Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна
статья по теме

 

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения предполагают использование методов, направленных на самостоятельное овладение детьми знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

 в учебно-воспитательном процессе

Педагог дополнительного образования-

Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения предполагают использование методов, направленных на самостоятельное овладение детьми знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.

Так, Л.С. Выготский сформулировал закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются их творческие способности. А основе их лежит диалогическое общение, как между преподавателем и учениками, так и между самими детьми. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное - развивается речь. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

Одним из методов активного обучения является коллективная творческая деятельность.  Коллективная деятельность в учебном процессе благоприятно способствует развитию коммуникативных навыков и перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди педагогов и вызывает большой интерес у самих учеников.

Коллективное творческое дело  - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива .Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

         Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности  взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, Е.В. Титова, Д. Аванесян, С.А. Шмаков, О.С. Газман) внедряли и продолжают внедрять идеи коллективного творческого воспитания в жизнь.

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, коллективное творческое дело позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно].

Коллективная работа - это такая форма сотрудничества, при которой сами дети являются активными и равноправными участниками достижения общей творческой задачи, решают ее совместными усилиями под руководством педагога и при условии такой ее организации, когда от деятельности одного ученика зависит общий результат.

 Cмолина Е.А.  считает, что коллективная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить работу других. Так, чем совершеннее общение на занятии (уроке), тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения .

Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, В.С. Мухина высоко оценивает ее роль в развитии социальной активности личности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. В свою очередь общение в процессе коллективной деятельности - это средство передачи информации и полезного практического опыта, средство формирования культуры общения . С другой стороны, коллективная деятельность создает бла-гоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью .

Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт коллективного проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

1) участники подхватывают инициативу от кого-либо из жизни;

 2) участники договариваются друг с другом о форме обучения;

3) они развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;                   4) участники организуют себя на дело;

5) участники информируют друг друга о ходе работы;

 6) участники вступают в дискуссии.

 Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка. Основным содержанием работы является определение темы и целей проекта.
  2. Планирование - включает в себя ряд этапов: а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (форма отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. Педагог предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают соответствующий план действий. Формулируют задачи, выдвигают гипотезы, требующие подтверждения или опровержения на следующем этапе работы .
  3. Исследование. Стадия сбора информации, решение промежуточных задач.
  4. Результаты и выводы. Дети анализируют собранную информацию, а педагог наблюдает и советует. Исследование оформляется, формулируются выводы.
  5. Представление или отчет. Дети предоставляют проделанную ими работу для отчета - педагог слушает и задает вопросы в роли рядового участника.
  6. Оценка результата и процесса. Все участвуют в оценке работы путем коллективного обсуждения и самооценок; педагог помогает оценивать усилия детей, качество использования источников, неиспользованные возможности, качество отчета .

Условиями организации коллективной проектной деятельности, способствующей повышению эффективности коммуникативных навыков, являются:

1) организация проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей, соблюдая технологическую цепочку;

2) соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям учащихся;

 3) наличие в проекте социально значимой проблемы;

 4) значимость результатов проектной деятельности для учеников младшего школьного возраста.

В процессе коллективной проектной деятельности формируются и развиваются различные умения учащихся:

Рефлексивные умения:

 1) осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

2) отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

1) самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

2) самостоятельно находить недостающую информацию;

3) запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

4) находить несколько вариантов решения проблемы;

5) выдвигать гипотезы; 6) устанавливать причинно-следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 1) коллективного планирования;

 2) взаимодействия с любым партнером;

3) взаимопомощи в группе в решении общих задач;

 4) делового партнерского общения;

 5) находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

1) проектировать процесс (изделие);

2) планировать деятельность, время, ресурсы;

3) принимать решения и прогнозировать их последствия;

 4) анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).

Коммуникативные умения:

1) инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

2) вести дискуссию;

3) отстаивать свою точку зрения; 4) находить компромисс; 5) навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

1) монологической речи;

2) уверенно держать себя во время выступления;

 3) артистические умения;

 4) использовать различные средства наглядности при выступлении;

5) отвечать на незапланированные вопросы.

 Коллективная проектная деятельность способствует повышению эффективности общения детей младшего школьного возраста, т.к. в процессе обсуждения и разработки идей проектов, вариантов их реализации ученики проявляют умственную активность, оригинальность мышления, легкость генерирования идей, любознательность, изобретательность; для общения и взаимодействия в группе характерно наличие развитых коммуникативных умений, активной позиции в обсуждении, позитивного эмоционального настроя, стремление к организации групповых дел, вовлеченность в процесс обсуждения, умений коллективного планирования. Основой коллективной творческой деятельности является сотрудничество старших и младших, педагога и детей, где сливается воедино педагогическая, творческая и непосредственно трудовая деятельность; закрепление за участниками определенных взаимосвязанных трудовых функций, отношений взаимодействия и ответственности, а также удовольствия от совместного дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

     Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документаци...

Программно - методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоритические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представоенной документации соответствуют современным требо...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...