Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
методическая разработка

Буянова Екатерина Игоревна

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современного общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_sayt.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Тема:« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Разработчик: Буянова Е.И.

Методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

2021

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Практическое применение информационных технологий в образовательном процессе педагогами дополнительного образования….4

2. Примеры заданий на обучающих интернет-ресурсах.…………………...6

3. Возможности использования интернет-ресурсов в образовательном процессе педагогами дополнительного образовании. ………………….…..9

4. Подборка интернет-ресурсов для учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...12


ВВЕДЕНИЕ

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современного общества.

Развитие и распространение интернет-технологий не могло не отразиться на государственной политике Российской Федерации, в том числе в области образования. На сегодняшний день создание качественных и эффективных образовательных интернет-ресурсов (ОИР) является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ. Это обусловлено социальным заказом общества в подготовке специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, а также компетентностью в области использования новых информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности. Развитие информационных компетентностей у учащихся будет способствовать овладению ими знаний и ценностей, а также развитию умений и навыков, необходимых для продолжения образования и самообразования на протяжении всей жизни.

Применение образовательных интернет-ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более современным, а правильная методическая организация работы с ними способствует развитию компьютерных навыков. Главное предназначение ОИР в учебном процессе - создание информационных обучающих систем, способствующих приобретению знаний и умений с минимальным участием преподавателя, ведь проблема изучения иностранного языка характеризуется необходимостью  иметь сформированные языковые и речевые навыки для развития умений и отсутствие времени и средств для их полноценного формирования. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текстам графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом необходимо обеспечить возможность их сетевого распространения.

Основная цель – сформировать компьютерные компетенции, развить способность эффективно использовать мультимедийные технологии и уметь адекватно применять полученные с помощью этих технологий социокультурную информацию в соответствии с целями обучения все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.


  1. Практическое применение информационных технологий в образовательном процессе педагогами дополнительного образования

Компьютеризация  образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российское образование в последние десятилетия. Компьютеризация ставит вопрос об организации эффективного массового обучения квалифицированных пользователей не зависимо от конечной профессиональной ориентации будущих специалистов. Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия - как умения: читать, писать и считать.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании предмета, т.к. используя ИКТ на занятиях, мы сталкиваемся с новыми формами и методами преподавания, ищем  новые подходы и стили к процессу обучения.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

  • электронные энциклопедии и справочники;
  • видео и аудиотехника;
  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивные доски, карты и атласы;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные Интернет-ресурсы;
  • интерактивные конференции и конкурсы
  • дистанционное обучение.

Изучение дисциплин с использованием ИКТ дает возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых на площадках в сети Интернет, переписываться со сверстниками из других городов/стран, принимать участие в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают.

Наиболее часто используемые ИКТ на занятиях:

Интернет- ресурсы.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и педагогам информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, материал, литературу т.д.

Использование проектора.

Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями - обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания.

Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет педагогу, опираясь на воображение обучающегося, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п.

Компьютерная лекция

Компьютерная лекция, разработанная средствами Google-презентации - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает  педагогу стимулировать познавательную активность обучающегося.

Чаще всего мы проводим занятия комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Программа разработки Google-презентаций  позволяет подготовить материалы к занятиям, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки:

  • лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
  • уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,
  • уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с обучающимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

Электронные учебники

Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.


  1. Примеры заданий на обучающих интернет-ресурсах

Итак, какие же виды деятельности может осуществлять учащийся в сети интернет?

Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, или отработка заданий. С этой целью очень полезно предложить ребятам использовать различные программы такие как Kahoot или Quizizz.

В настоящее время в сети Интернет предлагается много различного online- материала. Но для того чтобы его использовать наиболее эффективно, сначала необходимо проанализировать: может ли этот материал быть включен в занятия?

Для понимания прочитанного есть следующие упражнения:

  •  соотнести картинки с предложениями;
  •  соотнести понятия и картинки;
  •  расставить картинки согласно содержанию текста;
  •  выбрать правильный ответ на вопрос из нескольких предложенных;
  •  пересказать содержание текста с опорой на картинки;
  •  привести в порядок предложения.

При этом используются такие виды чтения как:

  •  понимание текста при помощи картинок и надписей;
  •  глобальное понимание;
  •  тотальное понимание;
  •  курсорное чтение;
  •  поисковое чтение;
  •  суждение о содержании текста по его форме и внешнему виду.

Аудирование и понимание увиденного реализуются только в главе, где можно посмотреть видеоклипы и ответить на вопросы.

В обучающих программах имеют место быть следующие виды текстов: ежедневники, короткие тексты, статьи из газет, видеоклипы, тексты по определенному предмету, пословицы, статьи из энциклопедий и словарей, викторины, истории с картинками и интервью.

Формы упражнений, которые развивают умение понимать прочитанное, традиционные: ответить на вопросы, найти в тексте соответствующие предложения, расставить в правильном порядке, дать описание некоторых понятий. Эти упражнения соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению.

К главным целям обучения относятся понимание прочитанного, написание текстов, межкультурное обучение и компетенция в технических средствах обучения.

В качестве работы по развитию навыков написания текста предлагается выбрать одно из нескольких заданий и написать текст. Чтобы выполнить это задание, необходима соответствующая компетенция в технических средствах обучения (в данном случае компьютер), так как здесь не предлагается никакой помощи или разъяснений в техническом плане. Иначе обучающийся просто не сможет написать никакого сообщения.

Упражнения для развития навыков понимания прочитанного по большей части отсутствуют, тексты играют информативную роль.

В качестве упражнений по написанию текста в конце каждой главы предлагается написать и отправить сообщение по соответствующей теме. Здесь также предлагается составить сообщение о себе и опубликовать его в Интернете.

Поисковая работа в Интернете и информация, которая предлагается очень интересна для педагогов. Но прежде чем ввести это в занятие, преподаватель должен сам шаг за шагом проделать всю поисковую работу и проработать всю информацию, что означает огромные затраты времени.


  1. Возможности использования Интернета в образовательном процессе педагогами дополнительного образования

Если иметь в виду Интернет, то важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

  • для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);
  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • для систематического изучения определенного материала дистанционно под руководством преподавателя.

Все это разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения – формированием компьютерной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, её возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы в сети.

Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.

Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпываются. Прав А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал педагога подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрировать их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации).

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Педагог может поискать различную, подчас даже противоречивую информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы обучающимся в малых группах, педагог может поставить задачу – отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, оспорить её, разумеется, аргументировано, для чего также необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения. Его может подбирать педагог с помощью некоторых обучающихся. Достаточно грамотных пользователей сети, либо вообще передать в качестве задания этим учащимся, но, разумеется, определив сферу поиска..

 

  1. Подборка интернет-ресурсов для учителя

1. Ресурсы для скачивания книг, пособий и пр.

http://englishtips.org/ большое количество книг, журналов, пособий, видео, дисков на английском языке, особенно полезны пособия для интерактивных досок.

https://www.twirpx.com/ можно найти практически всё: книги, программы, тесты, даже презентации, но требуются баллы, которые можно заработать разместив свои материалы.

http://www.alleng.ru/ здесь можно скачать любой УМК (учебники, рабочие тетради, книги для учителя и т. д.)

https://nashol.com/ ещё один ресурс с возможностью скачать книги и пособия.

2. Ресурсы с Worksheets

https://busyteacher.org/ можно найти много полезного материала (игры, раздаточные материалы, презентации) и почитать актуальные статьи о преподавании.

https://www.allthingsgrammar.com/  задания на грамматику, единый стиль оформления. Всё распределено по темам, легко найти нужный материал.

https://www.allthingstopics.com/  задания на лексику, единый стиль оформления. Это продолжение предыдущего ресурса. Для отработки лексических тем подойдёт лучше всего.

https://en.islcollective.com/ самый популярный ресурс среди учителей английского языка. Огромный плюс данного сайта в том, что большинство материалов выложено в Word, что даёт нам возможность корректировки под свои нужды.

3. Ресурсы для использования на уроках

https://plickers.com/ проверка знаний учащихся с помощью сканирования карточек с ответами учащихся. Нужен компьютер с выходом в интернет и телефон для учителя.

https://getkahoot.com/ тестирование учащихся в игровой форме с помощью их же телефонов. Самый популярный среди детей ресурс, им нравится соревновательный момент.

https://www.zipgrade.com/ можно быстро и просто провести мини-тесты с мгновенной проверкой. Максимальное количество вопросов в тесте - 100, есть ещё карточки на 20 и 50 вопросов (посмотрите Как быстро проверить тесты с помощью ZipGrade).

http://www.triventy.com/ не так известен, как Кахут, но принцип тот же.

http://www.qrstuff.com/ генератор QR кодов (очень много вариаций их использования), как-нибудь сниму отдельное видео и покажу их возможности.

https://learningapps.org/ интерактивные упражнения по многим предметам. Есть готовые, а также вы можете создавать свои.

http://rebus1.com/ генератор ребусов как на русском, так и на английском языках. Детям нравится отгадывать их в начале урока, когда я подвожу их к теме урока или в конце раздаю тем, кто в "сапогах-скороходах".

http://www.agoogleaday.com/ интересный ресурс, подойдёт деткам, которые быстро делают задания и у них остаётся свободное время. Сервис учит правильно искать информацию в интернете. Мне самой он очень понравился, на практике ещё не использовала, но уверена, что будет пользоваться спросом.

https://padlet.com/ здесь создается доска, на которую учитель и дети могут размещать материалы по темам.

4. Ресурсы в помощь учителю.

http://resh.edu.ru/ видеоуроки, задания, конспекты уроков.

https://interneturok.ru/ видеоуроки, задания, конспекты уроков.

https://lecta.ru/teacher программы, презентации, задания, конспекты уроков.

http://learnenglish.britishcouncil.org/en/ много полезного материала для учителя английского языка.

http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/ много полезного материала для учителя английского языка.

https://www.pinterest.ru/ кладезь идей (посмотрите ТОП-5 примеров использования Pinterest)

https://www.canva.com/ создание плакатов, обложек, планеров, и многое другое. Универсальный ресурс.

https://teacher.foxford.ru/ курсы для учителя и олимпиады для школьников.

https://www.powtoon.com/ создание интерактивных презентаций.

https://wordbooster.com/ можно вставить любой текст, выделить слова для отработки и получите готовый worksheet. Присмотритесь, пригодится обязательно!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование современных средств обучения таких, как компьютерные обучающие программы и интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве с проектной методикой позволяют решать задачи активизации деятельности каждого учащегося, создание ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения дополнительного образования является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование.

Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование интерне-ресурсов в обучении.

Огромная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров, - Интернет - представляет практически неограниченные возможности использования практический курс в различных сферах человеческой деятельности. Использование интернет технологий в образовании позволяет применять постоянно обновляющуюся информацию, общаться преподавателям между собой.

Обучение с помощью Интернет-ресурсов – это творческий процесс, позволяющий развивать и разрабатывать новые приемы. Кроме того, обучение на компьютере позволяет изучать курс в темпе, соответствующем способностям, воле и трудолюбию учащегося. Содержание учебной информации в интернете реализуется с помощью гиперактивного подхода, что позволяет изучать материал в любом порядке.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно- методическое пособие / А.А. Андреев.- Москва: Наука, 1997.- 118 с.
  2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении /.- 2003.- №5. - Самара.31.-35.
  3. Ефременко, А.В. Применение информационных технологий / А. Ф. Ефременко //. – 2007.- №8. – Самара.18-21.
  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. /И.П. Подласый. – Москва.: Просвещение. - 2014.- 256 с.
  5. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и философия / Р.К.Потапова //Санкт-Петербург.- 2004. - C.78- 82.
  6. https://zen.yandex.ru/media/annick/27-internetresursov-dlia-prodvinutogo-uchitelia-5d27f89731878200afc15bde 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

Методическая разработка «Рекомендации по проведению первых занятий в творческих объединениях» (для педагогов дополнительного образования)

Как встретить детей? Чем завлечь? Как понравиться ребёнку? Очень часто такими вопросами задаются педагоги при первом занятии в кружках. В данном материале вы можете найти  ответы на свои вопросы....