Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
рабочая программа на тему

Нестеров Евгений Александрович

Возраст детей 12-16 лет

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования   детский морской Центр «Альбатрос» одним из ключевых направлений воспитательной работы определила патриотическое направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioty_otechestva.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО

ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР "АЛЬБАТРОС"

142003, Московская область, г.Домодедово, ул.Зеленая, д.72-а, тел.(496) 794-30-13

dmc-albatros@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

на МО военно-патриотической направленности

Протокол № _1от _02.09.2012г

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»

____  / И.П. Минченкова/

Приказ №     от « 02»09_2012г

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа)

военно-патриотической направленности

 «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 лет

Срок реализации программы  2 года

                             Составители:

  педагог дополнительного образования

Нестеров Евгений Александрович

г. Домодедово

2012год


Пояснительная записка.

         

        Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования   детский морской Центр «Альбатрос» одним из ключевых направлений воспитательной работы определила патриотическое направление.

Актуальность программы.

В детском морском Центре Альбатрос проводится целенаправленная работа по патриотическому воспитанию учащихся.

  Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.

   Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы школьников. В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур.

Патриотизм, любовь к Родине, в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний: жертвенное отношение к долгу, готовность верно служить делу процветания Отечества.

Актуальность  дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Патриоты Отечества» опирается запросом со стороны  детей и родителей на программы  военно-патриотического  и гражданского воспитания.

Целью программы является формирование у  молодёжи гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через деятельность.

 Задачи программы.

Обучающие:

  • Формировать знания о Государственных символах России;
  •  углублять знания об истории и культуре родного края;
  • углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны;
  • формировать знания о  деятельности  организаций  « Боевое братство» и  совета ветеранов войны и офицеров запаса;
  • способствовать возникновению интереса и изучению  учащимися истории своей семьи, истории своего края;
  • научить создавать и реализовывать творческие проекты;
  • научить заниматься поисковой работой;
  • закрепить в памяти детей имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Домодедовского округа.

Воспитательные: 

  • создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом  и своего родного края в частности;
  • воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
  • формировать потребность в самопознании и самореализации;
  • формировать способы социального взаимодействия.

        Особенности программы.

 Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства.

Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, а также экскурсии, проектно-исследовательскую деятельность.

Программа включает в себя следующие направления:

- Связь поколений.

- Растим патриота и гражданина России.

- Мой край родной.

- Я и семья.

        При осуществлении планирования гражданско – патриотического воспитания в Центре учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:

- наличие чётких целей и нормативных требований;

- аргументированность гражданско – патриотического воспитания обучающихся;

- планирование воспитательно – образовательной деятельности;

- учёт временного фактора.

Особенности возрастной группы детей 12-16 лет

 Психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения подростка.

Интенсивное общение у подростка сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе.

Подростковый возраст является по сути кризисным.

У подростка появляется необходимость собственной позиции, проявляется эмансипация от непосредственного влияния взрослых.

Подросток осознаёт себя как участник общественно – трудовой деятельности.

В этом возрасте у подростка проявляется  повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм.

Существует позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через отстаивание своей взрослости, самостоятельности подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

В моральной сфере следует отметить две особенности:

- переоценка нравственных ценностей;

- устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал.

Центральным новообразованием считается чувство взрослости –

возникающее представление о себе как уже не о ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками.

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых.

В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


Режим занятий.

Программа «Патриот Отечества» предназначена для детей 12-16 лет. В группе 10-12 человек.  Срок реализации программы 2 года, количество учебных часов в неделю – 4 часа, всего 144 часа в год. На второй год обучения принимаются дети,  успешно прошедшие первый курс обучения.

Формы занятий.  Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих

  • теоретические и практические занятия,
  •  тематические игры,
  •  конкурсы и викторины,
  • круглые столы,
  •  уроки мужества,
  • встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими,
  • экскурсии в городские музеи, 
  •  различные игры, знакомящие подростков с жизнью и деятельностью войск.

В течение учебного года занятия проводятся в учебных кабинетах, занятия дополняются циклом культурно – массовых мероприятий, включающих экскурсии в музеи, на выставки, по местам боевой славы.

Применяемые технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Здоровьесберегающие технологии
  •  Новые информационно (компьютерные)  технологии
  • Технологии проектной деятельности

Ожидаемые результаты:

На конец 1 года обучения  обучающиеся знают

  • Государственные символы России
  • Военные знамёна
  • Города-герои
  • Имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Домодедовского округа
  •  Имена воинов-интернационалистов, проживающих на Домодедовской земле,  а также погибших во время миротворческой миссии в «горячих точках»
  • Имена великих адмиралов и полководцев флота
  • Основные события ВОВ
  • Основные военные корабли
  • 3-4 патриотические песни
  • Принимают участие в Вахте памяти

На конец 2 года обучения  обучающиеся  знают

  • Государственные символы России
  • Военные знамёна
  • Основные события ВОВ
  • Морские праздники
  • Основные военные корабли
  • Воинские звания, погоны
  • Историю своей семьи
  • 5-6 патриотических песен
  • Умеют создавать и реализовывать творческие проекты
  • Умеют заниматься поисковой работой

Результаты реализации программы определяется личностным ростом учащихся.

 Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщаться к целому ряду ценностей, понятий, помочь сформулировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Проверка результативности обучения, воспитания и развития ребёнка осуществляется методом постановки контрольных вопросов, тестирования, анкетирование, анализа результатов конкурсов и соревнований.

Учебно – тематический план.

1 год обучения

№ п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

1.

«Водное занятие»

2

1

1

2

Историческое прошлое земли Домодедовской

18

10

8

3

«Герои вокруг нас»

10

6

4

4

«Уроки России

8

6

2

5

.Домодедовское   «Боевое братство»

6

6

-

6.

«Патриотизм и современность»

6

2

4

7

 «День Защитника Отечества»

20

16

4

8

История В О В и  «День Победы»

32

16

16

9

 Роль молодёжи в передаче знаний по патриотизму

10

5

5

10.

Проектная деятельность, поисковая работа

32

6

26

Итого

144

74

70

Учебно – тематический план.

2 год обучения

№ п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Водное занятие

2

1

1

 Изучение морской практики

10

6

4

Морские праздники, морская

символика

12

4

8

Уроки России

8

6

2

Адмиралы и полководцы

10

7

3

Патриотизм и современность

10

5

5

День Защитника Отечества

10

4

6

Герои вокруг нас

10

2

8

День Победы

10

6

4

 Роль молодёжи в патриотическом движении

4

2

2

История В О В

14

6

8

 Поисковая работа

44

2

42

Итого

144ч

51

93

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. (2ч)

Знакомство курсантов с дополнительной общеобразовательной программой.  Знакомство с традициями курсантов ДМЦ «Альбатрос».

Тема 2 Историческое прошлое земли Домодедовской(18ч)  

История заселения Домодедовской земли

Возникновение города Домодедово в 1947г

Вклад домодедовцев в историю Великой отечественной войны.

История аэропорта «Домодедово»

Домодедово сегодня

Исследовательская работа «Домодедово-сегодня» презентация проекта

Тема 3.Герои вокруг нас. (10ч)

Знакомство с героями, окружающими нас.

Трудовые достижения моей семьи.

Ко Дню Учителя. Учителя нашего округа.

 Сбор информации о почётных жителях г. Домодедово.

Поисково-творческая работа.

Тема 4. Уроки России(8ч)

 Знание Российской символики и атрибутики.

Военные знамёна.

Знание указов Президента о патриотическом воспитании молодёжи.

Подготовка к празднованию годовщины Битвы под Москвой.

Тема 5 .Домодедовское   «Боевое братство» (6ч)

 История возникновения домодедовского   движения «Боевое братство».  Деятельность  домодедовского  движения «Боевое братство»

Тема 6. Патриотизм и современность (10ч)

Сбор  информации о воинах – интернационалистах.

Знакомство с видами современного оружия.

Можно ли сегодня стать героем?

Тема7.День Защитника Отечества (10ч)

Истоки праздника.

Знакомство с памятниками воинской славы.

Экскурсия к обелиску Славы и вечному огню.

 Защитники мирного времени.

Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества.

Тема 8.   История В О В и День Победы(18ч).

Основные этапы Великой Отечественной войны.

 Города-герои Великой Отечественной войны.

Боевые награды Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война в литературе и искусстве 40-х годов XX века.

Викторина «Славные страницы истории» 

Битва под Ленинградом

Переломные моменты В О В.

Разучивание патриотических песен

Участие в акции поздравления ветеранов.

 Участие в вахте памяти.

Участие в муниципальном смотре строя и песни.

Посещение краеведческого музея в г. Домодедово.

Проектная работа «Города –герои» . Презентация проекта.

Тема9. «Роль молодёжи в патриотическом движении»(10ч)

Различные патриотические движения в России, за рубежом .

Листовки, стенгазеты .

Участие в парадах, открытии навигации,

Участие в конкурсах патриотической направленности.

Поисково-творческая работа

Тема10.Проектная деятельность, поисковая работа (32ч)

Исследовательская работа  и презентация проектов:

 «Домодедово-сегодня»

«Герои рядом с нами и вокруг нас»

«День защитника Отечества»

«Города –герои»

Курсанты нашего Центра  на соревнованиях разного уровня

Содержание дополнительной образовательной программы

2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. (2ч)

Итоги работы за прошедший учебный год. Презентация

Тема 2. Изучение морской практики.(10ч)

Развитие судостроения и мореплавания.

Великие путешественники- мореплаватели.

Речной транспорт.

Работа морских спасателей.

Участие в речной  или морской практике

Открытое первенство по морскому многоборью на базе ДМЦ «Альбатрос»

Тема 3. Морские праздники, морская символика(12ч)

Боевые традиции ВС России

23 февраля:  День Защитника Отечества

05. марта: День мореходных училищ

19 марта: Праздник - День моряка-подводника

09 мая : День Победы

13 мая: Праздник – День черноморского флота
18 мая:
Праздник – День Балтийского флота

 5 июля: День работников морского и речного флота
26 июля:
День Военно-Морского флота Российской Федерации

Морская символика.

