Конспект занятия по курсу "Уроки общения" Тема: "Речевой этикет"
план-конспект занятия (5 класс)

Гришина Ирина Леонидовна

Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие№    из цикла «Уроки общения»

10 отряд

Воспитатель Гришина И. Л.

Тема: Этикет. Речевой этикет.

Цели:

  1. обучающая:

дать понятие речевого этикета;

- познакомить воспитанников с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;

- учить употреблять в речи этикетные слова;

  1. развивающая:

- развивать речь воспитанников, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;

- расширять кругозор воспитанников;

  1. воспитывающая:

- способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Личностные:

-создание условий , обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы,

-включение воспитанников в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения,

- развитие этических чувств,

- воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные :

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

- умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-использование различных способов поиска информации

-готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

-освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

- усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Должны  знать:

  • что такое речевой этикет;
  • что такое этикетное общение;
  • вежливые, «волшебные» слова.

Должны уметь:

  • использовать в речи этикетные слова;
  • понимать и оценивать ситуацию общения.

Технологии:

- игровая;

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- информационно-коммуникационная.

Формы организации деятельности:

- индивидуальная;

- парная;

- коллективная.

Виды деятельности:

- работа со словарём;

- творческое задание;

- ролевая игра;

- работа с текстом;

- самостоятельная работа;

- выразительное чтение;

Методы:

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- проблемный.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: ноутбук, словарь, раздаточный материал.

                                                             

                                                 Ход занятия

  1. Самоопределение к деятельности. ( Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно -значимом уровне.)

Орг. момент.

 

Педагог: Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Скажите, у вас сейчас хорошее настроение?

Давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение

1.ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Здавствуй, друг»

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Наше занятие мне хочется начать словами из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева (фото)  СЛАЙД1 , советского и российского филолога, академика Российской Академии наук, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры. 

« Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

. « Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения,  но и нашей личности, нашей души, ума…». обсуждение

 III. Целеполагание. 

Педагог: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, чем они связаны между собой, найдите ключевое слово

КРОССЕНС СЛАЙД 2-3

Педагог :Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

 (ответы детей: этикет – речевой этикет ключевое слово в кроссенсе)

-Запись темы в тетрадь

-Какие вопросы мы будем сегодня рассматривать 

ТАБЛИЧКИ НА ДОСКЕ

Должны  знать:

  • что такое речевой этикет;
  • что такое этикетное общение;
  • вежливые, «волшебные» слова.

Должны уметь:

  • использовать в речи этикетные слова;
  • понимать и оценивать ситуацию общения.

.

  • Педагог :А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
  • Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения

III.        Изучение нового материала.

  1. Работа в группах со словарями ОЖЕГОВА и

1 гр дает определение слова Этикет

2 гр дает определение понятия Речь

Педагог: а теперь попробуем обобщить все ответы(учащиеся делают вывод самостоятельно).

Слайд 4 Запись определения в тетрадь

  1. Беседа по теме.

?1 Из истории происхождении этикета

Педагог: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика  гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. 

При Петре I для молодых дворян была издана п книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не чихать», «перстом носа не чистить», «не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? (ответы детей)

Педагог: В этикете много правил. И сегодня на занятии мы поговорим лишь о некоторых из них: о вежливых этикетных словах, речевом этикете. Именно вежливые слова, слова речевого этикета помогают нам общаться друг с другом.

-Прочитайте вместе четверостишие

Доброе утро, здравствуйте,

 Добрый день и добрый вечер.

 Нам с тобой совсем не лень

Говорить при каждой встрече.

-О чем стх-е?

(ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА)

Педагог  Вежливые слова позволяют устанавливать доброжелательный контакт с

окружающими. Такие слова называются этикетными. 

Этикетные слова – наши помощники. Они помогают общаться.

- Педагог: Каждый воспитанный человек должен знать правила речевого этикета

СЛАЙД 5 Начало разговора и его завершение

-Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.

Педагог: СЛАЙД 7

Каждый этап общения сопровождается

традиционными словами и

устойчивыми выражениями  

формулами речевого этикета .

К формулам речевого этикета  относятся

Слова

приветствия

Слова

прощания

Слова

просьбы

Слова

Благодарности

  • Работа в парах

Задание Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

 

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

  • ВЗАИМОПРОВЕРКА ВОСПИТАННИКАМИ

Прочитать вслух.

  • ФИЗМИНУТКА на экране движения

Педагог: - ребята, играет ли роль интонация  произношения Вежливых слов (произносятся доброжелательно.)

  • ИНД.ЗАДАНИЕ

(на листочке записана ситуация , в которой нужно произнести фразу СПАСИБО , БОЛЬШОЕ СПАСИБО)

Вы должны определить ,в каком настроении человек произнес фразу

1) ПРИЗНЕСТИ С ОБИДОЙ         - СПАСИБО,Я НЕ ОЖИДАЛ…

2)ПРОИЗНЕСТИ РАДОСТНО       -Большое спасибо за приятный вечер!

  • Выразительное чтение  по ролям

 Послушаем стихотворение И.Кульской «Невежливая вежливость» (ученики читают выразительно по ролям).

АВТОР  Обещал отцу Петрусь:

МАЛЬЧИК- Я за вежливость возьмусь:

- Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

АВТОР Вот мальчишка со стараньем

                                                                Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

                                                АВТОР А Петрусь как заорёт:

МАЛЬЧИК - С добрым утром, дед Федот! –

АВТОР Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

АВТОР Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

МАЛЬЧИК - Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

АВТОР Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!..

-Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

МАЛЬЧИК - Извините, добрый вечер!

Вожатый- Ты, - вожатый закричал, -

                                                              И невежа и нахал!

