Открытое занятие по теме: «Требования к проектированию учебно-тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников»
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Полушатова Любовь Николаевна

Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с  требованиями, установленными методикой оценки уровня квалификации педагогических работников  под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, рекомендованной  МОН РФ,   посредством использования метода интервизии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_zanyatiya_metodist_i_trener_1.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия,

проводимого старшим инструктором - методистом  образовательного учреждения

с педагогами по обсуждению методической проблемы

Тема занятия:  «Требования  к проектированию учебно- тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников».

Форма занятия: организационное консультирование

Цели и задачи:

Триединая дидактическая цель:

Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с  требованиями, установленными методикой оценки уровня квалификации педагогических работников  под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, рекомендованной  МОН РФ,   посредством использования метода интервизии.

Цели по содержанию:

А) образовательная: сформировать у слушателей    представления о современных подходах к проектированию учебного занятия;

Б) развивающая: совершенствование  умений  сравнивать способы подготовки конспекта; высказывать свои мысли, предложения о способах решения проблемных вопросов  по ходу работы.

Интервизия - (с англ. » inter» − «имеет значение взаимодействия, взаимной направленности» и » vision» − «виденье») дословно переводится как взгляд в середину, проникновение в суть. Чаще всего понятие «интервизия» встречается в психологии, медицине, социологии, но в последнее время его используют в педагогике для определения четко структурированного метода группового решения проблемных вопросов, которое требует погружения всех участников. В процессе  интервизии актуализируются теоретические знания, практический опыт педагогов, формируется их возможность выражать собственные мнения, предложения, умения выслушать альтернативную точку зрения.

Место проведения занятия:

 Продолжительность занятия: не более …… час.

Материально-техническое обеспечение занятия:  компьютер, мультимедиаэкран, раздаточный материал

(При написании конспекта занятия с педагогами на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности  методиста, методы и способы достижения поставленных целей, основное рассматриваемое на занятии содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных условий.. Схема занятия является примерной, т.к. его структура зависит от специфики  образовательного учреждения деятельности, уровня подготовленности  педагогов, с которыми проводится занятие.

1. Мотивационно – целевой компонент, включающий:

  • предъявление профессионально – значимой ситуации, содержащей методическую проблему;
  • организация постановки учебно-профессиональных, методических целей и задач, которые  должны быть достигнуты обучающимися на данном занятии;
  • описание методов  и форм организации работы обучающихся  педагогов на начальном этапе занятия

Деятельность педагогов

Деятельность методиста

 Содержание этапа занятия

Высказывают свое мнение по поводу темы занятия, формулируют вопросы

Высказывают свои мысли о различиях, формулируют вопросы, вызывающие затруднения

Высказывают свои мысли о способах устранения затруднений, о наиболее рациональных и быстрых способах достижения цели

  1. Приветствие всех присутствующих создает доброжелательную рабочую атмосферу. Вступительное слово об особенностях ДО

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

  1.  Определяет готовность  к работе, сосредотачивает внимание на теме занятия:

- что такое учебное занятие (это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.Для того, чтобы занятие стало обучающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать).

- что такое проектирование (,Проектирование — это последовательное продумывание и описание того, каким должно быть что-либо.Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт. Проектирование входит в логическую цепочку работы над проектом:

  1. Определение проектной идеи
  2. Разработка и описание идеи — проектирование
  3. Реализация

Другими словами цепочка может быть представлена так:

  1. Придумать
  2. Подумать
  3. Сделать
  4. Или   ищет   ответы на вопросы:
  5. Что я делаю? (предмет деятельности);
  6. Для чего я это делаю? (какова цель);
  7. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
  8. Какой это дает результат?
  9. За счет чего этот результат достигнут
  10. Чем проектирование УТЗ отличается от подготовки плана- конспекта (план – конспект - подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий и методики их использования)

- чем вызваны изменения (акцентирует внимание на документах вышестоящих органов управления (приказ МОН РФ от 24 марта 2010 года №209, методика Шадрикова, положение об аттестации школьное)

- на какие ещё вопросы по теме занятия  хотели бы получить сегодня ответы

2.   Подводит итоги обсуждения: Мы выяснили 2 разных подхода: старый – подготовка плана – конспекта, новый -  проектирование УТЗ

3.Организует совместное формулирование целей занятия:

Разработать алгоритм подготовки конспекта УТЗ в соответствии с новыми требованиями

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний

Целеполагание

(формулирование проблемного вопроса)

2 Планирование достижения цели, включающее

  • обсуждение с обучающимися педагогами  пути (плана) достижения цели занятия, выбор и определение последовательности действий, ведущих к достижению цели, необходимых для этого средств и этапов;

• описание методов организации совместной деятельности методиста и педагогов с учетом их особенностей;

  • описание методов, используемых методистом и способствующих решению поставленных целей и задач.

