Открытое занятие по теме педагогического опыта «Игровые технологии на занятиях сольфеджио»
план-конспект по музыке

Величко Татьяна Михайловна

План-конспект открытого занятия по сольфеджио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_zanyatiyah_po_solfedzhio.docx32.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец Детского (юношеского) творчества»

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

 объединение «Сольфеджио»

педагог дополнительного образования Величко Т. М.

Открытое занятие по теме педагогического опыта «Игровые технологии на занятиях сольфеджио»

в рамках областного марафона педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Тема занятия: «В гостях у гаммы До мажор»

участники:

обучающиеся первого года обучения10 чел. -  7-9лет

Гости:

Участники очного этапа областного марафона педагогических достижений

Цель занятия:

Закрепление и систематизация основных теоретических понятий музыкальной грамоты (о гамме), умения работать в гамме.

Задачи:

  • Закрепление теоретических понятий: устойчивые и неустойчивые звуки, главные ступени лада, их названия, строение мажорной гаммы.
  • Развитие музыкального ритма, слуха, певческих навыков, правильного интонирования.
  • Формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Методы работы:

Объяснительно- иллюстрированный;

Репродуктивный;

Частично-поисковый;

Метод образного видения – метод эмпатии;

Игровой метод.

        

Технологии, используемые на занятии:

  • Игровые технологии;
  • Технология забегания вперед и возвращения назад (авт. Д.Кабалевский);
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология развивающего обучения.

Оборудование:

Музыкальный инструмент (фортепиано), доска с нотным станом (нарисованным мелом), стенды.

Наглядные пособия:

Скрипичный ключ, плоскостные домики для главных ступеней и для «Семьи Гаммы» (7 шт.).

Дидактический материал:

ритмические карточки, ладовые карточки (двусторонние сине-красные для определения мажора-минора),

Стихи и музыкальный материал музыкальной сказки «Музыкальная страна» - автор - Величко Т.М.

Уровень подготовки детей, их заинтересованность в работе:

Дети 1 года обучения, знают ноты, их расположение на нотном стане, разновидности звуков, понятия «гамма», «тон-полутон», «мажор-минор»; строение мажорной гаммы, знаки альтерации, длительности четверти и восьмые. Умеют отхлопывать ритмический рисунок, петь гаммы, показывать ступени лада, ориентироваться в нотной записи. Заинтересованность в работе присутствует.

Ход занятия:

  1. Приветствие гостей, представление группы. Тема и цель занятия. 3 мин.

Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

Мы проводим открытое занятие по теме «В гостях у гаммы До мажор». Цель нашего занятия -  закрепить знания о гаммах: какие они бывают и как в них работать.

Представление группы.

  1. Сравнение звуков и нот. Игра «Угадай звуки». Песенка «Паровоз». 3  мин.

Сегодня у нас не простое занятие, мы продолжаем путешествие в волшебную музыкальную страну, в сказочный мир звуков, нот и гамм. Наша сказка продолжается. И мы расскажем и покажем ее нашим гостям.

Это старые дела…

В мире Музыка жила,

Голоса всем раздавала,

Пела, звуки издавала…

Педагог: - Ребята! Какие вы звуки знаете?

Дети: - Шумовые и музыкальные; громкие и тихие; высокие, низкие и средние; длинные и короткие

Игра «Угадай звуки».

Педагог играет звуки в разных регистрах. Дети руками показывают высоту звуков:  высокие - руки вверху,  низкие - руки внизу, средние - руки на уровне груди или на столе. Если одновременно играются звуки в разных регистрах, дети должны сообразить, как их показать.

Педагог:  

- Длинные и короткие звуки помогают нам отхлопывать ритм.

Споем песенку «Паровоз» с отхлопыванием.

Звучит песенка «Паровоз» (муз.Г.Эрнесакса, сл. Т. Волгиной).

Педагог:

  – А теперь хлопаем и поем нашими музыкальными слогами –ти-  и –та-.

Повторное исполнение песни «Паровоз».

  1. Повторение понятий «ноты», «скрипичный ключ», «нотный стан». 2 мин

Дали музыке тетрадь,

Чтобы звуки записать.

Если звуки записать,

Как их будем называть?

Дети:  – Ноты.

Звуков много, ясно всем!

Ну, а нот всего лишь…

Дети:  – Семь!

Педагог:  – Правильно! Назовите их!

Дети:  – До, ре, ми,….

Мы построим нотам дом,

Как его мы назовем?

Дети:  – Нотный стан или нотоносец.

Педагог:  – Сколько в нем линеек?

Дети:  – Пять.

Дом волшебный, не простой.

Воткнут ключ в двери витой.

Педагог.  – Про какой ключ идет речь?

Дети.  – Про скрипичный.

Все квартиры в нем – линейки.

Рядом цветники, скамейки.

Когда домики давали

Нотки все в лесу гуляли.

Кто-то с пташками свистал,

Кто-то с ручейком журчал,

Кто-то прыгал и смеялся.

Этот пел, другой катался…

Тут пчела летит, жужжит:

- Разбирайте этажи!

Там построили вам дом,

Заселяйтесь скорей в нем!

Нотки кинулись гурьбой:

- Мы бежим к себе домой!

По порядку мы встаём,

Дружно гамму запоём!

  1. Повторение понятия «гамма». Игра «Поющее пианино», игра-физкультразминка Деревенская гармошка». Игра «Ходим в гости». 20 мин.

5 мин. Педагог: - Что такое гамма?

Дети отвечают.

Педагог: - Давайте споём.

Дети исполняю гамму под аккомпанемент педагога.

Педагог: - Эта гамма мажорная или минорная? Как зовут эту гамму?

Дети: - До мажор.

Педагог: - Смотрите, у нашей гаммы, как и у людей, есть имя и фамилия.

