Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме

Ковалева Марина Викторовна

Аннотация

 

на  программу внеурочной деятельности по географии  «Занимательная география»  для учащихся 5 -  го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБОУ СОШ №102 городского округа Самара.

    Программа «Занимательная география» Ковалевой Марины Викторовны направлена на формирование основ патриотизма, воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.

  По своей структуре данная программа, является дополнительной образовательной программой, т.к. реализуется она в системе школьного дополнительного образования.

  Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, информацию о продолжительности каждого занятия, формы работы по ознакомлению с чудесами природы и света,  основные методы и  приёмы, предполагаемые результаты и оценку результативности программы. Даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата. Так же представлен учебно-тематический план, состоящий из 68 часов для 5-го класса, по 2 часа в неделю.

  Программа соответствуют специфике дополнительного образования, стимулирует познавательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности;  стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; помогает ребёнку освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.

  Эффективность решения поставленных задач предлагает непрерывное и сис­тематическое отслеживание педагогом результатов реализации программы. Диагно­стика проводится путем  тестирования, использования индивидуальных карточек, на­блюдений. Ковалевой М.В. собрана методическая и сценарная копилка, позволяющая педагогу использовать необходи­мый материал в проведении занятий.

  Данная программа может  представлять  интерес для организаторов воспитательной работы, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей и студентов педагогических вузов .

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение средней образовательной школы №102 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  СОШ №102                                                                                                                                                                                        

г.о.Самара  

Л.П.Христова

«   «                  2013 г.

Дополнительная образовательная программа

 «Занимательная география»

(адаптированная)

Возраст детей  - 5 класс.

Реализация программы рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю

Программу составила                                        

__________________        Ковалёва Марина Викторовна 

       (подпись)                              (расшифровка подписи)

                                     Самара,2013

                                                                                                   

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3-10

Занятия 1-го модуля  «Чудеса природы»……………..............................11-13

 Тематическое планирование 1-го модуля………………………………14-17

Занятия 2-го модуля  «Чудеса света»…………………………………....18-21

Тематическое планирование 2-го модуля………………………………  22-26

Техническое обеспечение…………............................................................27

Литература……………….…………………………………………………28

Приложение………………………………………………………………...29-32

                                               

                           Пояснительная записка

       Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

       Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

       Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.

       Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.

       Занятия курса можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т.

 Цель:

Формирование основ патриотизма:  воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать умение работать в группе;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- совершенствовать ораторское мастерство.

Сроки реализации программы.

Реализация программы рассчитана на 2 года обучения  – 68 часов: 2 часа в неделю.

Технологии.

  • Модульная технология, основная идея  которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
  • Игровая технология, которая  предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к   сохранению уникальной  природы родного края.
  • Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения
  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах   края, города, страны.

Формы работы.

  • Беседы, викторины.
  • Исследовательская деятельность.
  • Коллективные творческие дела.
  • Смотры-конкурсы и  выставки.
  • Презентации.
  • Трудовые дела.
  • Наблюдение.
  • Игровая деятельность.
  • Анализ и систематизация дополнительного  информационного материала и др.

Формы проведения внеурочных занятий.  

  • Кружковые занятия;
  • индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Прогнозируемый результат:

в результате обучения на занятиях учащиеся приобретут

-знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России,

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

- умения работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

Режим занятий. 

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план  предусматривает 2 занятия в неделю с  продолжительностью 40 минут  каждое. Существует несколько вариантов проведения:

  • Занятия проводятся в  классной комнате за партами,  где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и  прочей  деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися  нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и  переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.

Формы деятельности. 

  • Индивидуальная  (результат работы одного ученика);
  • работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);
  • коллективная деятельность

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Чудеса природы».

  Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.

2. Основам смыслового  чтения художественных и познавательных текстов, выделять  существенную информацию из текстов разных видов.

3. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста.

4. Строить речевые высказывания в устной и письменной  форме.

5. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.

6. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

     Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Адекватно воспринимать оценку учителя.

3. Различать способ и результат действия.

4. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.

5. Соотносить выполненное  задание с образцом, предложным учителем.

6. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.

7. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в  изучаемом материале, в учебном сотрудничестве с учителем.

8. Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную и прочую литературу. ИКТ и т. п.

     Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге на занятие.

2. Задавать вопросы.

3. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  

4. Участвовать  в паре, группе, коллективе.

5. Формулировать собственное мнение и позицию.

6. Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.

7. Понимать  возможность существования   различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

8. Ориентироваться  на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать  иную точку  зрения.

     Личностные УУД  :

  1.  Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.

2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие.  Рефлексивность,  как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Чудеса света».

Познавательные УУД:

   1. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,               находить нужную информацию.

2. Находить необходимую информацию в тексте.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд  и др.

4. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

5. Устанавливать причинно-следственные связи.

6. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

7. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для выполнения задания; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем.

8. Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

9. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

10. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

     Регулятивные УУД:  

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4.   Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

6. Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным.

7. Преодоление импульсивности, непроизвольности.

     Коммуникативные УУД:

1. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.

2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

5. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

6. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, находить общее решение с членами коллектива.

8. Предвидеть  последствия коллективных решений.

9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания и условий осуществляемых действий.

10. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

12. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

Личностные УУД  :

  1.  Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.

2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие.  Рефлексивность,  как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.

  Содержание 1-го модуля занятий  «Чудеса природы».

    Каменная летопись планеты (2 часа)

      Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

   В мире песка и камня (4 часа)

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

   Каньоны мира (2 часа)

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

   В мире падающей воды (4 часа)

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

   Эти удивительные озёра (2 часа)

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

  В мире мрака и безмолвия (6 часов)

 Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

 Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

   Грозное дыхание Земли (3 часа)

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

   Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)

    Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

   Этот удивительный ледяной мир (3 часа)

     Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

     В глубинах неизведанного (4 часа)

      Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

   Гиблые места (2 часа)

    Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.

Тематическое планирование 1-го модуля занятий  «Чудеса природы»

Раздел,  тема

Часы

сроки

Каменная  летопись планеты

2

1

Каменная летопись планеты.

Башня Дьявола.

Каменные горбы Катажута.

1

2

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи.

1

В мире песка и камня

5

 3

Что такое пустыня?

Как образовались пустыни?

Какие бывают пустыни?

1

 4

Где расположены самые известные пустыни мира?

Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.

1

 5

 5

Сахара крупнейшая пустыня мира.

Берег скелетов в пустыне Намиб.

1

 6

Пустыня Кающихся Грешников.

Каменная симфония пустыни Гоби.

1

 7

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

Каньоны мира

2

8

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

1

9

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

1

В мире падающей

 воды

4

10

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

1

11

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

12

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира.

1

13

Карельский водопад Кивач.

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

1

Эти удивительные

озёра

2

14

Самые большие озёра мира.

1

15

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

1

В мире мрака и

 безмолвия

6

16

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.

Пещерные города.

1

17

Сказочный мир подземных дворцов.

1

18

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая.

1

19

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

20

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

1

Грозное дыхание

 Земли

3

21

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

1

22

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

23

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты.

Вулканический туризм.

1

Тепло подземных вод и природных фонтанов

2

24

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

1

25

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

1

Этот удивительный ледяной мир

3

26

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

1

27

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги.

1

28

Великие оледенения прошлого.

1

В глубинах неизведанного

4

29

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

30

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

1

31

Полярные сияния. Гало и другие видения.

1

32

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

1

Гиблые места

2

33

Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны.

1

34

Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. Треугольник смерти.

1

                   

 Содержание 2-го модуля занятий «Чудеса света».

 Великолепная семёрка (3 часа)

Чудо света №1 – египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды – семь ступенчатых террас, каждая из которых была своеобразным садом.

Гигантская двенадцатиметровая статуя Зевса признана греками третьим чудом света. Грандиозный беломраморный храм, посвященный богине Артемиде, в Эфесе – четвёртое чудо света. Галикарнасский мавзолей самый первый мавзолей – знаменитая гробница персидского сатрапа Мавсола. Александрийский маяк у острова Фарос. Колос Родосский – 40-метровое бронзовое изваяние.

 Европа (10 часов)

Афинский Акрополь самый замечательный архитектурный ансамбль классической эпохи. Рим – «вечный город». Величественные сооружения Рима: Форум, Колизей, Палатин, Базилика Константина, Пантеон, Термы Каракаллы.  Святая гора Афон – самая высокая в Греции. Монастыри горы Афон. Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала» - остров Мальта. Мальтийский орден. Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери архитектурный шедевр готического стиля. Лувр – бывший дворец Французских королей. Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, замок мост Шенонсо, Блуа, Шинон. Крепость Архангела Михаила. Самый большой дворец в мире Версаль: история создания, архитектура. Крепость-тюрьма Бастилия: история создания и разрушения. Тауэр – мрачная и неприступная крепость на берегу Темзы. Собор Святого Кутберта в Дареме: история  создания, архитектурные решения. «Дорога Великана» - странное нагромождение камней в Ирландии. Легенды и сказания о Дороге Великана. Форты и церкви Лиссабона. «Яичный желток» Барселоны – готический квартал города: архитектура, история строительства. Архитектурный ансамбль в испанской Гранаде Альгамбра. Остров гейзеров Исландия и его достопримечательности: вулканы, гейзеры, водопады. Норвежские деревянные церкви «ставкирки» в форме кораблей: история и легенды. Замок прусского короля Фридриха 2-го, Сан-Суси образец архитектуры рококо.

 Россия (6 часов)

Десятинная церковь – первый русский храм: история строительства и разрушения.  История создания и архитектура Новгородского Детинца, древнейшего из сохранившихся русских кремлей. Псковский кром – центр средневекового города, крепость: башня Кутекрома, Величевая площадь, Троицкий  собор. Старый Изборск – «молодший брат» Пскова стратегически важный пограничный пункт 14-15 веков: история города, Труворово городище. Владимир на Клязьме, Храм Покрова на Нерли. История строительства Москвы и её величественных сооружений: Спасских ворот, Московского Кремля, Успенского собора, Архангельского собора, Благовещенского собора и других. Арбат – знаменитая московская улица, заповедное место. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – самое выдающееся произведение русских зодчих. Древний город Муром: история города. Нижегородский кремль: история строительства, архитектура. Успенский собор в Рязани. «Римский виадук» в Калуге: история строительства, архитектура. Старые ворота Сибири Верхотурье и его замечательные сооружения. Знаменитые Красноярские Столбы – природный заповедник.

 Азия (7 часов)

Города в песках. Шумер – самая ранняя цивилизация на земле. Города Месопотамии. Большая Купальня в Мохеджо-Даро – техническое чудо Индийской культуры. История раскопок Вавилона. Древний королевский город Непала Катманду: комплекс Сваямбхунагх, площадь Вассантпур, Башня Гадди Байтхак, дворец Кумари Бахал, пагода Кастамандап, храм Кришна Мандир. Древности Дамаска. История Дамаска. Живая вода Мёртвого моря. Иерусалим и его исторические объекты: Стена плача,  Гефсинский сад, Масличная гора, Улица Крестного пути, гора Голгофа, Храм Гроба Господня, скальный храм Куббат ас-Сахра. Бронзовый храм на острове Шри – Ланка. Боробудур – второй по величине храм мира на острове Ява: история храма, архитектура. Стамбул: история города. Архитектурные реликвии Стамбула: мечеть Айя-Софии, Голубая мечеть, гробница Абдурахмана. Главная пагода Тайланда – Белая пагода в Бангкоке. Великая Китайская стена: история создания. Шведагон – крупнейший буддийский храмовый комплекс в Юго-Восточной Азии. Священный бык Нанди, огромный каменный бык в индийском городе Майсуре – мифическое существо. Прибрежные храмы Махабалипурама: Салуван-Куппан, Кришна Мантапарам. Персеполь: история разрушения, архитектурные достопримечательности. Баальбек – храмовый комплекс Ближнего Востока:  история города, храм Солнца. Загробные воины Сианя -  многотысячная армия из глиняннх солдат. Мечеть исфахана в Центральной Персии. История Имперского города в Пекине. Сигирийя – город-дворец на огромной скале: история создания. Древний город Лахор: сады Шалимара, «Дом сновидений». Тадж-Махал – символ Индии. Сэто-Охаси – мост над внутренним Японским морем: параметры, история сооружения. Ходжа-Мумин – соляная гора в Таджикистане.

 Африка (2 часа)

Доисторическая картинная галерея, самые знаменитые наскальные рисунки на плато Тассили-Аджер. Кто и как строил египетские пирамиды. Инени – знаменитый египетский зодчий. Сфинкс, исторические догадки. Эфиопский «Йерусалим» – священный город эфиопов Лалибэла: история создания, сооружения. Легендарный город в пустыне Тимбукту: «гавань в пустыне». Великий Зимбабве – самый большой в Африке памятник из камня после пирамид. Три комплекса Великого Зимбабве. Римский город в Африке Тимгат. Монастырь Святого Антония – самая древняя христианская обитель:  жизнь Антония, сооружение церкви. Серенгети – заповедник в Танзании. Карфаген: история разрушений города. Хан эль-Халиль – знаменитый каирский базар.

Северная Америка (2 часа)

История создания статуи Свободы. Йеллоустоунский заповедник – самый большой национальный парк Америки: заповедные леса, каньоны, горячие ключи, известняковые террасы. Ольмекские головы – памятник древней ольмекской цивилизации в Мексике. Сиэтл: историческое прошлое и настоящее, изумрудный город. Небоскрёбы острова Манхэттен.

Центральная и Южная Америка (2 часа)

Мачу-Пикчу – древний заброшенный город инков на территории Перу: обнаружение города Бингемом, догадки и предположения. Дороги инков. Развалины Копана в Гондурасе – древнего города майя: история города, архитектура. Каменные тайны древнего города Тиауанако в Боливии. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Архитектурные памятники Сальвадора, история города. Символ Бразилии – монумент Христа Спасителя: история создания. Город Бразилиа – третья столица Бразилии: история строительства, достопримечательности. Природный заповедник Ла Амистад в Коста-Рике: многообразие видов растений и животных. Боливийский город Потоси – самый высокий город в мире: история города, памятники архитектуры. Галапагосские острова: исследования Дарвина, природа островов. Доблестная Картахена – колумбийский порт: крепость Сан-Фелипе де Барахас и другие сооружения. Панамский канал: шлюзы, история строительства. Наска – пустыня в Перу с гигантскими рисунками: версии создания.

 Австралия и Океания (1 час)

Материк, где всё – самое-самое: история открытия материка, Уникальный континент-заповедник. Большой Барьерный риф: природа кораллового сооружения, опасность исчезновения. Новозеландский аквариум в Окленде: новый принцип устройства. Таравера – одна из вулканических вершин Северного острова Новой Зеландии: сюрпризы уснувшего вулкана. Варакавера – маленькая деревушка посреди величайшей в мире области гейзеров. Истуканы острова Пасхи: история обнаружения, загадка острова.

                              Тематическое планирование  2 модуля  занятий

«Чудеса света»

          Раздел  тема

Часы

сроки

Великолепная семёрка

3

 1

Чудо света №1.

Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.

Куда девался Зевс?

1

 2

Забыть Герострата?

Самый первый мавзолей.

1

 3

Плавающим и путешествующим ….

Упавший великан.

1

Европа

10

 4

Афинский Акрополь «Вечный город».

1

 5

Жизнь святой горы Афон.

Монастыри на утёсах.

1

 6

Город Пиза и его знаменитая колокольня.

«Окаянная скала».

1

 7

Церковь на острове Ситэ.

Как крепость стала музеем.

1

 8

Замки Луары.

Крепость архангела Михаила

1

 9

Деревушка Версаль. Кто взял Бастилию?

1

10

Восемь воронов Тауэра. Собор Святого Кутберто в Дареме.

