Формирование информационной компетенции на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии по теме

Корикова Марина Александровна

Использование ИКТ на уроках биологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетенции   на уроках биологии и во внеурочное время

В настоящее время основными пунктами образовательной концепции становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности, Для общеобразовательной школы можно выделить следующие ключевые компетенции:

- коммуникативная – умение вступать в общение с целью быть понятым;

- информационная – владение информационными технологиями и использовать их для обучения,

         - автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;

- социальная – умение жить и работать в коллективе;

        - нравственная – потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Учитель способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для успешного обучения на уроках биологии необходимо: создание условий и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ и совмещение их с традиционными методами обучения предмета.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников. К информационным технологиям я обращаюсь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень обучения, чем другие методы.

Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий.

Я использую ИКТ в преподавании биологии на  следующих этапах урока: изучении нового материала, демонстрация иллюстраций, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельные проверочные и контрольные работы, работа с индивидуальными заданиями, проведение некоторых опытов и внеурочная работа, создание собственных проектов. Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения.

Как бы интересно не был написан учебник, как бы доступно ни рассказывал учитель, образ лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного восприятия. ИКТ позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.

Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:

- отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;

- отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности;

- происходит формирование информационной коммуникативной компетенций;

- повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;

- происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.

Я использую следующие ИКТ: компьютерное тестирование, уроки и игры с использованием интерактивной доски, разработаны серии уроков или фрагменты к ним. Использование компьютера при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных  коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Главная задача учителя – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению. В этих достижениях необходимо использовать современные информационно-коммуникативные технологии как можно чаще, они оказывают существенное влияние на развитие содержания образования, для углубления знаний по предмету, создания профессионального и социального самоопределения, создание условий для интеллектуального развития,

Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащимся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Литература:

         Выготская Л.С. Педагогическая технология. М.,1996

Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. М. Педагогика,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...

Использование ИКТ на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций

Педагогический проект посвящен применению графологических структур на уроках биологии с использованием ИКТ, как средства  формирования ключевых компетенций....

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател...

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

ВЦель Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации....