Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, тенденциям их современного развития, причинам своеобразия каждого города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_geografiya_gorodov_rossii.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
элективного курса
«География городов России»
9 класс
35 часов
Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное обучение/авт. – сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2006. – 79
Составитель: Ружникова Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города — территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и др. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
Цель курса «География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, тенденциям их современного развития, причинам своеобразия каждого города. При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
- междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико - и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);
- гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
- проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей);
— историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).
В содержание курса включен краеведческий материал. Что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.
Курс рассчитан на 35 часов и включает теоретический материал и практические задания.
Планирование занятий по курсу «География городов России»
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Практическая часть |
1 | Введение | 1 час | Понятие «город». Критерии выделения города — размер поселения и деятельность жителей. Городские поселения России — города и поселки городского типа. Границы города — юридические и фактические. | ||
2 | Причины возникновения и роста городов | 3 часа | Углубление разделения труда в обществе и развитие несельскохозяйственных видов деятельности (промышленности, управления, торговли, науки, образования, культуры и других отраслей сферы услуг), интенсификация сельского хозяйства и интеграция различных видов деятельности. Городские виды деятельности и городской образ жизни. Особенности городского образа жизни, проявляющиеся в жилищных условиях, занятиях и досуге горожан, их питании и одежде, возможностях получения услуг (торговых, ремонтных, здравоохранения, образования и т. д.), ритме жизни, мобильности, передвижении, общении. | 1.Перечислить современные городские виды деятельности. 2. Сравнить городской и сельский образ жизни населения (в табличной форме) | |
3 | Понятие «урбанизация» | 2 часа | Урбанизация в узком и широком смысле слова. Основные признаки урбанизации", рост численности городского населении, повышение роли городов в жизни общества, распространение городского образа жизни (в том числе в сельской местности — рурбанизация). Основные показатели, характеризующие процессы урбанизации: доля городского населения, количество городов, их величина (людность), темпы роста городов и городского населения, развитие групповых форм городского расселения (агломераций и мегалополисов), разнообразие функций города. Особенности урбанизации и социально-экономическое развитие районов России. | Составить и проанализировать карту «Урбанизация экономических районов России». Выделить фоном долю городского населения в районах, обозначить пунсонами города-миллионеры, крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн жителей) и крупные (от 250 до 500 тыс. жителей) города. | |
4 | Функции города | 2 часа | Градообразующие функции (производство в городе товаров и услуг, известных за его пределами). Типы городов по градообразующим функциям: центральные (столица страны, центры федеральных округов, региональные, межрайонные центры и др.) и специальные (промышленные, транспортные, научные, туристические, курортные центры, центры образования и подготовки кадров и др.). Специализация города как основа его развития и роста. Эволюция градообразующей базы города: рост числа функций и их взаимообусловленности, усиление комплексности хозяйства города, возрастание доли инфраструктурных функций (в том числе нематериальных), освобождение от непрофильных функций. Градообслуживающие функции — производство товаров и услуг, необходимых для города и его населения. | 1. Привести примеры типов городов по градообразующим функциям. Найти соответствие между указанными городами России и причинами преобладания в них какой-либо градообразующей функции. 2. Определить, какие новые функции появлялись у указанных городов России на разных этапах их развития. | |
