Влияние внешних факторов на духовно-нравственное воспитание детей среднего и старшего школьного возраста.
статья на тему

Сегодня наше общество подошло к той черте, когда невозможно не уделять внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи. Более того, мы говорим о приоритете данной проблемы в России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние внешних факторов на духовно-нравственное воспитание

детей среднего и старшего школьного возраста.

Сегодня наше общество подошло к той черте, когда невозможно не уделять внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи. Более того, мы говорим о приоритете данной проблемы в России.

В информационный век, взрослые и дети находятся под стремительным и интенсивным ежеминутным воздействием внешних факторов. Многообразие средств массовой информации, телевидение, радиовещание,  сети Интернета,  виртуальное общение  по телефону и многое другое обрушивает на нас колоссальный объем неотфильтрованной информации. В отличие от нас, дети находятся в более опасном и трудном положении, в окружении сильнейших соблазнов мира сего. Что же способно сохранить их детскую веру, правильно воспитывать и развивать их духовные потребности?

Архиепископ Ивановский Амвросий, говоря о христианском воспитании, подчеркивает, что это «обретение внутренней системы ценностей, которая руководит жизнью человека». Трудно не согласиться с этим. Кто же должен прививать эту систему ценностей растущему детскому сознанию? Однозначного ответа нет.

Конечно, в первую очередь, - это семья. Только безусловная любовь родителей, их личный пример и постоянный кропотливый труд по всестороннему воспитанию собственных чад способен заложить основы духовно-нравственного потенциала ребенка. Афонский старец Анфим говорит: «Если дети научены своими родителями правильно, в них заложено прочное нравственное основание и они идут по дороге прямой и истинной, то им всегда будет сопутствовать успех, они сохранят душевное и телесное здоровье».

 Огромная роль отводится образовательным учреждениям. Школа - первая ступень на пути к взрослой жизни. Очень важно школе и родителям найти общий язык и в одном русле воспитывать детей.

Но, согласитесь, не последнюю, а во многих случаях, чуть ли не первостепенную роль,  играет влияние внешних факторов. Мир – чрезвычайно мощный инструмент воздействия на души детей. Целенаправленное, влияние средств  массовой информации оказывается гораздо более ярким и действенным, чем все наши воспитательные усилия.  К примеру, положительным моментом влияния внешних факторов на личность можно считать Интернет, как 1) источник информации и познания нового, 2) средством безграничного общения, 3) способ проведения досуга.

Электронные средства информации и коммуникации играют  весьма существенную, и, к сожалению, не всегда позитивную роль в современной жизни ребенка. Это в первую очередь компьютеры и Интернет, телевидение, сотовые телефоны, которые превратились из обычного средства связи в предмет современной массовой культуры.Стихия примитивности захлестывает земной шар. И это проблема не только России. И на Западе дети мало читают интеллектуальные книги и до умопомрачения смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. В Германии, например, многие культурные родители не держат дома ни видео, ни компьютер, ни игровую приставку, чтобы у детей не было соблазна. Но там реализации «сверхчеловеческих» претензий мешают крепкое государство, законы, имеющие реальную силу, дееспособные полицейские службы. У нас же разгулу своеволия ничто не препятствует.

Если говорить о компьютере, то это просто бездушная железяка, изобретение, как и многие другие. Но как противоречивы результаты его использования. С одной стороны – это инструмент написания реферата, доклада, подготовки домашнего задания, а с другой -  источник отрицательного влияния на здоровье и психику ребенка, безобразия и бесчинных игр.

Небольшое,  проведенное мною исследование  в  форме  опроса групп учащихся среднего и старшего звена, дало следующие  результаты:

  1. На вопрос «Сколько времени в сутки вы сидите за компьютером?»  - учащиеся среднего возраста ответили 1-2 часа, 9 из 17 старшеклассников ответили 6 и более часов.
  2. Какого содержания игры?

- «Игры с убийством и насилием» - назвали 6 из10 подростков среднего возраста, 12 из 17 старшеклассников.  1 – познавательную и 5 - приключенческие и фантастику.

Ужасно слышать возгласы: «Меня убили! Я убит!». С точки зрения психологии, такие игры не только разрушают психику ребенка, но и формируют психологию сверхчеловека. Граница условности недопустима, сдвинута в сторону реализма. Дети живут в виртуальной реальности. Причем, чем больше у ребенка психологических трудностей в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную. Мы с вами понимаем, что у  интеллектуально полноценного ребенка  не может вызывать интерес то, что  так однообразно и легкодостижимо. Интерес в другом. Он лежит за пределами игры и называется, оказывается, жаждой власти. Конечно, это не совместимо с нашими воспитательными целями и задачами. Большое опасение сегодня вызывает и потеря культуры речи.  С распространением SMSок, электронной почты, интернет-форумов речь детей как письменная, так и устная унифицируется. SMSки вместо краткости – сестра таланта,  по словам Чехова, приучают калечить слова постоянными сокращениями  и созданием уродливых  аббревиатур. Результат моих исследований показал, что общению по телефону, в контакте  до 4 часов в сутки уделяют 6 из 10 уч-ся среднего возраста, у старшеклассников результаты поразили – 6 из 17 – до 4 ч., 6 ч. -5-6 часов, 5 – более 12 часов.  Разрушается фундамент речевой деятельности. А ведь, что такое хорошая речь? Это ясная мысль, правильная и чистая словесная форма и полное совпадение ее с мыслью.  Мы рискуем получить целое поколение не владеющих умением слушать и понимать друг друга детей.

Затронем проблему влияния телевидения. 3. На вопрос, сколько времени в сутки вы смотрите телевизор?  - 8 из 10 ответили, что 3-4 часа, 3 из 17 – 5-6 часов.    

4.Что же смотрят наши дети?

И среднее и старшее звено назвали фантастику, ужасы, комедии, мультфильмы, т.е. 93% смотрят развлекательные передачи. Только 1 из 17 старшеклассников назвал познавательные передачи.

Не сравнить современные мультфильмы с мультфильмами нашего детства. И сюжеты, и интонации героев и  изобразительная манера провоцируют агрессию. Ее буквально «закачивают» в ребенка. Социологами доказано, что к совершеннолетию дети успевают увидеть по телевидению десятки тысяч убийств – красочных, на любой вкус. У людей, проводящих много времени перед телевизором, развивается состояние гипнонаркомании, т.е. повышенной внушаемости, ослабевает воля, понижается способность  к ситуационному анализу, страдает память. Кроме того, длительное сидение  вызывает неврозоподобные нарушения, проявляющиеся раздражительностью, беспокойным сном, ухудшением самочувствия и ослаблением физических сил. Кроме того,  установка телевизора в спальне ребенка равносильна отказу от контроля со стороны родителей.

На своих уроках главной задачей я ставлю воспитание здоровой духовно-нравственной личности, развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование полноценного внутреннего мира.

Таким образом, родителям, учителям и воспитателям предоставляется огромное поле воспитательной деятельности  и масса нерешенных проблем. Говоря кратко, необходимо воспитывать культуру во всех сферах жизни ребенка с самых ранних лет. Делать это непрерывно и преемственно. В настоящее время – это проблема всего общества, поэтому участвовать в данном процессе необходимо не только педагогам, родителям, но и обществу в целом.

Учитель православной культуры МОУ «сош №1» г. Валуйки  Степаненко Наталья Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы -  4 года...

Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)

Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся  среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...

Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)

Педагогическая диагностикауровня освоения  программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...

презентация "Натюрморт" для среднего и старшего школьного возраста

Презентация посвящена раннему голладскому натюрморту, Рассказывает подробно об  его возникновении, особенностях и делении по темам - Завтрак, Ученый натюрморт, цветочный натюрморт и др....

Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...