Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
рабочая программа по музыке по теме

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. 

В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5»

РАССМОТРЕНО

Протокол педагогического совета

№ 34 от  «09» января 2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ «Дом-интернат №5»

_____________Л.Э.Вязовая

«10»_января_2014 г.

        

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа)

«Музыкальная шкатулка».

Возраст воспитанников от 7 до 18 лет.

Срок реализации 11 лет.

 

 

 

Составители:

Ефимова Раиса Павловна,

педагог

дополнительного образования;

Вязовая Любовь Эриковна,

директор.

 

 

 

 

 

 

г. Пушкин

2013 год

Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5». В нашем интернате обучаются дети с множественными сочетанными дефектами в развитии.

Еще известный психолог Б.М.Теплов доказал, что музыка оказывает сильное воздействие на психику человека. Она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка может способствовать осознанию человеком окружающего мира независимо от того, есть ли у него какие-либо нарушения в развитии. Музыка воздействует на внутренний мир человека, формирует его мысли, чувства, отношение к окружающему. Она является средством, способным затронуть личность с любым интеллектом и уровнем образованности. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто.

Педагоги научились использовать эти качества музыки в процессе воспитания и обучения детей.

Музыкальное воспитание имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Оно способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений.  Без специальной работы, без помощи педагога для ребенка с интеллектуальной недостаточностью звучащий мир вообще представляет собой шумовой фон, в котором лишь единичные звуки «опредмечены», имеют смысл. Поэтому очень важно развитие слухового восприятия, «опредмечивание» звуков окружающего и введение воспитанника в мир музыкального звучания.

В настоящее время имеются различные виды развивающих программ по музыкальному воспитанию, но, к сожалению, для детей с отклонениями в умственном развитии, стандартной программы не существует. И это обусловило разработку данной дополнительной образовательной программы.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

В основу положены программы «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Васильевой, «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А. Бурениной. Адаптированной её делают изменения, которые вносятся в исходные программы с учетом психофизических возможностей и особенностей воспитанников, их возраста и уровня развития, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ней ведется поиск новых методов, педагогических приемов, способных решать проблему музыкального воспитания и образования детей с отклонениями в умственном развитии.

Она помогает ребёнку формировать представление о себе как личности, индивидуальности, значимой и равноправной для окружающих. Безусловно, не все дети в силу своих умственных, физических, речевых или иных нарушений смогут в полной мере освоить весь предложенный программный материал. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом.

У ребенка может отсутствовать вербальная речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией.

С учетом этого цель программы состоит в том, чтобы средствами музыки помочь детям научиться воспринимать окружающий мир, сделать их отзывчивыми на музыку, научить наслаждаться ею.

Задачи программы:

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2. Заложить основы гармоничного развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
  3. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно психофизическим возможностям.
  4. Развивать коммуникативные навыки (общение детей друг с другом, адекватное поведение в социальной среде, соблюдение правил нравственного поведения, необходимое для общения).
  5. Развивать художественно-творческие способности.
  6. Учить ориентироваться в пространстве музыкального зала.
  7. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
  8. Формировать первоначальные музыкальные представления, учить узнавать знакомые мелодии.
  9. Учить связывать знакомые мелодии с образами животных.
  10. Развивать чувство ритма, серийность движений.
  11. Приобщить детей к русской народно-традиционной культуре на основе детского фольклора.
  12. Расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений.
  13. Учить выполнять танцевальные движения (одновременные и попеременные).

Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.

Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интереса к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы.

Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.

Для всех детей описанных групп характерны следующие особенности, которые учитывались при разработке программы и выстраивания логики занятий:

  1. снижение общего уровня активности, повышенная истощаемость;
  2. снижении темпа переработки информации;
  3. сужение сферы интересов, недостаток сенсорного опыта;
  4. отставание в формировании высших психических функций, носящее тотальный характер;
  5. грубые нарушения речевого развития;
  6. трудности освоения деятельности, обусловленные как органическими поражениями, так и искажением в эмоционально-волевой сфере в формировании различных высших психических функций, в том числе нарушением функций планирования и контроля.
  7. тяжелые нарушения моторики, в частности, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей;
  8. ограниченный социальный опыт и несформированность навыков социального взаимодействия.

Поскольку часть детей имеют в анамнезе эписиндром, возможно провокация эпиактивности в ответ на интенсивное эмоциональное или сенсорное воздействие. Поэтому для таких детей необходима гибкая вариативность интенсивности занятий и отдыха в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их актуального состояния, необходимо следить за тем, чтобы воздействие было переносимым для ребенка.