                                                             АВТОР   Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Вопросы по тексту стихотворения

- Почему стихотворение так называется?

- Мальчик употребляет вежливые слова, но произносит их грубо, вызывающе, и

они не оказывают нужного действия.

- Что бы вы посоветовали мальчику?

Педагог Кроме слов- приветствий , есть и другие группы этикетных слов(на доске)

 Слова

прощания

Слова

просьбы

Слова

Благодарности

Следующее упражнение поможет нам в этом разобраться

Упражнение:

Работа в группах

- На столе в беспорядке разбросаны этикетные слова. Попробуйте объединить их в какие-нибудь группы (приклеить на листок по группам)

здравствуй

прошу вас

до свидания

будьте добры

доброе утро

спасибо

будьте здоровы

до скорой встречи

благодарю вас

Слова

приветствия

Слова

прощания

Слова

просьбы

Слова

Благодарности

здравствуй

до свидания

будьте добры

спасибо

доброе утро

до скорой

встречи

прошу вас

благодарю вас

Педагог:Ребята, а что обозначают обычные этикетные слова

Здравствуй (желаем здоровья)

Спасибо .

до свидания

Ответы детей

 Педагог: Также важным элементом в речевом этикете является  комплимент (?) 

 Быть культурным в общении НЕ могут  только девочки или мальчики. Всем нужно знать и применять в жизни правила речевого этикета ,о  которых говорится даже  в книгах

ПРИМЕР ИЗ КНИЖЕК правильно-неправильно

-А вы умеете говорить комплименты?

Предлагаю вам сыграть в игру «Давайте говорить друг другу комплименты»(«Цепочка»)

(дети говорят комплименты напротив сидящим одногруппникам)

Педагог: Мы узнали, какие слова называют этикетными, на какие группы делят этикетные слова, как они произошли. А теперь будем учиться употреблять их в речи.

2) Игровая ситуация:

  • - Разыграем ситуации, каторые часто встречаются в нашей повседневной жизни.

Звонит телефон, мы берём трубку и слышим совсем не то, что ожидали услышать.

  • ДИАЛОГ

(Заранее подготовленные ученики звонят друг другу по телефону):

- Ой, а куда я попал?

- А куда бы Вы хотели попасть?

- Какой Ваш номер?

- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

- Разбор ситуации.

Педагог  Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?

(Раздражение).

- Кто не прав?

(Оба).

- Какие ошибки допущены?

(1) нет слов приветствия, благодарности;

2) если вы ошиблись номером, назовите номер, на который звоните;

3) один из собеседников отказывается общаться)

ИСПРАВЬТЕ СИТУАЦИЮ,  ПОСТРОЙТЕ ПРАВИЛЬНО ДИАЛОГ

СЛАЙД 8  .Оцените ситуацию. Всё ли в ней соответствует речевому этикету? Какие слова, с вашей точки зрения, здесь лишние, хотя и являются вежливыми словами?

ЧИТАЕТ ВОСПИТАННИК

Девочка входит в библиотеку

- Добрый день, Лада Ивановна! Будьте любезны, если вас не затруднит, дайте мне, пожалуйста, сказки А.С.Пушкина. Заранее вас благодарю, вы очень добры и внимательны

-Ответы детей (много лишних слов)

IV. Закрепление изученного материала.

Педагог: Слайд 9

Ребята, а сейчас, для того, чтобы закрепить правила этикета ,мы с вами поиграем в игру, Вам нужно четко и лаконично ответить на вопрос

-Молодцы, спасибо всем за игру

Подведём итог нашей работе.

Какую роль в нашей речи играют этикетные слова? Для чего они нам нужны?

(Употребляя этикетные слова в речи, можно изменить спорную ситуацию с лучшую сторону, можно добиться желаемого, т.к. сложно отказать воспитанному человеку, можно попытаться сделать мир чуть добрее.)

V. Подведение итогов. Рефлекксия.

СЛАЙД 10

Педагог: А в заключении, я бы хотела обратиться к вам:

Помните ! Речевому этикету человек учится не только в школе, но и в повседневной жизни. Обращайте внимание на то, как общаются люди. Отмечайте то, что вам нравится в их речи, и старайтесь говорить так же.

 Желаю вам успехов!

Слова   приветствия

Слова  прощания

Слова  просьбы

Слова  Благодарности

Здравствуй

до свидания

будьте добры

спасибо

доброе утро

до скорой

встречи

прошу вас

благодарю вас

 Игровая ситуация:

- Разыграем ситуацию, какие часто встречаются в нашей повседневной жизни. Звонит телефон, мы берём трубку и слышим совсем не то, что ожидали услышать.

- Ой, а куда я попал?

- А куда бы Вы хотели попасть?

- Какой Ваш номер?

- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

- Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?

- Кто не прав?

- Какие ошибки допущены?

Должны  знать:

  • что такое речевой этикет;
  • что такое этикетное общение;
  • вежливые, «волшебные» слова.

Должны уметь:

  • использовать в речи этикетные слова;
  • понимать и оценивать ситуацию общения.

Доброе утро, здравствуйте,

Добрый день и добрый вечер.

 Нам с тобой совсем не лень Говорить при каждой встрече

«Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения,  но и нашей личности, нашей души, ума…».

                                 Д.Лихачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку по теме "Речевой этикет"

Элективный курс содержит темы по которым изучается речевой этикет....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности. Тема: Речевые игры и вокальные упражнения

Цель: формирование певческого аппарата у младших школьниковОбразовательные: выработать умение четкого произношения слов во время исполнения;Воспитательная: вовлечь в активную певческую деятельно...

Урок родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении

Тип:  изучение  нового материала, развитие речи. Технологическая карта урока....

Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект  открытого занятияпо общеобразовательной ...