Методическая разработка "Опыт формирования образовательных компетенций"
методическая разработка

Ермак Ирина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_formirovaniya_obrazovatelnyh_kompetentsiy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт формирования образовательных компетенций

у обучающихся в секции технического моделирования ЦДО

ГБОУ СОШ 667

Авторы: Педагоги дополнительного образования

Ермак Ирина Александровна, Ермак Андрей Павлович.

  В Центре дополнительного образования ГБОУ СОШ 667 работают секции автомоделирования и начального технического моделирования. Возраст учащихся в секции НТМ – 7 – 9 лет, в автомоделирование принимаем с 9 лет. Изменения, происходящие в нашей жизни и работе ставят перед нами новые задачи и заставляют решать новые проблемы,  вызывают к жизни педагогические приемы и технологии, позволяющие поддерживать интерес учеников в течение длительного времени и решать поставленные задачи. В этой работе делается попытка обратить внимание на те особенности организации педагогического процесса в системе детского технического творчества, которые определяют его востребованность и результативность.

  Социальная некомпетентность приходящих к нам новичков, неумение общаться и нежелание этому учиться становятся тяжелой преградой  в попытке выяснить уровень подготовленности, определить объем знаний и умений нашего будущего ученика. А они с каждым годом становятся все меньше. Никакого технического творчества под руководством папы или дедушки дома плюс уроки труда далеко не во всех школах и то только при использовании принесенных из дома инструментов и расходных материалов. Опыт игры с пластмассовым  конструктором – зачастую весь багаж умения. Какие-то знания в головах наших новичков все-таки есть, но к ним дается и обязательная нагрузка – неумение их использовать. Яркий пример из нашей практики – получив ответ на вопрос: «Что делать дальше?», ученик бойко и почти правильно излагает последовательность своих будущих  действий и… растерянно замирает, поскольку превратить их в собственно действия он не умеет. Приходится начинать со знакомства с линейкой и карандашом, технологией обработки отнюдь не дерева и металла, а всего лишь бумаги и картона. Обучение азам  черчения и материаловедения, приемы работы ручным и мерительным инструментом  отодвигаются к весне, а о первых подходах к станкам  лучше и не мечтать. Существенно увеличились сроки освоения программы большинством учащихся, гораздо легче стать лидером коллектива (если умеешь хоть что ни будь).

  Что этому противопоставить?  Как преодолеть негативные привычки и комплексы, сложившиеся за время обучения в школе?

  Мы пытаемся использовать в нашей работе подходы, характерные для  личностно-ориентированной психолого-дидактической концепции образования. Занятия как в секции автомоделирования, так и в секции начального технического моделирования  имеют отчетливую практико–теоретическую направленность с существенным преобладанием  практики. Вкрапления теории  нужны для пояснения предлагаемого технологического приема, вовлечения ученика в обсуждение на тему: как легче сделать? как сделать, чтобы  было точнее? как сделать, что бы поехало быстрее? Теоретические занятия носят скорее факультативный характер для обучающихся на второй – третьей ступени. Ступени чего? Ступени творческой лестницы. Пока у нас их пять, и на каждой  происходит освоение новых знаний, приобретаются новые умения и навыки в работе, результаты участия в конкурсах и соревнованиях выделяют способных перейти на следующую ступень[5].

  Первая ступень. Возраст  6  -  9 лет. Закрепление знаний, полученных в школе, развитие технического кругозора, формирование образного технического мышления. Умения – приемы работы  с простейшим чертежным инструментом, навыки в работе с инструментами и приспособлениями ручного труда, обработка бумаги и картона, склейка. Результаты  оцениваются  по участию обучающимися  в четырех конкурсах по НТМ, проводимыми на районном и межрайонном уровне. Призеры этих конкурсов  участвуют в двух городских конкурсах.

  Вторая ступень. Возраст 8 – 11 лет. Использование знаний по математике, освоение технической терминологии и чтение графического материала. Умения – начальные навыки ручного труда, основы слесарного дела и пайки, конструирование развертки объемной фигуры. Результаты освоения программы оцениваются по результатам 5 – 7 соревнований межрайонного уровня по простейшим моделям автомобилей.

  Третья ступень. Возраст  10 -12 лет.  Приобретение и закрепление знаний по геометрии и  черчению, знакомство с основами технологии обработки материалов и конструирования автомобиля. Умения – составление простейших эскизов, навыки в слесарных работах, электромонтаже и работы на металлорежущих станках. Способность спроектировать простейшую модель, разработать технологию ее изготовления и изготовить ее. Результаты оцениваем по 4 – 6 соревнованиям межрайонного масштаба и 2 – 4 городским соревнованиям по простейшим моделям автомобилей [1].

  Четвертая ступень. Возраст 11 – 16 лет.  Использование и расширение знаний по геометрии, тригонометрии, физике и черчению. Освоение и использование знаний по  основам конструирования и  технологии приборостроения. Умения – работа на универсальном металлорежущем оборудовании, обработка любых конструкционных материалов. Результаты оцениваются по участию в городских соревнованиях по автомодельному спорту среди юношей и взрослых, Российских и международных соревнованиях [2].

  Пятая ступень. Возраст  15 лет и далее. Знания: освоение отдельных вопросов теории машин и механизмов: зубчатые передачи, гальванотехника, детали и узлы приборов, упрочнение и химико – термическая обработка деталей. Умения – проектирование и изготовление  моделей с двигателями внутреннего сгорания. Результаты освоения программы оцениваем по  участию в соревнованиях различного уровня.

  Какие выводы можно сделать после краткого описания нашей творческой лестницы?

   Мы намеренно исключили  из лестницы результатов учет знаний. Алгоритм нашей оценки прост: без умения нет результата, без знания нет умения. В основном образовании учащийся школы в основном – потребитель информации, разделенной на предметы. Усвоение этой информации принудительно, не зависит от личных потребностей и  интересов учащегося и оценивается формальными оценками также по различным предметам.  В итоге нет стимула для инициативы и самостоятельности в освоении знаний, совершенно не развита способность  к переносу знаний в новую образовательную область и нет  потребности в применении  уже освоенных знаний, формировании на их базе каких-то умений.  В техническом творчестве со спортивным уклоном всё наоборот – для самореализации ученика, для достижения собственной цели ему нужны знания и умения и наша задача – создать условия для формирования у него таких важных образовательных компетенций как: активность и самостоятельность в освоении и, главное, в применении знаний и способность к переносу знаний и умений в новую область. Для этого на первых двух ступенях нашей творческой лестницы учащийся получает  весь объем необходимой информации, затем  постепенно  процент пригодной к непосредственному использованию информации уменьшается при постоянном увеличении ссылок на те места, где эту информацию можно почерпнуть. Кстати, раньше при переходе на третью ступень  обучающийся получал список «Что читать автомоделисту?», теперь же к нему добавился список «Полезные сайты». Сокращение  «разжеванного» материала вынуждает наших учеников самостоятельно  добывать знания, которых им не хватает. Наша задача – подсказать направление поиска. Конечно, педагоги по-прежнему остаются главными источниками информации, но, начиная с третьей ступени,  эта информация – результат  познавательной активности  учащихся. Таким образом мы решаем задачу формирования у учащихся такой информационной компетенции, как способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Как избежать цикличности в формировании предметных знаний и умений? Что сделать для того, чтобы каждая новая модель  не начиналась с нуля, с чистого листа? Мы намеренно вводим в конструкции предлагаемых моделей сходные и одинаковые элементы – как детали, так и целые узлы. На второй ступени мы последовательно делаем две модели с однотипными ходовыми частями. Цель -  сформировать у учащихся представление о том,  что наряду с узкоспециальными, специфическими, предметными  знаниями и умениями существует  целая область знаний, умений и навыков, которая вместе с их носителем проявляет себя во всех областях деятельности. Наши методические разработки – чертежи моделей, выкройки кузовов , маршрутные технологические процессы, технологические карты изготовления деталей  построены настолько однотипно, что стимулируют учащихся сначала к  переносу знаний и умений  на новый объект, а затем к овладению универсальными учебными действиями [4].

   Остановимся на одной из особенностей нашей работы. В секции НТМ  и на первом году обучения в секции автомоделирования сборка и следующая за ней проверка работоспособности модели (тренировочные запуски) – окончание работы над моделью. На последующих ступенях  сборка модели – это начало работы по увеличению потенциала модели, улучшения ее характеристик. Для проведения этих работ  в течение года  у обучающихся на третьей  и четвертой ступенях от десяти до четырнадцати тренировочных занятий.  Видимая последовательность действий на этих занятиях проста – внести изменения в конструкцию модели, запустить ее и замерить результат, опять внести изменения, опять запустить и опять замерить. Но в действительности это, возможно первые опыты в жизни, которые ученик сам планирует, ставит, наблюдает, на основе наблюдений выдвигает гипотезы, проверяет их и делает выводы. При этом он сам подбирает необходимые  материалы, приборы и оборудование.  Очень важным фактором является личная заинтересованность ученика в успешном выполнении  этой работы. Так мы  пытаемся сформировать одну из учебно–познавательных компетенций – умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимое оборудование, владеть измерительными навыками.

   Выше мы затронули вопрос формирования одной из информационных компетенций. В процессе работы над моделями наши учащиеся овладевают также навыками работы с различными источниками информации: технологическими картами, таблицами, книгами, справочниками, каталогами, словарями, CD – Rom, Интернет. Для извлечения и сохранения полученной информации им приходится овладеть навыками использования информационных устройств: компьютера, факса, принтера, копира.

   Создавая календарь наших конкурсов по начальному техническому моделированию и соревнований по автомоделированию (районный и межрайонный уровень), мы решали вопросы  создания  спортивных стимулов для поддержания интереса к занятиям и обеспечения достаточной соревновательной практики  у моделистов первой, второй и третьей ступеней нашей творческой лестницы. Участие в  городских, Российских и международных  соревнованиях  (третья, четвертая и пятая ступени) позволяет сформировать некоторые коммуникативные компетенции: умение представить себя, свой коллектив, свой город и страну в ситуациях межкультурного общения, использовать для этого знание иностранного языка, навыки предъявления и заполнения необходимых документов. Поездки на соревнования любого уровня учат владеть способами совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы. Участие в соревнованиях дает возможность получить навыки личной безопасности  и умения ориентироваться  в экстремальной ситуации, характерной для спортивных состязаний.  Постоянное участие в состязаниях формирует умение  добиваться победы и правильно относиться к успехам и неудачам, развивает уверенность в себе.

                                Выводы

  Перечислим кратко те образовательные компетенции, которые мы пытаемся сформировать у наших учеников:

          - Умение поставить цель

           - Умение спланировать свою работу

          - Умение оценить свою работу

          - Умение скорректировать свою работу

          - Умение активно и самостоятельно осваивать и применять свои знания

          - Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за них

          - Умение устанавливать иерархию понятий

          - Умение формировать предметные знания и умения

          - Умение овладевать универсальными учебными действиями

          - Умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы

          - Умение извлекать, систематизировать и анализировать информацию

          - Умение работать с различными источниками информации

          - Умение использовать различные информационные устройства

          - Умение представлять себя, свой коллектив, город и страну

          - Умение добиваться победы и правильно относиться к успехам и неудачам

          - Умение действовать в группе, искать и находить компромиссы

          - Уметь ориентироваться в экстремальной ситуации.

  Большая  часть перечисленных умений образует  комплекс ключевых образовательных компетенций,  определяющих современное качество образования.

   Выделим главное. Активность и самостоятельность в освоении и применении знаний, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за принятые решения, понимание цели и структуры собственной познавательной деятельности (объединяет постановку цели, планирование, оценку и коррекцию) и  способность  к переносу знаний и умений  в новую образовательную область  приводит нас  к главному  выводу:

 Созданы условия для развития ребенка  как субъекта познавательной деятельности.

Список литературы

1. Положение  о городских лично-командных соревнованиях по автомодельному спорту среди школьников в классах моделей ЭЛ-2. 2005. Сост. В.В. Кашинский.

2. Договор от 17.09.1999 между руководителями Центров технического творчества стран Балтии и Положение  о Соревнованиях Балтийский стран по автомодельному спорту среди школьников на "Кубок Балтии".

3. С.К. Никулин. Детское техническое творчество и карьера. Дети, техника, творчество. N 3.2002.

      4. Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги. М., 1983 Просвещение.

      5. Творческая лестница в автомодельный спорт. Система творческого                                                               развития детей на базе автомодельного спорта. Детско-юношеская         учебная программа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование образовательных компетенций на уроках географии

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного  цикла...

Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"

Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций

Данная работа рассматривает роль краеведческой работы по истории в условиях внедрения ФГОС...

Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные ре...

Формирование образовательных компетенций обучающихся при участии в дистанционных эвристических олимпиадах.

Дистанционная эвристическая олимпиада- На сегодняшний день мы имеем опыт участия в некоторых из них. Поскольку в минувшем учебном году этот опыт принёс положительные результаты, то мы решили проа...

Презентация Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А.

Презентация Формирование образовательной компетенции  учащихся на уроках  естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А....