Знакомство с военными знаменами.

Тема 4.Уроки России. (8ч)

Российская  символика и атрибутика

Образование Российского государства. История Российского герба. Российские цари  и их роль в истории России (Иван Грозный, Фёдор Иванович, династия Романовых).

Революция 1917г и её последствия.

Освоение космоса.

Россия сегодня

Тема 5. Адмиралы и полководцы.(10ч)

Древние политики – сторонники сильного флота. (Фемистокл, Перикл ,Эвклид,  Васко да Гама)

Адмирал В.Я. Чичагов

Адмирал М.П. Лазарев

Адмирал В. Канарис

Адмирал Н.Г. Кузнецов

Тема 6. Патриотизм и современность.(10ч)

Великие путешественники: в давние времена и сегодня.

Сбор материала  о воинах – интернационалистов.

Оформление папки «Воины-интернационалисты (в течение года)

Знакомство с видами современного оружия. Боевое братство.

Тема 7. День Защитника Отечества.(10ч)

 Военно-Морской флот в Великой отечественной войне

Посещение  памятников   и обелисков воинской славы в г. Домодедово. Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества.

Знакомство с военной техникой.

Разучивание патриотических песен.

Тема 9. Герои вокруг нас.(10ч)

Знакомство с героями, окружающими нас.

Трудовые достижения моей семьи.

 Ко Дню Учителя. Учителя нашего округа.

Сбор материала об известных и интересных  жителях Г. Домодедово. Проектная работа.

Тема 10. День Победы.(10ч)

Города-герои.  

Битва под Москвой. Сталинградская битва.  Блокада Ленинграда (беседы, сообщения, даты).

Участие в акции поздравления ветеранов.

 Участие в вахте памяти.

Участие в муниципальном смотре строя и песни.

Посещение краеведческого музея в   г. Домодедово.

Тема 11.  Роль молодёжи в патриотическом воспитании общества. (4ч)

Молодёжные организации ,их цели и задачи.

 Вклад молодёжи в развитие патриотизма.

Тема 12. История В О В.(14ч)

Места воинской славы. Роль солдата и моряка в В О В.

Престиж профессии офицера. Курская битва .Взятие Берлина.

Роль морской пехоты в деле победы.

Тема 13 Поисковая работа.(44ч)

Работа над Книгой Памяти

Работа над Книгой Памяти

Поиск ветеранов, воинов  -интернационалистов.

Встречи с офицерами запаса.

Создание книги памяти

Создание уголка Боевой славы

Разработка и защита проектов.

Уголок Боевой Славы

Методическое обеспечение образовательной программы.

Тема занятия

Форма занятия

Форма организации деятельности

Методическое обеспечение

1

«Водное занятие»

беседы,

презентация

коллективная

Мультимедийная установка

2

«Уроки России»

беседы,

 сообщения

коллективная

плакаты, Мультимедийная установка

3

«Изучение морской практики»

беседы,

сообщения,

экскурсия

коллективная

плакаты, иллюстрации

4

«Морские праздники,

морская

символика»

беседы,

сообщения , викторины .

коллективная

Мультимедийная установка

5

«Адмиралы и полководцы»

беседы,

сообщения

коллективная

плакаты

иллюстрации

6

«Патриотизм и современность»

Круглый стол, сообщения

коллективная

Мультимедийная установка

7

«День Защитника Отечества»

беседы,

сообщения

практические работы

коллективная

Мультимедийная установка

8

«Герои вокруг нас»

беседы,

сообщения, встречи с героями

групповая

индивидуальная

Плакаты

Материалы из газеты «Призыв»

9

«День Победы»

беседы,

сообщения

экскурсии

коллективная

Плакаты

Карты

Мультимедийная установка

10

«Роль молодёжи в патриотическом воспитании.»

Беседы ,конкурсы , сообщения

коллективная

Плакаты, вырезки из газет

11

История великой отечественной войны

беседы,

сообщения

экскурсии

коллективная

групповая

Мультимедийная установка

12

Поисковая работа

Проектная деятельность

Круглые столы, викторины,  защита проектов

коллективная

групповая

индивидуальная

плакаты

собранный материал

Список литературы

Литература педагога для реализации программы:

  1. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим  патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва,  2011г
  2.  Правительство Московской области. Министерство образования Московской области. «Дорогой памяти. Школьные музеи». Библиотека БГ газеты. «Ежедневные новости. Подмосковье» , 2011г
  3. В. Н. Балязин. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. Москва, 1995.
  4. . Б.Г.Родионов, В.Д. Доценко. «Три века Российского флота», 1,2, 3 том,  Санкт-Петербург, «LOGOS», 1996г.
  5. Н.С. Горшков, В.А. Касатонов «Корабли-герои», ДОСААФ, Москва, 1970г

Литература для детей и родителей

  1. «Патриоты Отечества» Ежемесячный  общероссийский  журнал  2008-2011г.г.
  2. «Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих, ветеранов и членов их семей,  2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5  классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Футбол» Стартовый уровень

Программа «Футбол» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020...