Дети: - Да, зовут её До, а фамилия Мажор.

Педагог:  - А у грустной гаммы какая фамилия?

Дети: - Минор.

Педагог:  - Гамма только от ноты До начинается?

Дети:  - Нет, гамма может начинаться от любой ноты.

Гаммы разные живут,

Свои песенки поют.

Есть у каждой нотки гамма.

Первая ступень там Мама.

Создает устой, уют.

Как, друзья, ее зовут?

Дети: - Тоника!

Педагог: - Правильно. Это главная ступень в каждой гамме.

Надо Маме помогать?

Надо Маму поддержать?

Нам помогут две ступени -

Номер три и номер пять!

Педагог: - Это какие ступени?

Дети: - Устойчивые!

Педагог: - Споем ДО мажор еще раз. Устойчивые громко(форте), а неустойчивые тихо(пиано).

Дети поют гамму.

Вышла гамма на лужок.

Нотки сделали кружок.

Нотки хлопают в ладошки –

Поиграем мы в гармошку!

Игра- физкультразминка «Деревенская гармошка» 3 мин

Педагог играет на инструменте аккорды из устойчивых ступеней и неустойчивых. Под устойчивый аккорд садятся на корточки дети - «устойчивые звуки», под неустойчивые аккорды – дети - «неустойчивые звуки». Педагог играет аккорды в разном темпе. Игра проходит очень весело.

8-10 мин. Педагог: -  Ребята, наши гаммы очень похожи на людей. Они живут в доме, у них есть имя и фамилия, они поднимаются и спускаются по ступенькам, а еще у нашей гаммы, как и у каждого живого организма есть что-то, что позволяет ей «ходить». Что же это такое?

Дети: - Это «скелетик»! У каждой гаммы есть «скелетик»!

Педагог:  - Правильно! Кто мне назовёт этот «скелетик» – строение гаммы?

Дети отвечают: называют строение мажорной гаммы.

Педагог:  - У гаммы есть еще одно сходство. Все нотки гаммы – родственники. Всё как у людей!

Педагог:  -  Помните, как в нашей музыкальной стране звучит слово «мама»?

Дети: - Тоника!

Педагог: - А помните, какие ступени маме всегда помогают?

Дети отвечают.

Педагог:  - В семьях людей маме часто помогают бабушка, старшая дочка, мамина сестра (тетя).

Гамма каждая – семья.

Дружная, скажу вам я!

Мама, бабушка и тётя

(Тётя часто на работе).

Уже дочка подрастает

И отдельно проживает.

Педагог:  - Наша первая помощница – это бабушка. А на нашем музыкальном языке это звучит как…

Дети: - Доминанта!

Педагог:  - Где живёт бабушка-доминанта?

Дети:  - На пятой ступени.

Педагог: - Давайте споём про нее песенку.

Звучит песенка про Доминанту (муз. и слова Т. Величко).

Педагог:  - А как на музыкальном языке будут называть дочку?

Дети:  - Медианта.

Педагог:  - А про нее песенку помним?

Звучит песенка про Медианту (муз. и слова Т. Величко).

Педагог: - А как звучит слово «тётя» и на какой ступеньке она живет?

Дети отвечают:  - На четвертой!

Педагог:  - Послушайте песенку про Субдоминанту!

Звучит песенка про Субдоминанту (муз. и слова Т. Величко).

Педагог: - Давайте прогуляемся к ним в гости! Наша мама Тоника приготовила для всех гостинцы и просит нас помочь их отнести.

Игра «Идём в гости».

Дети «попадают» в «семью» гаммы До мажор. Они поют песенку про маму-тонику, в которой говорится, к кому она предлагает пойти в гости (например, к доминанте). Один из детей придумывает путь и показывает его указкой на нотном стане. Дети пропевают этот «путь». Потом надо вернуться обратно к тонике.

Затем опять поётся песенка, и другой ребенок придумывает путь к другой ступени. И т.д.

Педагог: - Мы побывали в гостях у гаммы До мажор. Вы, наверное, догадались, что в каждой музыкальной семье, как и у людей, у мам, бабушек, дочек и теть разные имена?

Дети: - Да!

Педагог: - Давайте познакомимся с семьями других гамм! Видите, фея Музыка всем гаммам построила домики? Сейчас мы постучим в один из них!

Открывается любой домик, дети называют основные ступени в данной гамме.

Педагог: - А вы заметили, что в музыкальной стране почти все так же, как и у людей, только называется по-другому?

Дети отвечают и приводят сравнения (дом - нотный стан, этажи - линейки и т.д.).

Педагог: - Значит и почта в музыкальной стране тоже есть! Нам осталось послать фее ритмическое письмо, поблагодарить ее за такое интересное путешествие.

Игра «Почта». 4 мин (2 раза)

Дети встают в шеренгу и закрывают уши. Отправитель говорит на ухо первому в шеренге какую-то ритмическую группу. Это передается по шеренге «получателю», который должен отхлопать полученный ритм-письмо.

  1. Подведение итогов занятия. 5 мин.

Наше занятие подошло к концу. Закончилось еще одно путешествие в сказочную страну. Мы справились с заданием, о котором я говорила в начале занятия?  Закрепить знания о гаммах: какие они бывают и как в них работать.

Ничего не забыли?

Вы молодцы, хорошо сегодня поработали. И мы видим, что предмет сольфеджио совсем даже и не такой уж трудный и запутанный! Сказка и веселые музыкальные игры помогут нам разобраться со всеми его сложностями.

Надеемся, наши гости узнали много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: «Требования к проектированию учебно-тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников»

Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с  требованиями, установленными методикой оценки уровня квалифи...

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия

laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...

Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях...

Тема педагогического опыта: «Кейс технологии на уроках биологии»

Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций...