Русский фольклор" | 27.29 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost_muzyka_russkiy_folklor_1.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 224»
Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методической кафедры | Заместитель директора по УВР |
Харитонова С.В. /_____________ / | Волкова Е.С. /_________________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Русский фольклор»
Общекультурное, духовно-нравственное направление
для 6, 7 классов
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
Всего 68 часов
в неделю 2 час
срок освоения 1 год
Составитель программы:
учитель музыки Чехова Л.А.
Москва, 2020 г.
Пояснительная записка.
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика - всё это способствует воспитанию чувства осознания красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.
Курс направлен на художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
В данной программе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему своё отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.
Здесь реализуются наиболее важные задачи курса - дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском и подростковом возрасте; на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика; на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.
В процессе реализации программы у обучающихся закрепляются знания традиционной народной культуры, формируются простейшие творческие навыки. Углубляются представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания - ритм и ритмо-интонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников.
Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.
Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу, что составляет 68 часов.
Цель программы. Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Задачи:
- Сформировать представления обучающихся о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
- Привить бережное отношение к культурным традициям своего и других народов.
- Познакомить обучающихся с фольклорным материалом, доступным для освоения младшими подростками.
- Формировать и развивать на фольклорной основе исполнительские, творческие навыки и умения обучающихся.
- Развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.
Методы и приемы:
- Наглядно - слуховой (аудиозаписи).
- Наглядно - зрительный (видеозаписи).
- Словесный (рассказ, беседа, художественное слово).
- Практический (показ приемов исполнения, импровизация).
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогами.
Предполагаемые результаты.
Метапредметные результаты:
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов музыкально-познавательно деятельности.
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
- овладение способами решения поискового и творческого характера.
- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности.
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- сформированность эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувства и художественного, музыкального вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- сформированность бережного заинтересованного отношения к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ урока | Тема | указание недели |
1-2 | Сентябрь - осени начало. Приметы народного календаря. | 1 |
3-4 | Пословицы и поговорки об осени. Игра «Угадай мелодию». | 2 |
5-6 | Нет в мире краше Родины нашей. | 3 |
7-8 | Моя малая Родина – мой родной край. | 4 |
9-10 | Моё село Руси частица. | 5 |
11-12 | Осенины. | 6 |
13-14 | Покровские посиделки да свадебки. | 7 |
15-16 | «Здравствуй, осень золотая». | 8 |
17-18 | Изображение осенней песни на бумаге. Обобщение темы «Всему своё время». | 9 |
19-20 | Лад в жизни и песне. | 10 |
21-22 | Ритм в жизни и песне. | 11 |
23-24 | «Песня по - разному поётся, да ладно льётся». | 12 |
25-26 | Ноябрь у ворот. | 13 |
27-28 | Декабрь зиме начало. Песни зимы. | 14 |
29-30 | Колядки да щедровки. | 15 |
31-32 | Разучивание новогодних песен. | 16 |
33-34 | Подготовка к Новогоднему празднику. | 17 |
35-36 | Разучивание рождественских песен, колядок. | 18 |
37-38 | Песни святочного гадания. Колядки. | 19 |
39-40 | Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря. | 20 |
41-42 | Февраль - батюшко суров да перед весной шапку ломит. | 21 |
43-44 | Песни трудовые и игровые. | 22 |
45-46 | Свадебные и колыбельные песни. | 23 |
47-48 | Март - птицелёт. Разучивание масленичной песни. | 24 |
49-50 | Разучивание песни ко Дню 8 Марта. | 25 |
51-52 | Вербное воскресенье. | 26 |
53-54 | Игра «Найди свой инструмент». | 27 |
55-56 | Музыка - движение. Плясовые да игровые. | 28 |
57-58 | Май идёт - дожди несёт. Приметы народного календаря. | 29 |
59-60 | Егорьев день. | 30 |
61-62 | Строевые песни. Подготовка к празднику «9 Мая». | 31 |
63-64 | «Праздник со слезами на глазах». День Победы. | 32 |
65-66 | Июнь. Здравствуй, лето!. | 33 |
67-68 | Обобщающий урок-концерт. | 34 |
Список литературы:
Хоровод - круглый год: Народные праздники и обряды/Сост.Г.М.Науменко.М.,1999.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г.
Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
Григорьев В.М. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е, М., 1992.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Москва, 1988г.
Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 224»
Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методической кафедры | Заместитель директора по УВР |
Харитонова С.В. /_____________ / | Волкова Е.С. /_________________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Русский фольклор»
Общекультурное, духовно-нравственное направление
для 6, 7 классов
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
Всего 68 часов
в неделю 2 час
срок освоения 1 год
Составитель программы:
учитель музыки Чехова Л.А.
Москва, 2020 г.
Пояснительная записка.
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика - всё это способствует воспитанию чувства осознания красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.
Курс направлен на художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
В данной программе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему своё отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.
Здесь реализуются наиболее важные задачи курса - дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском и подростковом возрасте; на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика; на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.
В процессе реализации программы у обучающихся закрепляются знания традиционной народной культуры, формируются простейшие творческие навыки. Углубляются представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания - ритм и ритмо-интонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников.
Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.
Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу, что составляет 68 часов.
Цель программы. Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Задачи:
- Сформировать представления обучающихся о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
- Привить бережное отношение к культурным традициям своего и других народов.
- Познакомить обучающихся с фольклорным материалом, доступным для освоения младшими подростками.
- Формировать и развивать на фольклорной основе исполнительские, творческие навыки и умения обучающихся.
- Развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.
Методы и приемы:
- Наглядно - слуховой (аудиозаписи).
- Наглядно - зрительный (видеозаписи).
- Словесный (рассказ, беседа, художественное слово).
- Практический (показ приемов исполнения, импровизация).
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогами.
Предполагаемые результаты.
Метапредметные результаты:
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов музыкально-познавательно деятельности.
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
- овладение способами решения поискового и творческого характера.
- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности.
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- сформированность эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувства и художественного, музыкального вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- сформированность бережного заинтересованного отношения к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ урока | Тема | указание недели |
1-2 | Сентябрь - осени начало. Приметы народного календаря. | 1 |
3-4 | Пословицы и поговорки об осени. Игра «Угадай мелодию». | 2 |
5-6 | Нет в мире краше Родины нашей. | 3 |
7-8 | Моя малая Родина – мой родной край. | 4 |
9-10 | Моё село Руси частица. | 5 |
11-12 | Осенины. | 6 |
13-14 | Покровские посиделки да свадебки. | 7 |
15-16 | «Здравствуй, осень золотая». | 8 |
17-18 | Изображение осенней песни на бумаге. Обобщение темы «Всему своё время». | 9 |
19-20 | Лад в жизни и песне. | 10 |
21-22 | Ритм в жизни и песне. | 11 |
23-24 | «Песня по - разному поётся, да ладно льётся». | 12 |
25-26 | Ноябрь у ворот. | 13 |
27-28 | Декабрь зиме начало. Песни зимы. | 14 |
29-30 | Колядки да щедровки. | 15 |
31-32 | Разучивание новогодних песен. | 16 |
33-34 | Подготовка к Новогоднему празднику. | 17 |
35-36 | Разучивание рождественских песен, колядок. | 18 |
37-38 | Песни святочного гадания. Колядки. | 19 |
39-40 | Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря. | 20 |
41-42 | Февраль - батюшко суров да перед весной шапку ломит. | 21 |
43-44 | Песни трудовые и игровые. | 22 |
45-46 | Свадебные и колыбельные песни. | 23 |
47-48 | Март - птицелёт. Разучивание масленичной песни. | 24 |
49-50 | Разучивание песни ко Дню 8 Марта. | 25 |
51-52 | Вербное воскресенье. | 26 |
53-54 | Игра «Найди свой инструмент». | 27 |
55-56 | Музыка - движение. Плясовые да игровые. | 28 |
57-58 | Май идёт - дожди несёт. Приметы народного календаря. | 29 |
59-60 | Егорьев день. | 30 |
61-62 | Строевые песни. Подготовка к празднику «9 Мая». | 31 |
63-64 | «Праздник со слезами на глазах». День Победы. | 32 |
65-66 | Июнь. Здравствуй, лето!. | 33 |
67-68 | Обобщающий урок-концерт. | 34 |
Список литературы:
Хоровод - круглый год: Народные праздники и обряды/Сост.Г.М.Науменко.М.,1999.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г.
Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
Григорьев В.М. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е, М., 1992.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Москва, 1988г.
Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса сост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаги творчества" (общекультурное направление) 4 класс
Программа расчитана на один год обучения....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» Направление: духовно-нравственное 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» Направление: духовно-нравственное 7 класс...