Дополнительная образовательная программа «Математическая шкатулка» для 5 класса
методическая разработка (5 класс) на тему

Степанян Жанна Александровна

Программа кружка «Математическая шкатулка» для 5 класса относится к научно–познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matem_shkatulka.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Математическая шкатулка»

Дополнительная образовательная программа

«Математическая шкатулка»

для 5 класса

Пояснительная записка

Программа кружка «Математическая шкатулка» для 5 класса относится к научно–познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5—6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,  решать  творческие  задачи,  а  также  совершенствовать  навыки аргументации собственной  позиции по определенному  вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета—математика.

Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:

  • краткости речи,
  • умелому использованию символики,
  • правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы предполагаю проводить работу в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получат профессиональные навыки, которые поспособствуют дальнейшей социально–бытовой и профессионально–трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Отличительными особенностями являются:

Определение видов организации деятельности учащихся,  направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель программы:

  • развитие математического образа мышления.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Математическая шкатулка»  рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Принципы программы:

Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность .

Математика—учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность.

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность.

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение  мотивации. 

Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы— планируется усвоение за 34 часа.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно–практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,   расширяет   кругозор,  углубляет  знания  в данной учебной дисциплине.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико–ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • умение определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;
  • умение выполнить необходимые обоснования и вычисления;
  • опыт коллективного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
  • владение необходимыми умениями организовать учебно–познавательную деятельность и деятельность по выполнению творческих заданий;

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции использую следующие формы контроля:

  • занятия–конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.
  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое), опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль  осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания—незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты         проверки  фиксируются  в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание  портфолио и отражаются  в  индивидуальном образовательном маршруте.

Содержание программы

  1. Математика – царица наук. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
  2. Как люди научились считать. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
  3. Интересные приемы устного счёта. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
  4. Решение занимательных задач в стихах. Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
  5. Упражнения с многозначными числами. Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
  6. Учимся отгадывать ребусы. Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
  7. Числа-великаны. Коллективный счёт. Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
  8. Упражнения с многозначными числами. Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
  9. Решение ребусов и логических задач. Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  11. Загадки- смекалки. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
  12. Игра «Знай свой разряд». Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
  13. Обратные задачи. Решение обратных задач, используя круговую схему.
  14. Практикум «Подумай и реши». Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
  15. Задачи с изменением вопроса. Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
  16. Проектная деятельность «Газета любознательных». Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
  17. Решение нестандартных задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
  18. Решение олимпиадных задач. Решение задач повышенной сложности.
  19. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение задач международной игры «Кенгуру».
  20. Школьная олимпиада. Решение задач повышенной трудности.
  21. Игра «Работа над ошибками» Анализ олимпиадных заданий.
  22. Математические горки. Анализ олимпиадных заданий.
  23. Наглядная алгебра. Алгебраические сведения. Решение задач.
  24. Решение логических задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
  25.  Игра «У кого какая цифра?». Математические фокусы
  26. Знакомьтесь: Архимед! Исторические сведения:

кто такой Архимед

открытия Архимеда

вклад в науку

  1. Задачи с многовариантными решениями. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
  2. Знакомьтесь, Пифагор. Исторические сведения: - кто такой Пифагор, открытия Пифагора,  вклад в науку
  3. Задачи с многовариантными решениями. Решение задач в парах.
  4. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
  5. Задачи с многовариантными решениями. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
  6. Математический КВН.  Систематизация знаний по изученным разделам.
  7. Круглый стол «Подведем итоги. Систематизация знаний по изученным разделам.

Тематический план

Наименование тем курса

Виды  деятельности

Форма контроля

Вводное   занятие «Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Как  люди научились считать.

Выполнение заданий презентации   «Как люди научились считать»

Конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

Устный счёт

Математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

Тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

Работа с алгоритмами

Тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

Составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус

7. Числа–великаны. Коллективный счёт.

Решение теста–кроссворда

Проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млрд.)

Работа с алгоритмом

Контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

Самостоятельная работа

Мини олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Составление  схем, диаграмм

Тестирование

11. Загадки–смекалки.

Составление загадок, требующих математического решения

Конкурс на лучшую  загадку– смекалку

12.  Игра  «Знай  свой разряд».

Работа с таблицей разрядов

Тест

13. Обратные задачи.

Работа  в группах «Найди пару»

Познавательная игра   «Где твоя  пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

Тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

Инсценирования задач

Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

Проектная деятельность

Конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

Решение задач на установление причинно- следственных отношений

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

Решение заданий повышенной трудности

20.Решение задач международной игры «Кенгуру»

Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада

21.Школьная олимпиада

Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада

22. Игра «Работа над ошибками»

Работа над ошибками олимпиадных заданий

Тестирование

23.Математические горки.

Решение задач на преобразование неравенств

Конкурс на лучший «Решебник»

24.Наглядная алгебра.

Работа  в группах: инсценирование, схематическое изображение задач

Тестирование

25.Решение логических задач.

Тестирование

26.Игра «У кого какая цифра»

Творческая работа

Тестирование

27.Знакомьтесь: Архимед!

Работа с энциклопедиями  и справочной литературой

Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

28.Задачи с многовариантными решениями.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

29.Знакомьтесь: Пифагор!

Работа с  информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Викторина

30.Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

Школьная олимпиада

31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Составление знаковых систем

Тест

32.Задачи с  многовариантными решениями.

Индивидуальная работа

Тестирование

33.Математический КВН

Работа в группах

Школьная олимпиада

34. Круглый стол «Подведем итоги»

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Анкетирование

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально–технического оснащения и учебного оборудования.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995. 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004. 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004. 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995.
  7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
  8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.
  9. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
  10. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
  11. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...

Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"

Аннотация   на  программу внеурочной деятельности по географии  «Занимательная география»  для учащихся 5 -  го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Рабочая программа кружка по математике "Математическая шкатулка" 6 класс

Рабочая программа кружка по математике "Математическая шкатулка" 6 класс...

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2 классов

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2-х классов...

Дополнительная образовательная программа «Математическое моделирование»

Цель программы – придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности обучающихся,  укрепить в них математические знания.Задачи программы: Привитие интереса к мат...