Исходя из особенностей контингента воспитанников, имеющегося опыта работы с умственно отсталыми детьми и на основании современного социального запроса возникла практическая необходимость в определении образовательных потребностей таких детей и разработке методов их реализации.

В основе разработки программы лежат следующие положения:

- о значении деятельности в развитии,

- об общности основных закономерностей психического развития детей в норме и при патологии,

- об актуальном и потенциальном уровнях развития (зона ближайшего развития),

- о соотношении обучения и развития,

- о процессе социализации.

Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, праздниках.

Музыкальное занятие включает в себя следующие разделы:

  1. слушание музыки,
  2. подпевание,
  3. музыкально-ритмические движения,
  4. игра на музыкальных инструментах.

Срок реализации настоящей программы - 11 лет. Данная программа составлена для детей в возрасте от 7 до 18 лет:

С 7 - 10 лет – ориентировочно I этап,

с 11 - 13 лет – ориентировочно II этап,

с 14 - 18 лет – ориентировочно III этап.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с каждой группой.

Все занятия проводятся с учетом дифференцированного подхода и с учетом психофизических возможностей и способностей воспитанников.

Формы и режим занятий.

Основной организационной формой работы по музыкальному  воспитанию является занятие. Занятия проводятся в помещении музыкального зала, носят регулярный и устойчивый характер.

Этап обучения

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

2

72

2

2

72

3

3

108

Данная программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  1. иллюстрации и репродукции,
  2. дидактический материал,
  3. игровые атрибуты,
  4. музыкальные инструменты,
  5. аудио и видеоматериалы,
  6. «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, хорошее настроение, высокая активность.

Методические принципы:

  1. Одним из главных принципов в работе с воспитанниками является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
  2. Второй принцип – комплексный подход в решении педагогических задач: обогащение музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование.
  3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  4. Принцип – соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем.
  5. Принцип партнерства, педагог и дети становятся единым целым. Вместе слушаем, поем, играем.
  6. Принцип положительной оценки деятельности воспитанников.

Программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

а) эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к творчеству;

б) умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в) нравственное – формируется дружелюбие, активность, самостоятельность.

Участие детей в музыкальных выступлениях способствует их самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Все это делает их жизнь ярче и эмоционально богаче.

        Ожидаемые результаты.

- Расширение рамок познания окружающего мира.

- Развитие музыкального слуха.

- Улучшение общего психофизиологического развития.

- Развитие двигательно – моторной координации.

Предполагается то, что воспитанники будут знать:

Что значит «круг»;

Правила поведения в музыкальном зале;

Правила поведения во время подвижных игр.

Узнавать знакомые мелодии.

Подпевать знакомые песни.

Связывать мелодии с образами животных.

Выполнять разнообразные действия с предметами во время музыкально-ритмических упражнений.

Уметь выполнять элементарные танцевальные движения.

Уметь играть на простейших шумовых музыкальных инструментах.

 Общаться друг с другом, соблюдая при этом определенные правила.

Оценка результативности: В ходе реализации программы оценивается уровень психофизиологического развития, развитие координации движений, музыкального слуха, ориентация в пространстве.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- наблюдение за воспитанниками в процессе занятий;

- открытое занятие для родителей, праздник.

Учебно-тематический план

1 этап обучения.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Слушание музыки.

3

12

15

3.

Подпевание (пение).

2

16

18

4.

Музыкально-ритмические движения.

2

17

19

5.

Игра на музыкальных инструментах.

3

15

18

6.

Итоговое занятие (праздник).

1

1

Итого часов:

11

61

72

2 этап обучения.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Слушание музыки.

3

11

14

3.

Подпевание (пение).

2

16

18

4.

Музыкально-ритмические движения.

2

18

20

5.

Игра на музыкальных инструментах.

3

15

18

6.

Итоговое занятие (праздник).

1

1

Итого часов:

11

61

72

3 этап обучения.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Слушание музыки.

4

21

25

3.

Подпевание (пение).

4

22

26

4.

Музыкально-ритмические движения.

5

25

30

5.

Игра на музыкальных инструментах.

3

22

25

6.

Итоговое занятие (праздник).

1

1

Итого часов:

17

91

108

 Содержание программы представлено следующими разделами:

  1. Слушание музыки,
  2. Подпевание (пение),
  3. Музыкально-ритмические движения,
  4. Игра на музыкальных инструментах.

Содержание разделов направлено на развитие у воспитанников способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового); умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, в музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).

1. Теоретическая часть. Основы знаний, формирование системы знаний о музыкальном воспитании.

2. Слушание музыки.

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

В данный раздел входит: слушание пения педагога, слушание немузыкальных звуков, слушание и узнавание знакомых мелодий, песенок, исполняемых на фортепиано, прослушивание и узнавание знакомых мелодий из популярных радио- и телепередач, музыкальных композиций, слушание наиболее популярных классических мелодий.

3. Подпевание (пение).

Очень важно, чтобы дети слышали живой звук (пение, игра на фортепиано). А собственное исполнение (пение, подпевание) должно доставлять удовольствие. Для этого предлагаются простые веселые песенки-распевы, доступные по содержанию, мелодически ярко окрашены, а также: пропевание имен воспитанников с педагогом, пропевание музыкальных приветствий с импровизацией, подпевание отдельных слов, фраз, интонирование с подражанием интонациям педагога, подпевание и сопровождение движениями, пение в сопровождении ритмических движений совместно и по образцу.

4. Музыкально – ритмические движения.

Вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения, где главная роль принадлежит музыке. Движения  помогают полнее и глубже понимать музыкальное произведение,  а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность. Взаимосвязь музыки и движения обеспечивает формирование музыкального слуха, памяти, внимания, двигательных навыков, умения ориентироваться в пространстве.      

В раздел входят: музыкально-ритмические движения в соответствии с характером звучания музыки (бодро, энергично шагать или выполнять плавные движения), музыкально-ритмические движения, направленные на ориентировку в пространстве зала, выполнение танцевальных движений, музыкально-ритмические игры.

5. Игра на музыкальных инструментах.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, сначала надо научить извлекать звук, затем показать приём игры, и уже потом научить детей сопровождать мелодию, обращая внимание на ритмическое исполнение. На занятиях используются погремушка, бубен, металлофон, треугольник, трещотки, ложки и др.

Игра на музыкальных инструментах помогают вырабатывать чувства ритма, расширяет тембровые представления, формируют коммуникативные навыки. Это: игра на различных музыкальных инструментах при активной музыкальной импровизации взрослого, подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, исполняемой педагогом, самостоятельная импровизация на музыкальных инструментах с подыгрыванием педагогом, подходящих по звучанию мелодий.

6.Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей (праздник).

Подробное содержание данной программы описано в календарно-тематическом планировании (Приложение № 1).

Методическое обеспечение и условие реализации дополнительной общеразвивающей программы. 

Начиная занятия, педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его психофизиологического развития, о состоянии его навыков и умений.   Организационными формами являются занятия.

В зависимости от задач и содержания, занятия могут быть разного типа: 
- занятия, в которых основное внимание обращается на разучивание нового материала; 
- занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений (повторение пройденного материала);
- занятия смешанного типа (разучивание нового сочетается с повторением); 
- занятия контрольные, учётного типа (итоги работы за определённый период); проверяются умения воспитанников, личностные качества. 
      Занятия по музыкальному воспитанию проводятся в музыкальном зале, педагог использует на занятии: фортепиано, магнитофон, диски, кассеты с музыкой, атрибуты, необходимые для проведения занятий.

В подготовительной части происходит настрой детей на работу: это музыкальная распевка (приветствие), которая концентрирует внимание. В основной части происходит разучивание нового материала, новых движений. Заключительная часть - подведение итогов, «минуты отдыха» - музыкальная игра, которая способствует расслаблению организма. 

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу «Музыкальная шкатулка»  можно и в различных возрастных группах, подбирая материал и игры с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. 

Перечень учебно-методического обеспечения.

- Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.);

- детские музыкальные инструменты (бубенцы, металлофон, барабаны, маракасы и др.);

- - музыкальный центр с набором детских дисков и аудиокассет;

- мультимедийный проектор;

- микрофон;

- синтезатор;

- фортепиано;

- светомузыкальное устройство;

- деревянные ложки;

- магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);                    

- костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей;

- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

- декоративные украшения;

- атрибуты для игры-драматизации;

- ширма;

- зонтики;

- игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2007.
  2. Буренина А. Коммуникативные танцы и игры для детей. СПб, 2004.
  3. Буренина А. Музыкальная палитра. Журнал для муз. руководителей. СПб, 2010.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Программа для дошкольных образовательных учреждений - М., 2003.
  5. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. — № 1.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
  7. Кутузова Е. Танцевально-игровое пособие «Ку-ко-ша». СПб, 2009.
  8. Макшанцева Е. Детские забавы: Книга для воспитателя и муз. руководителя. Москва, Просвещение, 1991.
  9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями, - Москва, Академия, 2000.
  10. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия под редакцией П. Н. Барсуковой. Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010
  12. Федорова Г. П. Заглянет солнце в наше оконце. СПб, 1997.
  13. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М., 2001.
  14.  Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе, СПб, Дидактика Плюс, 2002.