Организация деятельности школьного научного общества
методическая разработка (6 класс)
За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одной из ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, является наращивание опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_deyatelnosti_shkolnogo_nauchnogo_obshchestva.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности школьного научного общества
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одной из ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, является наращивание опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Сложной для школы проблемой является индивидуальная работа с одаренными детьми, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, т.е. необходимо создавать такие условия для учащихся, которые научат их не накапливать знания, а учиться добывать информацию, анализировать ее и использовать. Таким образом, школа должна всеми силами и средствами способствовать формированию у детей потребности в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании, реализуемые в умении добывать знания, умении строить позитивные взаимоотношения, быть готовыми к принятию различных точек зрения и взглядов.
Следовательно, в современной школе значительное место должна занимать научно- исследовательская и научно-поисковая деятельность учителей и учащихся. Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.
Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся (НОУ).
Главная цель деятельности НОУ – создание благоприятных условий для воспроизводства интеллектуального потенциала за счет выявления, формирования и развития творческих и исследовательских интересов и способностей школьников, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности.
В данном пособии руководители школьных научных обществ смогут найти полезные практические советы по организации работы научных обществ учащихся и исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а также материалы для проведения теоретических занятий в рамках школьного научного общества.
Данные методические рекомендации будут способствовать решению следующих
задач:
показать универсальные принципы руководства исследовательской деятельностью
учащихся;
продемонстрировать некоторые приемы исследовательской деятельности в тематическом и методологическом аспектах;
дать конкретные советы учителю и учащимся по формированию и реализации научно-исследовательской деятельности.
КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
- ГЛАВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ
Главными идеями концепции НОУ являются:
− сохранение нравственных и культурных приоритетов;
− поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний;
− реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость профессиональных компетенций. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.
Элементы научно-методической новизны:
- Трактовка НОУ как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
- Определение НОУ как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
− информационном – получение учащимися новых знаний;
− эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
− нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного общества.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
ШНОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», ФЗ «Об образовании» в РФ, Уставом школы и Положением о научном обществе учащихся.
Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.
Цель: создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся; выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
Задачи:
− выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;
− формирование у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;
− создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
− систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к научно-исследовательской деятельности (НИД), содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;
− развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах НИД;
− подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
ШНОУ выполняет те же функции, что и Академия наук в «настоящей» научной деятельности. Как Академия занимает важное место в системе государственного устройства, так и школьной научное общество имеет свое место в административной структуре управления школой и в органах общественного самоуправления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе
Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....
Организация работы научного общества учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения
В данной работе Вы узнаете, что такое ФГОС второго поколения....
Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми
Статья рассказывает об эффектифных формах работы с одарёнными детьми...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
«Опыт организации работы научного общества и проектной деятельности в школе для обучающихся с ОВЗ».
Планируемый в этом учебном году проект «Корригирующая гимнастика по профилактике плоскостопия у детей, с целью улучшения общего физического самочувствия обучающихся и сохранения их здоровья&raqu...