5 | Типология городов | 2 часа | Типология городов — метод познания городов на основе выявления их главных свойств. Классификации городов: на основе величины (людности), экономико-географического положения, времени возникновения (генетическая), по градообразующим функциям (функциональная), месту в системе расселения, перспективам развития. Типы городов России по числу жителей: города-миллионеры, крупнейшие, крупные, большие, средние, полусредние и малые города. Типы городов России по особенностям экономико-географического положения: города, расположенные в точках пересечения транспортных путей, в крупных горнодобывающих районах, в районах обрабатывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства. Генетические типы городов России: средневековые, старопромышленные, новые индустриальные. Функциональные типы городов России: многофункциональные и монофункциональные города. Типы городов по месту в системе расселения: центры агломераций, спутники, местные центры. Взаимообусловленность разных классификаций городов. Синтетическая (интегральная) функциональная типология городов, основанная на сочетании признаков: величины города, его генезиса, основных функций, места в системе расселения. | 1. Привести примеры типов городов по числу жителей, особенностям ЭГП, возрасту, генезису, функциям и месту в системе расселения. 2. Определить типы городов какой-либо области, нанести их на карту, объяснить причины существующего распределения типов городов по территории | |
6 | Город как система | 2 часа | Основные подсистемы города — население, экономическая база и сфера жизнедеятельности. Население города: численность, естественный и миграционный прирост, распределение по территории города, подвижность. Структура занятости, половозрастная, этническая, религиозная, социальная структуры населения города. Экономическая база города — градообразующие и градообслуживающие отрасли и виды деятельности, их соотношение и эволюция. Отрасли инфраструктуры, обеспечивающие жизнь населения и функционирование экономической базы города: транспорт, инженерные системы, жилье и др. Модель Лоури — взаимосвязь и взаимозависимость базовых и обслуживающих производств города, их влияние на экономическую и территориальную структуры города, на рост его людности и территории. | 1. Установить виды деятельности какого-либо города и сферу его жизнеобеспечения. 2. Составить блок-схему взаимодействия основных подсистем города при условии введения дополнительной, новой градообразующей функции. | |
7 | Пространственное развитие города | 2 часа | Представление о планировочной структуре и территориальных зонах города. Территориальный рост столичного города и его структурные зоны (историческое ядро города, центральная зона города, внешняя зона города, пригородная зона, образующая с городом агломерацию, внешняя зона столичного региона). Основные планировочные модели структуры города: концентрическая, секторная, многоядерная. Влияние природных, экологических, исторических, социальных и экономических условий на планировочную структуру города и ее расчлененность. | 1.Сравнить территориальный рост и структурные зоны Санкт-Петербурга и Москвы. Объяснить черты сходства и различия в структуре Москвы и Санкт-Петербурга. 2.Определить, какие планировочные модели структуры города характерны для городов России (по выбору) и под влиянием каких факторов они складывались. | |
8 | Использование земель в городах и пределы территориального роста города | 2 часа | Основные функциональные зоны города: административно-деловой центр, промышленно-производственная зона (район тяжелой и легкой промышленности), зона жилой застройки (элитного, благоустроенного и неблагоустроенного жилья), торгово-развлекательная зона, рекреационная (зеленая) зона и др. Использование земель в городах и цены на землю. Влияние природно-экологических и транспортно-экономических факторов на формирование цены на городскую землю. Пороговый анализ территориального роста города при обосновании его развития. Основные «критические» пороги, связанные с особенностями природы, существующим землепользованием, созданием необходимой инфраструктуры и изменением уровня соответствующих необходимых затрат. Экономическая эффективность функционирования отраслей городского хозяйства в зависимости от численности населения города как основной фактор, ограничивающий территориальный рост города. | 1. Проанализировать карту «Стоимость жилья в Москве». Сравнить стоимость жилья в Москве и в своем населенном пункте. Объяснить причины различий. 2. Оценить возможности пространственного развития города на примере любого города России (по выбору). | |
9 | Проблемы городов | 2 часа | Экологические проблемы («вытеснение» городами природы, загрязнение ими окружающей среды) и основные причины ухудшения экологической ситуации в городе. Адаптируемость человека к жизни в урбанизированных комплексах. Демографические проблемы (особенности естественного и механического прироста населения, половозрастная структура населения и безработица). Специфика населения городов-миллионеров, старых и молодых городов. Экономические проблемы (трансформация функциональной структуры, экономическая база и сфера жизнеобеспечения города: возможность предоставить населению и предприятиям товары и услуги). Взаимосвязь проблем городов. | 1. Составить таблицу «Города России с неблагоприятной экологической ситуацией», в которой выделить города разных экономических районов страны с высоким загрязнением воздушного, водного или воздушного и водного бассейнов и указать его причины. 2. Проанализировать карту размещения зон с разной степенью остроты экологической ситуации в Москве (или в своем городе). 3. Проанализировать причины безработицы в большом городе (по выбору), предложить меры по решению проблемы занятости населения. | |
10 | Городские агломерации | 2 часа | Два пути формирования агломерации: «от города» и «от района». Особенности агломераций: территориальный рост групповой системы населенных мест, концентрация в них населения, быстрое развитие пригородов, привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду в городской местности, активный рост маятниковых миграций и передвижений людей в пределах агломерации. Основные свойства агломераций: территориальная сближенность городов и поселков, их функциональная взаимодополняемость. Критерии выделения городских агломераций. Пространственная структура и виды городских агломераций: моноцентрические и полицентрические(конурбации), простые и сложные. Основные агломерации России. Слияние агломераций и образование мегалополисов (на примере Московско-Нижегородского). | 1. Сравнить Московскую и Петербургскую агломерации. 2. Дать краткую характеристику особенностей разных поясов и зон развитой агломерации. | |
11 | Город в системе городов | 2 часа | Основные типы городов России (по преобладанию функций): центральные места и отраслевые центры. Города — экономические центры своего окружения, центральные места, обеспечивающие район продукцией и услугами. Иерархия городов — центральных мест. Города — центральные места России: столица страны, «столицы» экономических районов, центры республик, краев и областей, районные центры. Критерий доступности центра — основа выделения локальных систем городского расселения населения. Модели размещения городов: принципы организации территории по теории центральных мест В. Кристаллера, экономический ландшафт А. Леша. Города как специализированные отраслевые центры: промышленные, транспортные, научные, курортные, туристические и пр. Территориально-отраслевые системы городов. Особенности формирования территориально-отраслевых систем городов на базе месторождений полезных ископаемых (на Урале, в Поволжье и т. п.), рекреационных ресурсов (Северный Кавказ). Правило Ципфа «ранг — размер»: соответствие между величиной города и его местом в ранжированном ряду городов. Нарушения этого соответствия и уровень сформированное территориальной системы городов страны (района). Типы реальных кривых распределения городов по людности (величине) в случае отклонения от идеальной кривой. | 1. Объяснить, в чем заключается практическая значимость территориальных моделей размещения городов — центральных мест. 2. Проанализировать размещение и отраслевую специализацию городов какой-либо области (республики, края) России (по выбору). 3. Построить идеальную и реальную кривые по правилу «ранг — размер» для России (районов России) и проанализировать ее. | |
12 | Система городского расселения и опорный каркас расселения населения страны | 2 часа | Понятие «городское расселение». Городские агломерации — главное звено системы городского расселения страны на современном этапе развития форм расселения. Опорный каркас расселения России, его узловые и линейные элементы. Узлы опорного каркаса: наиболее крупные агломерации и крупнейшие города (фокусы экономической, политической и культурной жизни страны (региона), большие города, малые и средние города (центры краев, областей, республик и округов, крупные железнодорожные узлы, центры ресурсных районов). Линейные элементы опорного каркаса: магистрали и полимагистрали — основные экономические линии, соединяющие крупные города. | 1. Определить векторы развития опорного каркаса расселения России. 2. Сравнить особенности опорного каркаса расселения двух экономических районов. | |
13 | Основные этапы формирования сети городов России | 3 часа | Древняя Русь — страна городов (Гардарика). Особенности формирования сети городов России до 1917 г.: возвышение Москвы и развитие централизованного государства; освоение северных, восточных и южных европейских территорий; покорение Сибири и Дальнего Востока; основание Санкт-Петербурга и развитие первых городов-заводов; реформа административно-территориального деления страны и массовое образование городов — административных центров; транспортное и промышленно-торговое развитие и формирование городов. Развитие городов и их сети после 1917г.: новая административная реформа — приведение в соответствие юридического и экономического рангов поселений; предвоенное индустриальное развитие; Великая Отечественная война и эвакуация предприятий и населения в тыл; послевоенное развитие страны и типологическое разнообразие новых городов. | Составить и проанализировать таблицу «Этапы формирования сети городов России», в которой указать, где и сколько возникло новых городов на каждом этапе, какие факторы оказали наибольшее влияние на их формирование. | |
14 | Современная география городов России | 3 часа | Влияние природных, исторических и социально-экономических условий на формирование сети городов России. Основные черты географии городов России: неравномерность размещения городов по территории страны; резкое преобладание малых и средних городов в городском расселении населения; концентрация городского населения в наиболее крупных городах; преобладание городов с промышленными и административными функциями; рост крупнейших городов, городов-миллионеров и формирование агломераций. Различия в урбанизации европейской и азиатской частей России. Специфика и проблемы городского расселения в зоне Севера. Основные тенденции в развитии городского расселения населения России. | Проанализировать и объяснить размещение городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны. | |