1

11

Дорога великана. Форты и церкви Лиссабона.

1

12

«Яичный желток» Барселоны.  «Тихо над Альгамброй ….

1

13

Остров гейзеров. Церковь похожая на корабль. Беззаботный Сан-Суси.

1

Россия

6

14.

Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром.

1

15

Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль.

1

16

Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место.

1

17

Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге.

1

18

Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?»

1

19

Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы

1

Азия

7

20

Города в песках. Большая купальня и забытая цивилизация.

1

21

Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска.

1

22

Живая вода Мёртвого моря. Священный град Иерусалим. Воспоминание о бронзовом дворце

1

23

Боробудур – сердце Яванской культуры. Мерцающая фата-моргана Стамбула. Главная пагода Таиланда.

1

24

Великая Китайская стена. Большая ступа в Шведагоне. Священный бык в Майсуре. Прибрежные храмы Махабалипурама. Почему Александр Македонский разрушил Персеполь.

1

25.

Кто построил Баальбек. Загробные воины Сианя. Мечети Исфахана. Только для императоров! Сигирийя – дворец среди облаков.

1

26

 Былая слава Лахора. Тадж-Махал - символ Индии. Мост над Сето. Ходжа-Мумин – соляная гора.

1

Африка

2

27

Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс. Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы.

1

28

Римский город в Африке. Первый христианский монастырь.  «Серенгети не должен умереть».  «И всё-таки Карфаген должен быть разрушен…». Хан эль-Халиль – древний и современный

1

Северная Америка

2

29

Откуда в Америке статуя Свободы? Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки.

1

30

Ольмекские головы. Волшебники Изумрудного города. Небоскрёбы острова Манхэттен.

1

Центральная и Южная Америка

2

31

Мачу-Пикчу – место, где привязано солнце. Дороги инков. «Восемнадцать кроликов и город Майя. Каменные тайны Тиауанако. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна столица Бразилии.

1

32

500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире. Зачарованные острова. Доблестная Картахена. Панамский канал. Карта для летающих великанов?

1

Австралия и Океания

1

33

Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф. Аквариум в Окленде. Большая баня планеты. Истуканы острова Пасхи.

1

Большая игра

1

34

Большая игра

1

                                               

Техническое обеспечение.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Колонки.
  5. Компьютерные презентации.
  6. Видеоматериалы.

 Литература

  1.  Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.
  2. География в школе. №2 2003г., с.70.

    3.   Зубанова Г.С., Ю.В.Щербакова. Занимательная география на уроках и                                                                                     внеклассных мероприятиях 5-8 классы. М.»Глобус.2007г.

     4. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М. Творческий        роцентр.2002г.

  1. Митрофанов И. В. Тематические игры по географии. М. 2003. с. 83.школе. №2 2003г., с. 70.
  2. Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. Волгоград. 2004. с. 26.
  3. Субботин Г.П.. Задачник по географии. М.Аквариум. 1997г.
  4. Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 5-6 классах. Ярославль. Академия развития. 2006.Волгоград. С.4.

       9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям 
          Сайт:http://www.danilova.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего  подростка – ученика 5 класса.

Основные отношения показатели воспитанности.

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе.

3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;

2—любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду.

2.Любознательность

 

2.1. Познавательная активность

3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3.Саморазвитие.

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 –есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении.

3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;

1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;

0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

 

Отношение к физическому труду.

3. Трудолюбие.

 

3.1 Инициативность и творчество в труде.

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

3.2. Самостоятельность в труде.

3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает.

3.3. Осознание значимости труда

 3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость.

 

4.1. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старшим  не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.

3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен.

4.3. Милосердие.

3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;

1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к себе.

5. Самодисциплина.

 

5.1. Развитая добрая воля.

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;

2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

5.3. Организованность и пунктуальность.

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет.

5.4. Требовательность к себе.

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к  себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокруг света. Занимательная география"

Направленность: естественно-научнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 12-13 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная география"

Дополнительная образовательная программа географического кружка «Занимательная география» для учащихся 8 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим...