ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на занятиях ДПТ
методическая разработка

КОЖУРА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_zanyatiyah_dpt.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

«В помощь педагогу»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Н.В. Кожура

Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическая технология - есть инструментарий педагогического процесса. В современной методике и практике в дополнительном образовании все больше внимания уделяется сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников, развитие их самостоятельности, мышления, творческого начала является игра.

Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий, одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения и включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованно выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде». Педагог должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Различаются следующие классификации педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические).

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.).

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.).

- по игровой среде (с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Цели образовательных игровых технологий обширны:

- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков.

- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

- развивающие: развитию качеств и структур личности.

- социальные: приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Игровые приемы не отвлекают детей от учебного процесса, а, наоборот, привлекают к нему больше внимания.

Что такое «успех» и «ситуация успеха»? Ситуация- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- это переживание радости учеником.

Действительно, переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию к учения и развивает познавательные интересы.

-стимулирует к высокой результативности труда.

--корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, низкую самооценку.

-развивает инициативность, креативность, активность.

-поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.

Кроме того, переживание успеха внушает ребенку уверенность в своих силах, даёт положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на отношения человека к окружающему миру.

Дидактическая игра-это игра только для ребенка, а для взрослого- это способ обучения. Дидактическая игра в середине занятия решает задачу усвоение темы и закрепление материала.

Использование моментов игры в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Работая с детьми младшего школьного возраста в художественно-прикладной деятельности выявляется некоторая специфика, состоящая в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. Всю деятельность ребенка можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности - репродуктивного и творческого. Практически невозможно назвать вид деятельности ребенка, который бы соответствовал тому или ному виду деятельности в «чистом виде». Деятельность ребенка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем, отталкиваясь от этого, ребенок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. Репродуктивный вид деятельности рассматривается лишь как определенная ступень обучения. А когда учащиеся включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приемов работы используются в качестве элементов. Технические приемы, способы обращения с материалом в художественно-прикладной деятельности демонстрируются только в том случае, если используется впервые. Этот метод предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца. Он не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческого потенциала ребенка.

                 

Применение игровых приемов обучения, помогает раскрыть содержание занятия в доступной и занимательной форме, помогает ребенку лучше познать себя и окружающий мир; развивает ребенка. В частности, применение на занятиях по декоративно-прикладному творчеству игровых приемов обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и развивает интерес детей к изучаемому предмету, а также влияет на их творческую самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования...

Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии

Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии.Методическая разработкаЦель разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству ...

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

Игровые технологии на занятиях ОДОД

В своей педагогической практике я использую технологии, построенные на принципах здоровьесберегающей педагогики: коммуникативные, исследовательские, игровые и др....