15 | Территориальные особенности урбанизации России | 2 часа | Этапы развития мировой урбанизации: классическая урбанизация, субурбанизация, эксурбанизация и реурба-низация. Соотношение между городами-центрами и пригородными зонами агломераций на разных этапах урбанизации. Особенности процессов урбанизации в разных экономических районах. Распределение горожан по экономическим районам России. Количество городов в экономических районах и их доля в общей численности городов страны. Распределение городов в экономических районах России по величине (людности) и городского населения по городам разной величины. Распределение городов в экономических районах России по времени возникновения. Особенности функциональной структуры городов в экономических районах страны. | 1. Составить таблицу «Особенности урбанизации в экономических районах России». 2. Сравнить особенности развития городов двух экономических районов (по выбору) и определить, какая стадия урбанизации характерна для этих районов. | |
16 | Особенности городов России | 3 часа | Старые, новые, бывшие и исчезнувшие города. Географические особенности экономических районов России и формирование в них сети городов. Роль городов в социально-экономической жизни страны и их современные проблемы. Города Центральной России. Города Европейского Севера России. Города Европейского Юга России. Города Поволжья. Города Сибири. Города Дальнего Востока. | 1. Сопоставить современные и бывшие названия городов России. 2. Составить экономико-географическую характеристику города (по выбору) по плану. |
Рекомендуемая литература
География России: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. И. Алексеева. — М., 2005.
Глушкова В. Г. Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей. — М., 1997.
Города России. Энциклопедия / Под ред. Г. М. Лаппо. — М., 1994.
Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монографический сборник/ Под ред. Т. Нефедовой, П. Поляна и А. Трейвиша. — М., 2001.
Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкольгия: Учеб. для 10—11 кл. шк. естеств.-науч. профиля. — М., 1997.
Ковалев С. А., Ковальская Н. Я. География населения СССР. — М., 1980.
ЛавровС. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир. — М., 1985.
Лаппо Г. М. География городов. — М., 1997.
Максаковский В. П. Географическая картина мира. — М., 2005.
Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для учащихся 8—9 кл. / Под ред. А. И.Алексеева. — М., 1994.
Перцик Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации: Учеб. пособие для геогр. специальностей вузов. — М., 1999.
Поспелов Е. М. Имена городов: вчера и сегодня (1917— 1992). -М., 1993.
Саушкин Ю. Г., Глушкова В. Г. Москва среди городов мира. — М., 1983.
Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 2005.
Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10—11 кл. шк. с углубл. изучением гуманит. предметов. — М., 2002.
Хрестоматия по географии городов России. Образ страны: русские столицы Москва и Петербург / Авт.-сост. А. Н. Замятин, Д. Н. Замятин; Под общ. ред. Д. Н. Замятина. — М., 1993.
Экономическая и социальная география России: Учеб. для вузов / Под ред. А. Т. Хрущева. — М., 2001.
ЦОР:
- Энциклопедия география России.
- Природа и география России.
- Города и населенные пункты России.
- Животный и растительный мир России.
- Города России.
- Природа России.
- География 9 класс.
- Уроки географии КиМ 9 класс
- География 9-11 в помощь учащимся
- География 9-11 экспресс подготовка к экзамену.
- История города в названиях улиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"
Программа элективного курса «География декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 часов. Содержание данного курса...
программа элективного курса "Заповедные места России"
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), полностью разработан УМК для 8 класса, можно использовать полностью или использовать как дополнительны...
Программа элективного курса "Изучаем Конституцию России"
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Изучаем Конституцию России". Предназначена для учителей обществознания и права. Поможет в изучении Конституционного права и подготовке учащихся к ГИА...
Рабочая программа элективного курса «Политические лидеры России. ХХ века» для 11 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного учебного курса: К.А. Кочегарова, Д.В. Прокудина «Политические лидеры России. ХХ век» (М., «ТИД «Русское слово», 2010 г.), методич...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...
Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Разговорные формы современного английского языка»
Программа «Разговорные формы современного английского языка» составлена с учетом требований нормативно-правовых документов и соответствует возрастным особенностям обучающихся 9...