Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"
статья по теме

Белоусова Светлана Николаевна

Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья

Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе

     Во все времена школа призвана не только давать учащимся знания, но и воспитывать в них высокую нравственность.

  «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,-  значит вырастить угрозу для общества», -  говорил Рузвельт. А древний философ Аристотель ещё в незапамятные времена высказал такую мысль: «Природа дала человеку оружие -  интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

   Где, как ни на уроках литературы, воспитываются у детей нравственные качества? Знакомясь с биографией писателя, с героями его произведений, ребята учатся быть добрыми, отзывчивыми, смелыми, сострадательными, учатся любить окружающих их людей, любить свою Родину.

  Одной из высших духовных ценностей является доброта. «К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его», -  пишет Н.О. Лосский. Это нашло отражение в русской литературе. А.С. Пушкин в знаменитом поэтическом завещании сказал о том, чему он служил: «… чувства добрые я лирой пробуждал». Это было делом его жизни. Л.Н. Толстой в своём труде «Что такое искусство?», обращаясь к классической триаде «Истина -  Добро -  Красота», возразил своим предшественникам, поставившим эти три ценностные категории на одну высоту. Добро, по его мнению, выше истины и красоты. Он писал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Добро есть действительно понятие основное, метафизически составляющее сущность нашего сознания, понятие, не определяемое результатом. Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное».

   Доброта – это, прежде всего, дело, «доброе дело», поступок. И на уроках литературы и во внеурочное время мы с ребятами анализируем добрые поступки героев, учимся у них, стремимся быть похожими на них.

   При изучении биографии писателя, стараюсь, чтобы это было не просто составление сухой хронологической таблицы, а пытаюсь сделать так, чтобы писатель предстал перед детьми как человек, который жил, творил, любил, боролся. Школьники среднего звена обязательно знакомятся с детскими годами писателей. Благо, что источников, где можно почерпнуть информацию, очень много. В частности, можно воспользоваться книгой В. М. Воскобойникова  «Жизнь замечательных детей». Так, ребята узнали о том, что маленький Пушкин исписал своими стихами в бабушкином парке много берёз, а Лермонтов любил рисовать мелом на покрытом сукном полу.

   С биографией А.П. Чехова ребята познакомились в «литературной гостиной». Эпиграфом были взяты слова писателя: «В человеке  должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И весь материал был подобран так, что всем стало понятно: эти слова в полной мере могут быть отнесены к личности самого писателя. Детям запомнились воспоминания сестры писателя Марии Павловны Чеховой, которая до глубокой старости была бессменным директором музея Чехова в Ялте. Вот одно из её воспоминаний: «Едем мы как-то с Антоном Павловичем в поезде, не помню уж куда. С нами в купе едут двое мужчин. Сначала шёл общий разговор о том и о сём. Коснулись литературной темы, и вдруг наши попутчики заговорили о писателе Чехове. Как раз перед этим на какой-то станции один из них купил журнал, в котором был опубликован рассказ Антона Павловича.

 - Читали ли что-нибудь из произведений Чехова? Вот хороший писатель, рекомендую почитать! -  обратился один из них к Антону Павловичу. Второй пассажир поддержал его. Я была не в состоянии сдержать улыбки и исподтишка взглянула на брата. Он был невозмутим, и только прищуренные уголки его глаз говорили о том, что он сдерживает смех.

 -  Гм… да? Когда-то… - неопределённо отвечал Антон Павлович.

 -  Ну, и как находите? Это один из лучших современных писателей!

 -  Гм… Не знаю… Не разбираюсь.. -  опять отвечал Антон Павлович.

  Те продолжали убеждать и рассказывать брату о достоинствах литературных произведений Чехова. Антон Павлович сидел, слушал и, покашливая, молчал.

  Меня страшно подмывало открыть им тайну.

 -  Антоша, -  шепчу я ему тихо, -  ну скажи им кто ты…

 - Гм… -  ответил он и покачал головой.

 - Ну, Антоша! – приставала я к брату.

  Но он как будто не слышал меня. Я замолчала, но время от времени, слушая рассуждения попутчиков о творчестве Чехова, я легонько толкала брата в бок.

 -  Ну -  у!

