Организация деятельности школьного научного общества
методическая разработка (6 класс)

Румянцева Татьяна Георгиевна

За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одной из ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, является наращивание опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности  школьного научного общества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одной из ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, является наращивание опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

Сложной для школы проблемой является индивидуальная работа с одаренными детьми, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, т.е. необходимо создавать такие условия для учащихся, которые научат их не накапливать знания, а учиться добывать информацию, анализировать ее и использовать. Таким образом, школа должна всеми силами и средствами способствовать формированию у детей потребности в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании, реализуемые в умении добывать знания, умении строить позитивные взаимоотношения, быть готовыми к принятию различных точек зрения и взглядов.

Следовательно, в современной школе значительное место должна занимать научно- исследовательская и научно-поисковая деятельность учителей и учащихся. Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся (НОУ).

Главная цель деятельности НОУ – создание благоприятных условий для воспроизводства интеллектуального потенциала за счет выявления, формирования и развития творческих и исследовательских интересов и способностей школьников, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности.

В данном пособии руководители школьных научных обществ смогут найти полезные практические советы по организации работы научных обществ учащихся и исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а также материалы для проведения теоретических занятий в рамках школьного научного общества.

Данные методические рекомендации будут способствовать решению следующих

задач:

показать универсальные принципы руководства исследовательской деятельностью

учащихся;

продемонстрировать        некоторые        приемы        исследовательской        деятельности        в тематическом и методологическом аспектах;

дать конкретные советы учителю и учащимся по формированию и реализации научно-исследовательской деятельности.

  1. КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

  1. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ

Главными идеями концепции НОУ являются:

− сохранение нравственных и культурных приоритетов;

− поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний;

− реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ

В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость профессиональных компетенций. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.

Элементы научно-методической новизны:

  1. Трактовка НОУ как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
  2. Определение НОУ как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук.

Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

− информационном – получение учащимися новых знаний;

− эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

− нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного общества.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

ШНОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», ФЗ «Об образовании» в РФ, Уставом школы и Положением о научном обществе учащихся.

Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.

Цель: создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся; выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.

Задачи:

− выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;

− формирование у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;

− создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

− систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к научно-исследовательской деятельности (НИД), содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;

− развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах НИД;

− подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

ШНОУ выполняет те же функции, что и Академия наук в «настоящей» научной деятельности. Как Академия занимает важное место в системе государственного устройства, так и школьной научное общество имеет свое место в административной структуре управления школой и в органах общественного самоуправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе

Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ  является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....

Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Статья рассказывает об эффектифных формах работы с одарёнными детьми...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Организация научного общества обучающихся в образовательном учреждении

Описание работы школьного научного общества "Эрудит"....