Формирование национального самосознания средствами внеурочной деятельности
статья (6 класс)

Павлова Ольга Яковлевна

Формирование национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. В образовательных учреждениях, обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями, педагог создает условия для формирования национального самосознания. А внеурочная деятельность является ценным педагогическим средством, использование которого делает развитие национального самосознания детей более целенаправленным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx458.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание национального самосознания

 на занятиях внеурочной деятельности «Илем».

Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. В образовательных учреждениях, обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями, педагог создает условия для формирования национального самосознания. А внеурочная деятельность является ценным педагогическим средством, использование которого делает развитие национального самосознания детей более целенаправленным и интересным.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Во все времена человек стремился украшать своё жилище, одежду, интерьер, тем самым выражая свои индивидуальные художественные способности, делая свою жизнь более яркой, красивой, самобытной и эмоционально насыщенной. Рукоделие – это не стареющий вид прикладного искусства, он имеет многовековую историю и сегодня остаётся по-прежнему популярным. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимают изделия, выполненные вручную.

В современном мире традиции декоративно-прикладного искусства чувашского народа представлены в разных видах и формах: вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и серебром, ювелирное искусство, резьба по дереву и камню, керамика, лозоплетение, монументальная скульптура, представленная фигурками богов из глины, камня и металла, также встречаются батик, макраме, чеканка, декоративная роспись, сувенирные изделия из дерева, бересты, лыка, соломы и др. природ. материалов. А мы заинтересовались вязанием и изготовлением вязаных сувениров, предметов быта, интерьера.

Программа внеурочной деятельности «Илем»  рассчитана на школьников среднего звена -11-13лет для всех желающих, независимо от уровня первоначальных знаний и умений. На первых занятиях учащиеся изучают особенности чувашского народного декоративно-прикладного творчества, смотрят фильмы, обсуждают возможности отражения национальной культуры в своих будущих изделиях. На практических занятиях  начинают изучать и осваивать   приемы работы с инструментами, «читать» схемы вязания, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

К концу первого года обучения несколько работ были представлены на республиканский конкурс «Мой чувашский сувенир-2021».

  1. Вязаная кукла. Выполнила ученица 6класса Яковлева Ольга.

  1. Современный чувашский наряд для куклы Барби. Выполнила ученица 5 класса Михайлова Милана.

  1. Сувенир «Чăваш сăри» («Чувашское пиво») – ветка хмеля и бочка пива. Выполнила педагог Павлова Ольга Яковлевна.

 

В процессе вязания можно выделить два этапа развития творческих способностей: процесс возникновения замысла и процесс его исполнения. На первом этапе ученик создаёт образ будущего изделия, планирует его воплощение, отбирает материал, находит способы изготовления. На втором этапе — практически осуществляет задуманное. И именно на первом этапе учащиеся обращаются к чувашскому народному творчеству, расширяя знания о традициях, обычаях и истории своего народа, что способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Данные занятия направлены на воспитание национального самосознания, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на  примере народных традиционных ремёсел...

Исследовательская работа «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»

Исследовательская работа по истории РоссииНаправление: «Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная жизнь)»Работа была представлена на конкурсе  исследовательских работ шк...

Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"

Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности...

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...

Театральный кружок, как средство формирования национального самосознания

Для воспитания всесторенне развитой личности, в первую очередь, надо принимать во внимание особенности психологии народа, его образ мышления, тесно связывать с самобытной и содержательной традиционной...