   Скоро уже должно было кончиться наше совместное путешествие. Я сказала брату:

  -  Ну, позволь мне сказать им, что ты Чехов!

  Он опять посмотрел на меня смеющимися глазами и отрицательно покачал головой. Я не посмела ослушаться. Мы расстались с нашими попутчиками. Они так и не узнали, что тогда в вагоне они пытались убедить самого Чехова в том, что в русской литературе есть хороший писатель Антон Павлович Чехов, произведения которого ему следует почитать!».

   Конечно же, прослушав эти строки, ребята сделали вывод о необыкновенной скромности великого писателя. А ещё ребята инсценировали отрывки из произведений Антона Павловича. Завершилось мероприятие словами Максима Горького: «Когда умрёт Чехов -  умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый друг, любящий её, сострадающий ей во всём, и Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещённым грустной улыбкой любящего сердца».

   Учащиеся старших классов с удовольствием посетили  «литературную гостиную», где говорилось о любовной лирике Ф.И. Тютчева и звучали его стихи. С замиранием сердца слушали ребята романсы на стихи Сергея Есенина, которые звучали на вечере, посвящённом жизни и творчеству этого замечательного поэта.

   Вся эта работа помогает учащимся раскрыть личность писателя, содержание его произведений, а также обогатить свой внутренний мир.

   На уроках литературы использую активные формы работы с классом: уроки-конференции, уроки-суды, уроки-семинары и др. Регулярно пополняю свою методическую копилку.

   Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом». Классические произведения русской литературы, традиционно изучаемые в школе, -  это настоящий кладезь духовных ценностей. Но я изыскиваю возможность знакомить детей и с менее известными произведениями, которые, на мой взгляд, могут оказать неоценимую услугу в формировании нравственных компетенций у учащихся. При подборе таких произведений опираюсь на слова В.Г. Белинского, который, обращаясь к детским писателям, писал: «Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности, ему нужны образы, краски, звуки. Дитя не любит идей, ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы… Главное дело, как можно меньше нравоучений: их не любят взрослые, а дети просто ненавидят… У вас есть нравственная мысль -  прекрасно, не выговаривайте же её детям, но давайте её почувствовать… Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь -  не будет пороков. Истребление дурного без наполнения хорошим бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется -  пустотою же: выгоните одну, явится другая. Любви, бесконечной любви -  всё остальное ничтожно. Равным образом, не искажайте действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя, но показывайте её такою, какова она есть в самом деле, во всём её очаровании и во всей её неумолимой суровости, чтобы сердца детей, научаясь её любить, привыкли бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе. В одной истине и жизнь, и благо: истина не требует помощи у лжи. И потому конец вашей повести может быть и несчастным, в котором добродетель страждет, а порок торжествует, но вы вполне достигнете вашей нравственной цели, если юные сердца станут за страждущих и не позавидуют торжествующим, если на вопрос -  на чьём бы они хотели быть месте? -  они, не колеблясь, ответят, что на месте страждущих, но добрых.

    Знакомя детей с такими произведениями, ставлю своей целью сделать их немного добрее и милосерднее, ибо добро  -  всеобъемлющая нравственная категория и деятельное чувство, оно находит своё проявление прежде всего в сострадании и милосердии.

   Приведу пример. В рассказе Немировича-Данченко «Денщик Сахаров» рассказывается о доброте и невероятном самопожертвовании денщика, который не побоялся пойти ночью на занятое турками поле боя и вынести на плечах своего раненого молоденького офицера. Этот денщик обладал на редкость безобразной внешностью, но поистине благородным сердцем. Со слезами на глазах ребята слушали заключительные строки рассказа:

«В первый же свободный день на наших позициях был собран весь отряд, к которому принадлежал наш полк. Когда солдаты выстроились, старший генерал, командовавший отрядом, приказал вызвать вперёд Сахарова.

   Тот выступил, такой же мрачный и неуклюжий, как всегда.

 - Спасибо тебе, герой! -  поцеловал его командующий отрядом, -  ты доказал, что в каждом из нас, под серой шинелью, бьётся верное и преданное сердце. Твой подвиг велик и перед родиной, и перед Богом! Немудрено первому броситься на турецкий бруствер, а вот так, как ты, одному пойти к врагу и спасти оттуда своего офицера -  это будет и потруднее и посмелее!...

   Потом он навесил ему именного «Георгия», поцеловал и крикнул:

   -  Рядовому Сахарову – ура! ...

   «Ура!»-  подхватили солдаты…  И с новеньким крестом на груди, глотая слёзы, катившиеся у него из глаз, Сахаров шёл к себе. – «Ура!»  - гремело ему навстречу, и следовало за ним… «Ура!» -  слышалось и тогда, когда он ушёл, взволнованный, в свой уголок…

   Подвиг Сахарова, а также и оказанный ему почёт, само собой разумеется, стал предметом самых оживлённых толков во всём отряде.

   Как прежде Сахаров служил предметом шуток и острот за своё уродство, так теперь все превозносили нравственные его качества»

   Учащиеся сделали вывод о том, что нельзя судить о человеке только по внешности, а нужно ценить его за нравственные качества.

   Эту же мысль высказывает в своей сказке «Подарок Феи» Лидия Чарская. В этой сказке рассказывается о том, как один одинокий король решил выбрать себе дочь из числа своих подданных и, благодаря Фее, выбрал бедную невзрачную девушку, угольщицу Марию, которая обладала добрым сердцем и помогала людям.

  «Можно быть счастливой и полезной людям, не будучи королевной, -  нежно звучал её мелодичный голос, и, недавно ещё некрасивое, лицо девушки теперь чудно преобразилось, став отражением её прекрасной души».

   Учащиеся сделали вывод о том, что добро всегда возвращается, но ждать вознаграждения за свои добрые поступки, а тем более хвастаться ими не стоит.

   «Прадедовские вётлы» Владимира Даля, «Живые мощи» И.С. Тургенева, «Где любовь, там и Бог», «Воров сын» Л.Н. Толстого, «Дурачок», «Лев старца Герасима», «Неразменный рубль» Н.С. Лескова, «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, « Ангелочек» Леонида Андреева, «Дочь профессора», «Девочка в плену» Василия Немировича-Данченко и др. -  все эти произведения помогают воспитывать у детей патриотизм, сострадание, любовь ко всему живому.

   Ну и, конечно, благодатной почвой для формирования нравственных компетенций у  учащихся  являются произведения о Великой Отечественной войне. Эта тема мне самой очень близка. Оба моих деда погибли на войне, и память о них бережно хранится в нашей семье. Долгое время я жила на родине отца в Белгородской области, где война коснулась своим чёрным крылом каждой избы, каждой семьи, где до сих пор каждый год находят останки солдат, а земля усыпана гильзами, и где, как поётся в песне: «… У деревни любой есть могилы простые под фанерной звездой». Я понимаю, что, живя в современном мире, наши дети считают героями Человека-паука, Черепашек-ниндзя, Крепкого орешка Брюса Уиллиса. Но мне очень хочется, чтобы они знали и помнили тех, благодаря кому все мы живём на этой земле, чтобы они восхищались подвигами Зои Космодемьянской, Алексея Маресьева, Гули Королёвой, Олега Кошевого. Поэтому, несмотря на то, что в Программе по литературе этой теме отведено очень мало часов, всё же нахожу время, чтобы заинтересовать ребят в прочтении таких книг, как «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Четвёртая высота»  Елены Ильиной, «Русский характер» А. Толстого, «Сын полка» Валентина Катаева и др. И если хоть несколько ребят прочитают эти книги, считаю свою работу в этом направлении не напрасной. По возможности, на классных часах устраиваем просмотр фильмов о войне с последующим обсуждением, дети берут у меня диски для домашнего просмотра. Особенно понравились ребятам фильмы «Баллада о солдате», «Летят журавли», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Отец солдата». Эта работа направлена на сохранение у учащихся чувства исторической памяти. «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека», - говорил Валентин Распутин. Храня память о прошлом, мы укрепляем веру в силу своего народа, воспитываем чувство ответственности за Родину. Произведения о войне помогают детям найти нравственные ориентиры, чтобы стать достойными членами общества.

  Немаловажным в формировании у ребят нравственных компетенций считаю участие в различных литературных конкурсах. Ребята сочиняют стихи, пишут сочинения и очень радуются, когда их труд приносит результаты.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...