Программа "Секреты текста"
рабочая программа (9 класс)

Рабочая программа учебного курса платных образовательных услуг «Секреты текста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Секреты текста"34.51 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка


Направленность программы учебного курса платных образовательных услуг «Секреты текста» социально - педагогическая.

Актуальность изучения курса определяется потребностями современного мира. Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к освоению программы по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершению основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, учебный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Педагогическая целесообразность. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

          В результате изучения данного курса обучающиеся учатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Отличительные особенности программы «Секреты текста» заключаются в том, что в нее включен разноаспектный анализ текста. В данном курсе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, а также учиться конструировать текст типа рассуждение на основе исходного текста, понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном курсе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

 

Адресат программы. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам усвоения учащимися программы основного общего образования. Курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка. На занятиях курса предусматриваются теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности. Содержание нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. В курс входит работа над сжатым изложением по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Также используются задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы «Секреты текста» Программа кружка рассчитана на 7 месяцев (с 01.10.2021 по 30.04.2022), всего 28 часов учебного времени.   

Форма обучения: очная.

Режим занятий. Занятия учебного курса «Секреты текста» проходят 1 раз в неделю при продолжительности 40 минут каждое.

Четверг : 14.05-14.45

Особенности организации образовательного процесса.  

Состав группы - постоянный; занятия – групповые. Виды занятий по программе: лекции,  тренинги, самостоятельные и практические работы, деловые игры. Возраст обучающихся по данной программе: учащиеся одного возраста.

Цель программы.

- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

- развитие связной речи.

Задачи курса:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

-формировать навыки, обеспечивающие успешное использование знаний в своей деятельности.

Содержание программы

Данный учебный курс призван повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. На занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется мотивированности уч-ся к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения, сочинения на лингвистическую тему.

Для реализации намеченных целей необходимо:

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:

-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить углубленный лингвистический анализ языковых явлений;

-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

 Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Орфография. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов - рассуждений. Способы сжатия текста.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

- применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

- строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

- вычленять главное в информации;

- сокращать текст разными способами;

- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.

Планируемые результаты.

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:  

Ученик 9 класса научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Календарный учебный график программы.

- даты начала и окончания учебного периода: 01.10.2021 г. – 30.04.2022г.

- количество учебных недель или дней: 28 учебных недель.

- продолжительность каникул: нет.

Условия реализации программы.

Имеется специально оборудованный кабинет для занятий № 28.

Оборудование и материалы:

- печатные пособия - 11шт.;

- демонстрационные пособия - 5шт.;

- цифровые и электронные образовательные ресурсы;

- технические средства обучения (средства ИКТ);

- экранно-звуковые пособия;

- лингвистические словари,11 шт.;

- карточки с заданиями;

Информационное обеспечение:

Интернет – ресурсы.

http://www.gramma.ru/

http://urok.hut.ru/

http://slovesnik-oka.narod.ru

http://vschool.km.ru/

http://metaphor.narod.ru/

http://character.webzone.ru/

 http://www.ruscenter.ru/
http://www.rusword.com.ua/rus/index.php 

Кадровое обеспечение

Дерепаско Ирина Петровна, педагог дополнительного образования платных образовательных услуг.

Формы аттестации.

При реализации программы проводится входной, текущий и итоговый контроль за усвоением пройденного материала учащимися.

Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме собеседования, или анкетирования, или мониторинга.

Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, творческие работы, проблемные (ситуативные) задачи, практические работы и т. д. Комплексное применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен обучающимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую реализацию программы.                                                                                                            

Итоговый контроль проводится в рамках процедуры итоговой аттестации. Процедура итоговой аттестации организуется в форме тестирования

Оценочные материалы.

- наблюдение - педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы;

- самоконтроль - обучающийся самостоятельно проверяет свою работу по образцу, памятке или инструкции;

- взаимоконтроль - обучающийся проверяет работу, выполненную другим обучающимся, по образцу, памятке или инструкции;

- контрольное упражнение - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков и способов выполнения того или иного действия;

- тестирование - выполнение тестовых заданий (открытых или закрытых) по итогам изучения какого-либо раздела программы, в том числе и с использованием коммуникативно-информационных технологий;

 Методические материалы.

Использование методов на занятиях:

- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске;

- метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер;

- практические: упражнения.

   Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Использование учителем активных методов обучения предполагает:

- глубоко продуманные учебные цели;

- высокий уровень включенности учеников;

- анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.

   Использование различных форм организации образовательного процесса:

- занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

- фронтальная (коллективная);

- групповая;

- индивидуальная.

   При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (подготовка стенгазет, презентаций, участие в викторинах).

Дидактические материалы: раздаточные материалы, технологические карты, задания, упражнения.

Список литературы  

Литература для обучающихся:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.

Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006

Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. живой как жизнь.

О русском языке. - М., 1966.

Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985

Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988

Для педагога:

Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., 2010

Никитина Н.Е. Русская речь. 8,9 класс. М., 1995

Журнал «Русский язык в школе» 1998- 2007

Сборник текстов по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составитель Рыбченкова Л.М. 6-е изд. М., 2020

Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2015

Диденко С.А., Диденко Л.В. Задания по русскому языку и литературе. М., 2019

Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М., 1986

Вартаньян Э.А. Путешествие в слова. М., 1987

Педчак Е.П. Русский язык. Сборник заданий и упражнений. Ростов-на-Дону, 2020

Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.М.Просвещение. 2018

Никитина Е.И. «Русская речь» . М.: «Дрофа» 2020

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2021.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА– М.: Интеллект-Центр, 2021;

ГИА 2021-2022: Русский язык. – М.: Просвещение, 2020                                                                                                          М. Мещерякова. Литература: теория, история, словарь.Айрис,2013

ФИПИ - демоверсии Ким по русскому языку и литературе:

Новый словарь русского языка http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Тесты по русскому языку  http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русский язык и культура речи        http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

                            Календарно - тематический план курса «Секреты текста»

№ 

Тема

Кол-во ч

Дата план

Дата факт

1

Введение. Текст. Микротема. Абзац.

Практическая работа. Составление плана текста.

1

2

Стилевое единство текста. Научный стиль.

1

3

Комплексный (углубленный) анализ текста научно-популярного стиля.

1

4

Особенности официально- делового стиля.

1

5

Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография.

1

6

Особенности публицистического стиля.

Комплексный (углубленный) анализ текста публицистического стиля.

1

7

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

1

8

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1

9

Особенности стиля художественной литературы.

1

10

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста художественного стиля.

1

11

Стилистические возможности языковых средств.

1

12

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств.

1

13

Значение языковых средств в тексте.

1

14

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Определение роли языковых средств.

1

15

Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение.

1

16

Практическая работа. Анализ текстов различных типов.

1

17

Словесные изобразительно- выразительные средства.

1

18

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств.

1

19

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет, перифраз, аллегория, литота, ирония. Их значение.

1

20

Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств.

1

21

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия, эллипсис. Анализ текста.

1

22

Создание текста с использованием стилистических фигур речи.

1

23

Звуковые изобразительно- выразительные средства (аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонация, ритм, пауза, рифма).

1

24

Практическая работа. Разноаспектный анализ текста.

1

25

Ритм и интонации в прозе и стихах.

1

26

Анализ прозаических и стихотворных текстов.

1

27

«Я раскрываю секреты текста». Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

28

Анализ работ. Итоги.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...