Деятельность педагогов

Деятельность методиста

 Содержание этапа занятия

Участвуют в формулировании задач, вносят свои предложения,

  1. Предлагает план достижения цели
  1.  Проанализировать 2 варианта конспекта УТЗ
  2.  Сравнить 2 варианта конспекта УТЗ (общее, различное, вывод)
  3. Разработать алгоритм  проектирования конспекта в соответствии с новыми требованиями

Формулирование задачи по достижению цели

3. Организация решения методической проблемы  предполагает:

  • организация  работы по обсуждению и выработке путей решения  рассматриваемой методической проблемы;;
  • описание форм и методов, используемых  методистом на данном этапе;
  • описание основных форм и методов организации  совместной деятельности методиста и педагогов  по решению обсуждаемой методической проблемы с учетом особенностей коллектива педагогов, специфики образовательного учреждения;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) активности   педагогов в ходе  обсуждения   методической проблемы

Деятельность педагогов

Деятельность методиста

 Содержание этапа занятия

Формируют группы, распределяют обязанности в группе (избирается модератор (ведущий), который ведет интервизию и следит за выполнением её правил) определяются правила проведения интервизии.

Например, каждая точка зрения учитывается, не мешать друг другу, говорить лишь искренние мысли, обращаться друг к другу по имени.  Каждый участник рассказывает свою проблему по выбранной общей тематике (четко, при возможности одним предложением, без конкретизации и рассуждений). Участник избранного вопроса предоставляет как можно больше информации относительно своей проблемы. Рассказывает все, что считает важным. Модератор следит за тем, чтобы рассказчика не перебивали вопросами. В это время все другие участники делают заметки у себя на листах бумагиУчастники записывают свои варианты решения проблемы, даже самые необычные (5 — 7 мин.)

5

работают в группах, обобщают результаты работы в группах (10-15 мин).

Участвуют в работе по обобщению и систематизации

Выполняют поэтапно практикумы (3-4 мин)

Выбирают из демонстрируемых методов те, что актуальны для ДОД ФСН

Предлагают свой перечень этапов

Предлагают свои варианты ответов

Практическая работа

Участвуют в формулировании вывода по итогам занятия с учётом вновь полученных знаний

  1. Организует групповую работу по плану достижения цели,
  2. предлагает раздаточный материал с теоретическими и методическими разработками, инструкциями
  3. Организует работу групп, определяет правила работы групп в режиме интервизии (определение)
  4. Организует подведение итогов работы групп в виде обобщения и систематизации на основе научно обоснованных источников (то что в том конспекте зелёным):

Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия.

цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.Традиционно  к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная).

Организует практикум по постановке целей и задач на определённую тему Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем:

Образовательные задачи  конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно  формировать на учебном материале занятия.

Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

          Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможно-сти реализовать на учебном материале занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

- изучение нового материала;

- применение знаний на практике, формирование практических умений;

- контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий (СЛАЙД).

? Какие  существуют типы учебных занятий (типы – на слайд)

Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально- формы организации познавательной деятельности(ФОПД).

Для справки:

Традиционные формы в ДОД ФСН –  к ТФ можно отнести – СЛАЙД

(отдельные физические упражнения, повторяемость  отдельных упражнений, чередование их выполнения, последовательность занятий для совершенствования центральных механизмов в нервно-моторной координации, подвижности регуляторных функций и увеличение диапазона целесообразных вариаций …

К нетрадиционным формам ФСН можно отнести, например:..

Нетрадиционные формы в ДОД ФСН(как вариант: Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения, то есть широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление формы и содержания . Этот способ эффективен тогда, когда нежелательно образование косного стереотипа двигательного навыка для увеличения диапазона целесообразных вариаций. Стандартизация разработанных и составленных в каталог тренировочных заданий в виде комплексов специально-подготовительных упражнений с преимущественной направленностью на воспитание основных двигательных качеств будет способствовать более целенаправленному их развитию и становлению рациональной техники. Вместе с тем, используя целевые установки на варьирование отдельных компонентов тренировочного задания, преподаватель имеет возможность дифференцировать нагрузку с учетом индивидуальных возможностей и текущего состояния занимающегося в условиях каждого учебно-тренировочного занятия. Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения позволяет снизить монотонность, увеличить диапазон целесообразных вариаций основного двигательного действия, создать условия к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности.

