«Учет психологических особенностей обучающихся, воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста в работе педагога»
консультация по теме

Пидукова Лариса Николаевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pidukovoy.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Согласовано:              Е.Ю. Брусянина                         Утверждаю:                    Г.В. Абрамова

       Руководитель ШМО                                                             Зам. директора по ВР

Методические рекомендации

 «Учет психологических особенностей обучающихся, воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста в работе педагога»

Составила: воспитатель

Л.Н. Пидукова

П. Ибреси 2013 г.

Учет психологических особенностей младших школьников  (6-10 лет) 

Меры педагогического воздействия:

  • Быстротекущее развитие младших школьников диктует педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Социальная роль педагога связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.
  • Педагог  должен учитывать индивидуальные особенности учащихся для выбора того или иного способа воздействия на них.
  • Необходимо, чтобы педагог и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни первоклассника, контролировали их выполнение.
  • Необходимо приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность.
  • В начальной школе весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. Условия развития внимания: высокий темп урока, внеклассного занятия; четкость, доступность, краткость пояснений до начала выполнения задания; опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение к вниманию детей (недопустимы запоздалые пояснения); разнообразие видов и форм работы  (чередовать виды деятельности); включение в учебную деятельность всех учеников; использование игр и упражнений для развития внимания (``перепутанные линии'', поиск скрытых фигур и пр.).
  • К. Д. Ушинский напоминал учителям, что ``дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще'', призывая на первых порах опираться на эти особенности детского мышления. Задача начальной школы - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.
  • Необходимо уделять внимание выработке у учащихся умений самоконтроля при заучивании, знаний рациональной организации учебного труда (в исследованиях Г. А. Цукерман была доказана необходимость кооперации со сверстниками, то есть использования совместных форм учебной деятельности учеников для формирования контрольно-оценочных действий ребенка).
  • Младший школьник только начинает овладевать рефлексией (способностью рассматривать и оценивать собственные действия), поэтому на первых порах обучения любому действию необходимо требовать от ребенка развернутого словесного объяснения всех совершаемых операций для осознания им смысла и содержания собственных действий.
  • Способом предупреждения ``насыщения'' учением является постановка учителем достаточно сложных учебно-познавательных задач, системы заданий, требующих активного выяснения путей и средств их решения.
  • Авторитет учителя - предпосылка формирования нравственных качеств младшего школьника (Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если он замечает, что у учителя есть ``любимчики'', то ореол учителя падает; если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри).
  • Учитель должен привить ученику чувство того, что класс, школа - это не чуждая ему группа людей, а доброжелательный коллектив сверстников, младших и старших товарищей.
  • Необходимо включать учащихся в разумно организованный, посильный производительный труд (самообслуживание, помощь взрослым или старшим школьникам) с целью формирования социальных качеств личности.
  • Необходимо сочетать труд с игрой для максимального проявления учащимися инициативности, соревновательности, познавательных мотивов, двигательной активности, трудолюбия, навыков взаимодействия со сверстниками.

Учет психологических особенностей учащихся среднего школьного возраста (10-11 - 15 лет)

Меры педагогического воздействия:

  • Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
  • Чтобы не упустить возможности сензитивного периода развития творческого мышления, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные зависимости.
  • Внимание подростков нуждается в поддержке со стороны педагогов: следует использовать эмоциональные факторы, потребность подростка утвердить себя среди сверстников.
  • Решающая роль принадлежит правильно организованному воспитанию: в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Воспитательная работа с подростками - важнейшая и сложнейшая задача: педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка (подросток вполне способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами), уметь поставить себя на его место с учетом противоречивых условий реальной жизни с целью преодоления отчуждения подростков от учителей, школы, общества.
  • Важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков. Взрослый значим для подростка, но сохранение в практике ``детских'' форм контроля, требований послушания, выраженной опеки вызывают у подростка протест. Необходимым условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого.
  • Благоприятные условия для самовыражения подростка, отстаивания значимых для него убеждений, взаимодействия со взрослыми и сверстниками создают демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения.
  • Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

Учет психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста (15-18 лет)

Меры педагогического воздействия:

  • Следует тактично относиться к стремлению старшеклассников выработать самостоятельную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям (учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, не зрелые заключения учащихся, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов).
  • Необходимо проявлять терпение, оказывать заинтересованную помощь в том случае, если стремление к самовыражению приобретает у старшеклассника гипертрофированные формы (стремление обратить на себя внимание, демонстративное увлечение модными вещами, порой и не совсем безобидными).
  • Необходимо поддерживать интерес к ``вечным'' проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности, религии.
  • В юношеском возрасте не принимается снисхождение в связи с повышением критериев оценок и требований к учителям и взрослым.
  • Существует опасность затягивания профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащихся, ознакомлении с различными видами деятельности, практическом приобщении к труду, учете потребности школьников в специальной профориентационной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы -  4 года...

Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...

«Образовательные электронные ресурсы для организации онлайн занятий по английскому языку для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...