Статья на тему: «Социализация и профориентация «Путешествие в мир профессий»
статья

Дегтярева Раиса Антоновна

Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми.

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon degtyareva_r_a.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет за 1 полугодие 2021 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социализация и профориентация

«Путешествие в мир профессий»

Выполнила:

Воспитатель Р.А. Дегтярева

        Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми.

        Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных.

        Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Очень важно, что такой выбор позволит предотвратить самоопределение в роли сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов.

        Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволила решать и многие насущные проблемы воспитания в детском доме. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

        Таким образом, профориентационная работа с детьми – сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей — это также вклад в решение острых социальных проблем.

        Исходя из анализа актуальности, я сформулировала цели и задачи профориентационной работы:

Цель:

создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

Задачи :

- формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда.

-формирование культуры труда,

-расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике,

- воспитание уважения к людям труда,

- формирование понимания значения труда в жизни человека.

-воспитание любви к труду,

- расширение и углубление представления о различных профессиях.

- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда.

-ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.

- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

- формирование положительного отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социализация и профориентация «Путешествие в мир профессий» , предназначена для детей в возрасте от 7 до 18 лет.

        Программа рассчитана на 4 года обучения:

Первый год обучения:  Возраст 7 - 9 лет,

Второй год обучения:  Возраст 10–12 лет,

Третий год обучения: – Возраст 13–15 лет.

Четвертый год обучения: - Возраст 16–18 лет.

        За 1 полугодие 2021 года для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социализация и профориентация «Путешествие в мир профессий», с помощью игр, практикумов самопознания, диагностики и анкетирования, групповых бесед, дискуссий, индивидуальных и групповых консультаций, наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий, созданием атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедициальности, материально – технического обеспечения: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности, мною были проведены тренинги и тесты:

        Первый год реализации программы (возраст от 7 до 9 лет):

  1. Профессия строитель
  2. Профессия каменщик, штукатур, маляр, плотник
  3. Профессия почтальон
  4. Профессия лесничий
  5. Профессия библиотекарь
  6. Профессия портной
  7. Профессия слесаря
  8. Профессия токаря
  9. Профессия шлифовщика
  10. Профессия продавец-кассир
  11. Профессия повар
  12. Профессия автомеханик
  13. Профессия медицинская сестра
  14. Профессия врач
  15. Профессия полицейский
  16. Профессия цветовод
  17. Профессия ландшафтный дизайнер
  18. Профессия парикмахер
  19. Профессия учитель
  20. Профессия воспитатель.

        

        Второй год реализации программы (возраст от 10 до 12 лет):

  1. Профессия Авиационный механик
  2. Профессия Авиационный техник
  3. Профессия Бортинженер
  4. Профессия Бортпроводник
  5. Профессия Бригадир поезда
  6. Профессия Водитель трамвая
  7. Профессия Водитель троллейбуса
  8. Профессия Дежурный по вокзалу
  9. Профессия Дежурный по станции
  10. Профессия Диспетчер управления воздушным движением
  11. Профессия Летчик (гражданской, военной авиации)
  12. Профессия Лоцман
  13. Профессия Матрос
  14. Профессия Машинист локомотива
  15. Профессия Монтер пути
  16. Профессия Моторист
  17. Профессия Поездной диспетчер
  18. Профессия Проводник пассажирского вагона
  19. Профессия Стюардесса
  20. Профессия Таксист

         

         Третий год реализации программы (возраст от 13 до 15 лет):

1.        Профессия Модельер (художник-модельер, модельер-конструктор)

2.        Профессия Обувщик по ремонту обуви

3.        Профессия Официант

4.        Профессия Пекарь

5.        Профессия Портной

6.        Профессия Портье

7.        Профессия Слесарь-сантехник

8.        Профессия Экскурсовод

9.        Профессия Воспитатель школы-интерната

10.        Профессия Гувернер

11.        Профессия Инструктор по физкультуре в дошкольных организациях

12.        Профессия Мастер производственного обучения

13.        Профессия Музыкальный руководитель

14.        Профессия Педагог дополнительного образования

15.        Профессия Педагог начальных классов

16.        Профессия Педагог средней школы

17.        Профессия Педагог-организатор

18.        Профессия Преподаватель в системе специального образования

19.        Профессия Преподаватель высшего учебного заведения

20.        Профессия Преподаватель детской музыкальной школы.

        

        Четвертый год реализации программы (возраст от 16 до 18 лет):

  1. Изучение базовых понятий профориентации — Тренинг
  2. Порядок приема на обучение в образовательное учреждение — Тренинг
  3. Интересы, склонности, возможности и потребности — Тренинг
  4. Как правильно подготовить документы для трудоустройства — Тренинг
  5. Диагностика «Осведомленность о мире профессий» - Тест
  6. Диагностика «Осведомленность о рынке труда» - Тест
  7. Анкета «Моя будущая профессия» - Тест
  8. Анкета «Я и мое здоровье» - Тест
  9. Диагностика «Самооценка способностей» - Тест
  10. Диагностика осознанности интересов и склонностей - Тест

        

        За 1 полугодие 2021 года по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социализация и профориентация «Путешествие в мир профессий» у воспитанников создались условия социального становления и самореализации детей-сирот, решились  проблемы трудоустройства выпускников детского дома, их социальной адаптации в обществе, предупреждение подростковой преступности, повысились качества жизни и социальной защищенности, создалась благоприятная среда для детей-сирот в целях достижения личного и профессионального успеха, улучшились условия для временного проживания детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, повысились учебная и профессиональная мотивации детей-сирот-выпускников детского дома к обучению в образовательных учреждений профессионального образования, снизился уровень социальных девиаций среди детей-сирот и увеличилось число детей-сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по профориентации "Люди Х - Путешествие в мир профессий"

Цель игры-квеста:способствовать приобретению у подростков знаний о профессиях. Участие в квесте даст возможность игрокам на практике отработать навыки профессий. В игре школьники получат новые знания ...

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...

Статья на тему: «Социализация детей с ОВЗ. Проблемы и пути решения»

В статье рассматриваются проблемы и пути решения социализации детей с ОВЗ...

Мероприятие по профориентации для учащихся 7-9 классов «Люди Х – путешествие в мир профессий»

                Цель игры:создать условия для формирования у обучающихся способностей осознавать себя носителем знаний о различных профессиях; помоч...

Сценарий внеклассного мероприятия по профориентации в начальной школе игра- путешествие «В мире профессий»

Сценарий внеклассного мероприятия  по профориентации в начальной школе игра- путешествие «В мире профессий»...

Статья. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию, социализации и профориентации в проекте "Дети-детям".

Задача педагогического тандема-учителя и воспитателя заинтересовать обучающихся, вовлечь детей в обсуждение важных, интересных, творческих, жизненных вопросов и ситуаций. Затем перейти от обсуждения к...