Вывод: структура  отдельного тренировочного задания, которая складывается из ряда последовательных операций, включающих отбор тренировочных средств, адекватных физической подготовленности  , коррекцию условий выполнения отобранных упражнений и расположение их в такой последовательности, которая обеспечивала бы постепенное нарастание сдвигов в физической подготовке.

Другие нетрадиционные формы – предмет научно – методической деятельности. Как правило – они дают наибольший эффект при наименьших ресурсах

Имеется многообразный арсенал  методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции.

 Демонстрация научно обоснованных подходов к определению методов:

Рассмотрим две классификации методов обучения.

По Ю.К. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

  • Рассказ
  • Объяснение
  • Беседа
  • Дискуссия
  • Лекция
  • Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

  • Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
  • Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

  • Упражнения
  • Практическая работа
  • Решение задач
  • Моделирование объектов

По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру

  • Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
  • Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)
  • Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)
  • Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)
  • Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
  • Вывод: Методы  планируются в графах конспекта  «деятельность обучающихся, деятельность тренера- преподавателя через приёмы  организации деятельности обучающихся.

         В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний и формирования навыков, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Формирование последовательности этапов:

В процессе обсуждения методист выделяет этапы занятия:

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, необходимых для изучения нового материала их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу,

 -  их применение в сходных ситуациях,

-  использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

В готовом конспекте – дописать соответствующие этапы. При необходимости – поправить материал в других колонках

Методист предлагает вернуться к определению проектирования и в целях обобщения ответить на вопрос:

Для проектирования конспекта по новым требованиям что тренер- преподаватель должен уметь

- Придумать

  1. -              Подумать
  2. -               Сделать

Чем отличается этот процесс от привычной подготовки плана- конспекта (Конспект предполагает ориентацию на развитие,  т.е. преодоление индивидуально невозможного

Организует подведение итогов:

Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия  - находят своё отражение в конспекте , который педагог составляет на каждое учебное занятие.

В основе проектирования  учебных занятий лежат следующие общие характеристики:

- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности (которые планируются в графах «деятельность обучающихся, деятельность тренера- преподавателя);

- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление нового материала и первичная проверка усвоения  в форме практикумов

4. Подведение итога занятия, включающее:

  • организацию определения продвижения к целям занятия;
  • описание методов,  позволяющих определить достижения  педагогов  по решению обсуждаемой методической  проблеме;
  • описание  критериев, позволяющих определить степень удовлетворенности педагогов организацией и содержанием занятия, проводимого методистом
  • постановку целей самостоятельной работы педагогов   по реализации  решений методической проблемы в практику.

Деятельность педагогов

Деятельность методиста

 Содержание этапа занятия

Выполняют задание,

оценивают

Предлагает с помощью полученного раздаточного материала и бланков конспекта коллективно спроектировать примерное содержание граф бланка «Содержание этапов», деятельность обучающихся по общей теме (сформулировать её)

  Когда группы предлагают свои решения – обратить внимание – что варианты по содержанию и логике получились разные. Это зависит от личного опыта, подготовленности обучающихся. Это и есть суть проектирования

   Предлагает определить алгоритм подготовки конспекта в соответствии с новыми требованиями

Алгоритм.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Методист организует подведение итогов занятия:

-  оцените  свою готовность к проектированию УТЗ

- высокая

- средняя

- низкая

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекцияРефлексия

Необходимый дидактические материалы:

- готовый план- конспект (по –старому) и готовый конспект по –новому (желательно, на одну тему) (Попросить кого-нибудь по аналогии с конспектом по предмету в общем образовании- приложение ниже) сделать заранее конспект.

- презентации  по ходу изучения нового

- справочный материал (по Вашему усмотрению)

Справочный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по прохождению обязательной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

Методические рекомендации по прохождению обязательной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения....

Методические рекомендации по прохождению добровольной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

Методические рекомендации по прохождению добровольной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения....

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...

Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...

Выступление к педагогическому совету: «Подготовка к аттестации педагогических работников в рамках обобщения опыта»

Аттестация педагогов – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы образования, с другой. Ведь не се...

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...

Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника на высшую квалификационную категорию.

Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника  на высшую квалификационную категорию....