Статья "Приемы создания эмоционального комфорта на занятиях для развития индивидуальности и личностных качеств учащихся"
статья

Тряхова Ольга Борисовна

Создание эмоционального комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. В данной статье приведены несколько способов создания эмоцинального комфорта на занятиях (будь то урок или воспитательное мероприятие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_sozdaniya_emotsionalnogo_komforta_na_zanyatiyah.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы создания

эмоционального комфорта на занятиях

для развития индивидуальности и личностных качеств учащихся

Во многом успеху способствует комфортная обстановка на занятии. И если организация учебной деятельности направлена на успех — это значит, что учащиеся находятся в комфортной обстановке.

В практической деятельности видно, что существует разрыв между возможностями ребёнка, его интересами и тем, что может быть им достигнуто. Под влиянием этого разрыва мотивация, которая была вначале, постепенно разрушается. Стремление и готовность научиться, если они были, исчезают. Один из возможных путей преодоления этих трудностей — комфортное состояние ребёнка на занятии. Чтобы педагог был не только человеком, который всё знает и умеет, но и человеком, который сотрудничает с ним и поддерживает с ним добрые отношения.

Создание эмоционального комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Созданию психолого-эмоционального комфорта могут способствовать психологические игры и упражнения, используемые на занятии. Эти упражнения позволяют сохранить психическое здоровье учащихся, помогают развить способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, выработать жизненно важные навыки и создать благоприятный психологический климат на уроке.

«Секрет»

Цель: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть)

«Мои хорошие качества»

Цель: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

«Моё настроение. Настроение группы»

Цель: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цель: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по 10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Котёл»

Цель: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются  по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!». Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться  и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся  самые внимательные и ловкие.

«Передай по кругу»

Цель: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более  старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цель: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Коровы, собаки, кошки»

Цель: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Пианино» релаксационное упражнение

Цель: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения,  имитирующие игру на пианино (гаммы).

«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение

Цель: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Педагог говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Педагог выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает  уже не педагог.

«Создание рисунка по кругу»

Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Скучно-скучно»

Цель: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического  чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»

Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Друг к дружке»

Цель: учить взаимодействовать детей друг с другом.

Инструкция: «Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой всё нужно делать очень – очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнёра и быстро – быстро пожать ему руку.

 А теперь я буду вам говорить, каким частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке!

- нос к носу!

- спина к спине!

Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро – быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!»

- бедро к бедру!

- пятка к пятке!

Можно провести 5-6 смен партнёров и всякий раз называть новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Вопросы для обсуждения:

- понравилась ли тебе игра?

- Легко ли тебе было действовать быстро?

 

«Тропинка к сердцу»

Цель: создать дружескую атмосферу в группе, содействовать сплочению коллектива.

Материалы: небольшие сердечки из цветной бумаги по числу детей, чистый лист ватмана, фломастеры.

Инструкция: «Каждый из вас уже подружился с кем – то в группе, то есть нашёл тропинку к его сердцу. Сейчас каждый из вас на маленьком сердечке напишет своё имя и приклеит его на лист ватмана там, где захочет. Затем фломастером нарисует свою тропинку к сердцу своего друга. А если у вас несколько друзей, то рисуйте несколько тропинок». (Если в группе есть дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к сердечкам тех ребятам, которые им нравятся).

Рефлексия на занятиях

На занятиях в детских объединениях  можно использовать различные виды рефлексии:

• рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• рефлексия деятельности;

• рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния обычно проводится в начале занятия для того, чтобы установить эмоциональный контакт с группой и в конце занятия.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого воспитанника на разных этапах занятия.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Например, в начале занятия можно предложить детям (1-й год обучения) выбрать из подготовленных для них карточек (на одной тучка, на другой солнышко) ту, которая близка им по настроению в данный момент. Дети выбирают, показывают и откладывают ее в сторону.

Таким образом, проводится  рефлексия настроения и эмоционального состояния на начало занятия. В конце занятия, для проверки настроения и эмоционального состояния детей, можно предложить ребятам выбрать карточку по настроению.

Можно использовать другие карточки:

• дождик и радуга;

• дерево без листочков и с листьями;

• лицо с улыбкой и грустное и т.д.

Другой вид рефлексии, который можно использовать на занятиях в объединении - рефлексия содержания учебного материала. Проводить ее можно на любом занятии для того, чтобы выяснить, как обучающиеся поняли, осознали новый материал.

Например, такая форма: на доске прикреплены два цветка без лепестков, у детей на столах находятся лепестки красного и синего цвета. Детям задаются вопросы, а они ответы помещают в виде лепестков на цветы.

Например:

Понравилось ли вам занятие? (Если да,  то красный лепесток на соответствующий цветок, если нет - синий)

Узнали ли вы что-то новое  на сегодняшнем занятии?

Хотелось бы вам дальше продолжать заниматься по этой теме, в этом направлении и т.д.

И еще один пример рефлексии – рефлексия деятельности, где обучающийся должен не только осознать содержание предложенного материала, но и осмыслить способы и приемы работы.

Такой вид рефлексии можно использовать на разных занятиях в объединении с детьми разного возраста.

Можно предложить  детям оценить свою работу на каждом этапе занятия, прикрепляя свои кружки возле картинок с этапами. (Красный – работал в полную силу, очень было интересно, синий – работал не в полную силу, отвлекался, иногда было не очень интересно, желтый – не работал, потому что не понял, что нужно делать, не хотел заниматься).

Таким образом, из оценивания детьми своей работы, можно оценить свою работу, найти и устранить недочеты в организации занятия.

Именно рефлексии отводится большая роль в развитии уникальности каждого ребёнка на занятиях. Рефлексия помогает тем детям, которые не совсем успешны в школе, которые имеют проблемы межличностного и коммуникативного характера.

«Преодоление барьеров. Самооценка»

Цель рефлексии: помочь детям в выработке более объективной самооценки.

Детей усаживают по одному и раздают им чистые листы бумаги и карандаши. Затем предлагают  каждому из воспитанников изобразить на листе себя.

Необходимо разместить участников так, чтобы они не видели рисунки друг друга. Акцентировать внимание на том, что качество выполнения рисунка оцениваться не будет. Каждый рисует, как умеет. После окончания выполнения задания рисунки собираются, смешиваются, и закрепляются на доске. Затем предлагают детям поделиться впечатлениями.

Вопросы:

-что мы можем сказать по данному рисунку о человеке;

-какое настроение у него;

-в чём это выражается;

-как прочерчены линии рисунка;

-о чём говорит цветовая гамма рисунка;

-что мы можем сказать тому, кто испытывает грусть, чувство неловкости.

«Преодоление барьеров. Творческая задача»

Цель рефлексии: развитие умения позиционировать свою деятельность, осознание своих возможностей.

В начале занятия детям предлагают оценить свои возможности в выполнении нового технического приёма – творческой задачи. Для этого на доске закрепляют два ватмана, на котором написаны имена присутствующих детей. Детям можно раздать по три смайлика: 1й - я всё могу, 2й - ничего не могу, 3й - не знаю. Детям предлагают, с помощью одного из смайликов, оценить свои силы. На первом ватмане, напротив своего имени, дети закрепляют по одному из трёх смайликов до выполнения творческой задачи. На втором

ватмане, напротив своего имени, дети закрепляют один из трёх смайликов

после выполнения творческой задачи.

Вопросы:

-почему ты в начале работы использовал этот смайлик?

-какие трудности ты испытал при выполнении задания?

-что ты испытал, выполнив задание?

-как ты поступишь в следующий раз, при выполнении трудной задачи?

«Преодоление барьеров. Общение»

Цель рефлексии: развитие коммуникабельности и межличностных отношений в коллективе.

Данную рефлексию рекомендуется проводить в группах с новым составом, что бы ускорить положительное развитие межличностных отношений в коллективе. В начале занятия педагог объявляет детям, что хочет провести фото сессию.  Фотографируют детей по одному и общим планом. Во время перерыва, как бы неожиданно, педагог предлагает детям выйти на участок и сфотографироваться на фоне природы. И здесь уже фотографирует воспитанников вместе; по двое-трое. Предлагает выполнить смешные

фигуры. Передает фотоаппарат детям. В конце занятия педагог опять фотографирует отдельно каждого и общий план. (Желательно, что бы каждый попал в кадр с теми работами, которые он выполнил своими руками). Затем педагог предлагает рассмотреть всем вместе фотографии на компьютере. Поделиться впечатлениями о том, какое настроение отразилось на фото в начале, в середине и в конце занятия.

Вопросы:

- как отразилось ваше настроение в начале занятий на фотографиях;

- что вы испытали во время фото сессии на природе;

- как фото сессия отразилась на ваших взаимоотношениях;

- какие фотографии вам нравятся больше, те которые сделаны вначале или в конце занятия.

Рефлексия «Цветик – многоцветик»

Дети в начале занятия выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения. Затем все лепестки собираются в общий цветок.

Рефлексия содержания учебного занятия проводится с целью выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

Рефлексия «Дерево творчества»

Эту рефлексию целесообразно проводить по окончанию занятия.

Детям раздаются цветы, плоды.

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно

Цветок - довольно неплохо

В конце занятия дети оставляют на дереве плоды или цветы. Если чувствуют себя хорошо, дело прошло полезно, плодотворно, то вешают на дерево плоды, если не совсем справились с поставленной задачей, то вешают цветы.

Рефлексия  «Дерево чувств»

( рефлексия настроения и эмоционального состояния)

В начале занятия воспитанникам раздаются бумажные кленовые листья желтого и зеленого цвета. На доске изображено дерево. В конце занятия дети оставляют на дереве листья, цвет которых соответствует их настроению и эмоциональному состоянию. Если чувствуют себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листья желтого цвета, если нет, зелёного.

Данная рефлексия представляет собой разновидность рефлексии настроения и эмоционального состояния. Она проводится  в конце занятия с целью установления эмоционального контакта с группой, следовательно, является коллективной (групповой) формой.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня знаний по пройденной теме.

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как  работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной в начале занятия цели, свою активность, эффективность работы объединения.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка инструментария достижения результатов развития личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на городском методическом круглом столе «Проектирование образовательной деятельности учащихся по химии в условиях реализации ФГОС основной школы»...

«Методические подходы к формированию и развитию личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на IV Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического образования»...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».

Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях

Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на М...

Создание эмоционального комфорта у детей с ограниченными возможностями здоровья

Советы по созданию эмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья представляет интерес  для педагогов, работающих с такими детьми и родителей, имеющих детей с ОВ...

Статья СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРУПП РАННЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ УДОД

Применение средств и методов сказкотерапии на занятиях в группах раннего развития детей дошкольного возраста....