Дополнительная образовательная программа «Математическое моделирование»
рабочая программа (6 класс)

Баева Наталия Ивановна

Цель программы – придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности обучающихся,  укрепить в них математические знания.

Задачи программы:

  • Привитие интереса к математическим знаниям;
  • Развитие математического кругозора;
  • Привитие навыков самостоятельной работы;
  • Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
  • Показать связь математики с жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_dop_programma_6_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

                                                                                       

Дополнительная

образовательная программа

                                           

«Математическое моделирование»

(для 6 класса)

             

Котовск

2018г.

Пояснительная записка

Цели и задачи

Цель программы – придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности обучающихся,  укрепить в них математические знания.

Задачи программы:

  • Привитие интереса к математическим знаниям;
  • Развитие математического кругозора;
  • Привитие навыков самостоятельной работы;
  • Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
  • Показать связь математики с жизнью.

Педагогическая идея

Педагогическая  идея  данной программы заключается в  создании во внеурочное  время условий для сознательного, активного участия  школьников в творческой познавательной  деятельности. Эти условия должны приносить  радость преодоления, радость открытия,  достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют обучающимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их математических способностей.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока  последних десятилетий актуальной становится задача активности и самостоятельности школьника.

Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Продолжительность занятий

Продолжительность образовательного процесса 1 год.

Форма занятий внеурочная. Режим занятий 2 раза в неделю.

Возраст

Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на один год обучения, на детей в возрасте 12-13 лет.

Место проведения занятий

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: классная комната, компьютерный класс.

Виды деятельности

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.

Психолого-педагогические принципы

Хорошо построенный учебный процесс предполагает  соблюдение некоторых психолого-педагогических принципов по отношению к ученику:

  • самодеятельность (возможность каждого ученика самому ставить себе цель);
  • самоорганизация (учитель пребывает в роли "помощника", а не назидателя);
  • развития (задание подбирается с опорой на индивидуальные особенности ученика);
  • коллективизм (ученик чувствует значимость своей работы для группы, класса);
  • ответственности (ученик отвечает за конечный результат своей работы,  воспитывает к себе требовательность);
  • права на ошибку (ученик может ошибиться, но обязательно должен эту ошибку понять).
  • принцип успешности;
  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
  • принцип доступности;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

Содержание и методы деятельности

 Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и процессов реального мира является программным требованием к обучению математике. Доминирующим средством реализации этой программной цели является метод математического моделирования.

В процессе изучения данного курса имеется возможность рассмотреть много различных вопросов из истории развития математики, что вызывает интерес учащихся. Большинство задач предлагаемых на занятиях имеют практическую направленность. Многие задачи не просты в решении, но содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. При решении задач следует учить учащихся наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, делать соответствующие выводы. Решение задач прививает навыки логического рассуждения, эвристического мышления, вырабатывает исследовательские навыки. Особое внимание обращается на решение задач с помощью уравнений. Система изучения способов решения поможет научиться решать задачи, позволит учащимся выявить и оценить свои способности к математике, определить наиболее интересующие их вопросы, что поможет им в дальнейшем при выборе профиля обучения.

Для моделирования привлекаются различные математические объекты: числовые формулы, числовые таблицы, буквенные формулы, функции, уравнения алгебраические или дифференциальные и их системы, неравенства, системы неравенств (а также неравенств и уравнений), ряды, геометрические фигуры, разнообразные графосхемы, диаграммы Венна, графы.

Вся программа занятий способствует привитию интереса к математике, развития математических и творческих способностей обучающихся, любознательности, настойчивости и целеустремленности.

      Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В данной программе предпочтение отдано активным методам обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;
  • самостоятельной выработкой решений обучаемым;
  • высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
  • преимущественной направленностью на развитие или приобретения  математических умений и навыков;
  • постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Ожидаемый результат

По окончании обучения учащиеся должны

 знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач

Форма подведения итогов работы

 Для контроля усвоения предлагаемых тем занятий «Математическое моделирование» разработаны домашние задания по каждой теме. Проверяются выполнение практических работ, рефератов, все решения учащихся, оценки выставляются по желанию ученика, что повышает мотивацию к учению.

Содержание

дополнительной образовательной программы

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Введение. (1 час)

Моделирование - важный метод научного познания и сильное средство активизации учащихся в обучении.

Отмечается, что одной из составляющих математического образования является новое представление о предмете математики. В основе содержания школьных учебников должно быть предусмотрено создание и разработка схем, моделей и их вариантов, создание моделей по известным схемам, приложение уже разработанных схем непосредственно в обучении. Для того чтобы лучше увидеть общие черты усваиваемого действия, надо отвлечься от ненужных в данном случае свойств предметов, а это и значит, что нужно перейти к действию с моделями, свободными от всех других свойств, кроме нужных в данном случае.

К основным целям обучения математике относится формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.

Текстовая задача. Что значит решить текстовую задачу. Способы    решения текстовых задач. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой  задачи  алгебраическим способом. Значение правильного   письменного оформления решения текстовой задачи. Решение  текстовой задачи с  помощью    графика. Чертёж  к   текстовой  задаче и его значение для  построения  математической  модели.

 Задачи на движение. (14 часов)

Основная цель – закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием); продолжить развитие общеучебных умений и навыков.

  Решение задач на движение  вызывает некоторые затруднения у учащихся. Необходимо выделить такие понятия, как скорость сближения/ удаления, как собственная скорость, скорость течения, скорость по течению и скорость против течения. В задачах на движение представлены реальные ситуации, некоторые из которых можно разыграть на занятии: прогулки от дома до школы, от дома до кинотеатра, от кафе до стадиона, от одного населенного пункта до другого; соревнования на лыжах, велосипедах, автомобилях, по плаванию, движение на различном транспорте от одного пункта до другого; движение по течению реки и против течения на теплоходе, катере, корабле.

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий (6 часов) 

Основная цель – сформировать новое понятие о формуле – как о способе задания зависимости между величинами.

  В ходе выполнения заданий этого раздела у учащихся должен появиться новый взгляд на известные им формулы: формулы не только помогают решить конкретную практическую задачу, но и показывают, как при изменении одной величины меняется другая, связанная с ней этой формулой величина. В этом пункте учащиеся рассматривают зависимости, в которых одна из величин является произведением двух других (при этом опора идет на уже известное им понятие формулы произведения, как обобщенной записи известных им частных случаев: формула пути, стоимости, массы вещества в растворе и пр.).

Задачи на пропорцию. (6 часов)

Основная цель – демонстрировать свои знания и умения при решении задач на применение пропорции и его основного свойства

  Навык решения задач способом пропорций, является ключевым в курсе математики, поэтому, несмотря на то, что по планированию на него отводится 3 часа, нужно понимать, что для его формирования ведется мощная подготовительная работа, уже начиная с начальной школы. У обучающихся сформировано представление о зависимости, понятие формулы зависимости между величинами, понятия прямой и обратной пропорциональности, они умеют определять вид зависимости двумя способами (этим вопросам следует уделять должное внимание, на этапе их изучения).

Рассматривая задачи, которые решаются методом пропорций, учащиеся знакомятся с ещё одним обобщённым методом решения задач на проценты. С этого времени они могут решать задачи на проценты тремя способами: 1) по правилам нахождения процента от числа, числа по его проценту и процентного отношения чисел; 2) по формуле процентов; 3) методом пропорций. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Право выбора способа решения остаётся за учащимися

Задачи на проценты. (17 часов) 

Основная цель – обобщить знания по теме "Проценты" и усвоение учащимися практической значимости этого понятия в различных сферах деятельности человека, тренировать умения сравнивать доли, находить долю числа.

  Обучение решению задач на проценты всегда рассматривалось как необходимое условие подготовки учащихся к жизни. Еще в дореволюционной школе изучение процентов было довольно тесно связано с потребностями коммерческих расчетов. В современной жизни задачи на проценты так же актуальны, так как расширяется сфера практического приложения процентных расчетов. Везде – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения. Коммерческие банки своими объявлениями стремятся привлечь деньги населения на различных условиях, появляются сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов, меняются проценты банковского кредита. Все это требует умения производить хотя бы несложные процентные расчеты для сравнения и выбора более выгодных условий.

Задачи на совместную работу. (10часов)

Основная цель – научить находить способ решения задач с помощью использования опорных задач на совместную работу

  Задачи  на совместную работу из школьного курса математики традиционно являются одними из самых нелюбимых школьниками задач, наряду с задачами на движение. В рамках школьного курса математики эти задачи не выделены отдельной темой, со спецификой их решения школьников знакомят недостаточно полно. В то же время в любой группе текстовых задач ученик может  встретиться с задачей именно этого класса. Объясняется это тем, что содержание условия задач такого типа напрямую связано с повседневной жизнью людей. Так еще в первом  печатном русском учебнике математики, в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого (1703), предлагаются подобные задачи. Современным школьникам приходится решать задачи того же класса, но более высокого уровня сложности. Эти задачи встречаются  в материалах для государственной итоговой аттестации (9 класс)

Старинные задачи. Нестандартные задачи. (4 часа)

Основная цель – расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности

  Увлечение математикой часто начинается с размышлений над какой-то особенно понравившейся задачей. Старинные задачи пришли к нам из глубины веков, от наших предков. Разные народы нашей планеты придумывали их, оттачивали условия и логику заданий. Они неизбежно остроумны и занимательны, в них собраны замечательные находки многих поколений. Старинные задачи  позволяют не только развить смекалку и сообразительность, но и окунуться в атмосферу патриархальности, почувствовать прикосновение других эпох.

Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления. Привыкая к выполнению стандартных типовых заданий, направленных на закрепление базовых навыков и имеющих, как правило, единственное решение, школьник практически не имеет возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. Решение только типовых задач обедняет личность обучающегося, поскольку в этом случае самооценка и оценка его способностей наставником зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, анализу и т.д. А эти и многие другие личностные качества в полной мере реализуются именно при решении нестандартных задач.

Геометрическая составляющая школьного курса математики (8 часов)

Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

  Этот раздел программы рассчитан на повышение и удержание интереса к предмету математике. При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.

Итоговое занятие (4 часа) 

Основная цель – воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и темы

Всего часов

Из них

Время проведения

теоретических

практических

1.

Введение. Роль задач в математике и жизни.

1

1

Задачи на движение – 14ч.

1.

Движение  из разных пунктов на встречу друг другу; из одного пункта в одном направлении

4

1

3

2.

Движение  из одного пункта (из разных  пунктов) в различных направлениях

4

1

3

3.

Движение  из разных  пунктов в одном  направлении

2

1

1

4.

Движение  по реке

2

1

1

5.

Решение  всех типов задач на движение

2

2

Задачи на зависимость между компонентами

арифметических действий  – 6ч.

1.

Задачи на работу (время)

4

1

3

2.

Производительность  труда  (работа, выполненная в единицу времени).

2

1

1

Задачи на пропорцию – 6ч.

1.

Прямая  пропорциональность

2

1

1

2.

 Обратная пропорциональность

2

2

3.

Разные  задачи

2

2

Задачи на проценты – 17ч.

1.

Нахождение  процента от числа

2

1

1

2.

Нахождение  целого по части и числа по части

2

1

1

3.

Процентное  отношение

2

1

1

4.

Задачи  на смеси и сплавы

3

1

2

5.

Задачи  на последовательное повышение и понижение цены

2

1

1

6.

Задачи  на банковские проценты

2

1

1

7.

Задачи  на сложные проценты

2

2

8.

Задачи  на последовательное выпаривание и высушивание

2

1

1

Задачи на совместную работу – 10ч.

1.

Вычисление  неизвестного времени работы

2

1

1

2.

Определение  объема работ

2

1

1

3.

Нахождение  производительности труда

2

1

1

4.

Задачи  на планирование

2

1

1

5.

Задачи  на «бассейн»

2

1

1

Старинные задачи. Нестандартные задачи – 4ч.

1.

Старинные задачи.

2

2

2.

Нестандартные задачи

2

2

Геометрическая составляющая школьного

 курса математики – 8ч.

1

Исторические сведения о развитии геометрии

1

1

2.

Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата.

1

1

3.

Геометрические узоры и паркеты

1

1

4.

Правильные фигуры

2

1

1

5.

Кратчайшие расстояния

2

1

1

6.

Геометрические игры

1

1

Итоговое занятие – 4ч.

1.

Решение текстовых задач

2

2

2.

Игра «Морская регата»

2

2

Методическое обеспечение

Методической особенностью изложения учебных материалов на занятиях дополнительного образования  является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения обучающихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.

Для поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях дополнительного образования  необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Список литературы:

  1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5, 6 классы. Учебники. М.: Мнемозина, 2010.
  2. Никольский С.М. и др. Арифметика 6 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2009.
  3. Зайчева С. А. Решение составных задач на уроках математики/ С. А. Зайцева, И. И. Целищева. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
  4. Змаева Е. Решение задач на движение/ Е. Змаева// Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
  5. Иванова, Н. Рисуя, решать задачи/ Н. Иванова// Математика. – 2004. - №41. – С. 2 - 3.
  6. Кузнецов, В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Средняя  школа. – 1999. - №5.
  7. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из  опыта работы/ Л. Ш. Левенберг под ред. М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1978. – 126 с.
  8. Лотарева, Л. Рисуем, чертим, решаем/ Л. Лотарева// Математика. – 2004. –

№  41. – С. 2 – 5.

  1. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы:  

книга    для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое    сентября, 2003. – 256 с.

  1. Семиряжко В.А., Лебедева Е.В. Теория и практика предпрофильной подготовки. Элективные курсы по математике. Учебно-методическое пособие. Липецк, 2006 г.
  2. Скворцова, М. Математическое моделирование/ М. Скворцова//

Математика. – 2003. - № 14. – С. 1 – 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «БУМАЖНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа рассчитана на 3 года обучения, основана на постепенном углублении знаний и умений. Реализация поставленных задач производится поэтапно.   1 этап – ознакомительный – рассчитан на од...

Дополнительная образовательная программа «Математическая шкатулка» для 5 класса

Программа кружка «Математическая шкатулка» для 5 класса относится к научно–познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государст...

Образовательная программа "Математические основы информатики"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАМатематические основы информатикиВозраст обучающихся:13-17  летСрок реализации: 1 год...

Образовательная программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

    В условиях динамично развивающегося общества повышается необходимость в самостоятельных, инициативных, творческих людях.           Сов...

Дополнительная общеразвивающая программа «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Дополнительная общеразвивающая программа «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...