Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время
статья по литературе на тему

Козлова Елена Валентиновна

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных  компетенций на уроках литературы и во внеурочное время»

Сливкина О.К., Козлова Е.В.

Тема нашего выступления выбрана не случайно. Формирование общекультурных компетенций на уроках литературы неразрывно связано с ознакомлением с культурным богатством народа, обычаями, нравственными традициями, идущими из глубины веков. Все это возможно при изучении фольклорных произведений в школе.

Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Одна из них – это общекультурная компетенция.

Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

 В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Представление об указанных способах действия формируется в рамках компетентностного подхода.

Общекультурные компетенции проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры. У учащихся должны быть сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Они должны стремиться жить в гармонии с окружающим миром. Помочь им в этом помогает изучение фольклорных произведений на уроках литературы в школе. Согласно компетентностному подходу, урок  как одна из возможных форм организации обучения должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. В связи с чем целесообразно организовывать его в интерактивной форме. Это технология творческих мастерских. Одну из таких мастерских мы хотим вам представить. Это мастерская ценностных ориентаций «Посиделки. Песни круглый год» в 6 классе.

Тема урока:  Красота и мудрость русских обрядов. «Песни круглый год».  

(2 ч.)

                      Урок – посиделки.

Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с календарно – обрядовой поэзией; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; продолжить знакомство с ролью масок в народном театре.
  2. Развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста.
  3. Воспитывать чувство национальной гордости, любовь  к своим традициям.

Оборудование: различные поделки, имеющие обрядовое значение: обереги, игрушки из соломы, дерева и т.п.; костюмы учащихся, чучело Масленицы, блины, птички из теста. Фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского «Во поле березонька стояла…»; словарь В.И. Даля, диск – приложение МР-3 к учебнику литературы под ред. Коровиной В.Я.

Методические приемы: исполнение песен, инсценирование, сравнительный анализ, словарная работа, игровые моменты.

                       Ход урока

  1. Беседа по вопросам:

- Какой фольклор называется обрядовым?

-Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?

-Почему они так называются?

 II.  Работа в группах

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:

Каждая группа представляет определенный обряд.

1.Рождественский обряд – Коляды. 

Ученики ходят по классу и поют под музыкальное сопровождение с диска – приложения к учебнику литературы:

                        Коляда, коляда!

                        Подавай пирога,                

                        Блин да лепешку

                        В заднее окошко.

                        Новый год пришел,

                        Старый угнал,

                        Себя показал!

                        Ходи, народ,

                        Солнышко встречать,

                        Мороз прогонять!

Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки.  Один в вывороченном тулупе и в маске.

                        Не дашь пирога –

                        Мы корову за рога!

                        Не дашь кишку-

                        Мы свинью за виску,

                        Не дашь блинка –

                        Мы хозяина в пинка!

Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.

- В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)

-В чем связь Коляды с язычеством? (Маски  ряженых, гадание на Рождество.)

- Сопоставление фольклора и литературных произведений:

          «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя;

           «Раз в крещенский вечерок…» Жуковского;

           Отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

-Чем похожи литературные варианты на фольклорные, а чем отличаются? (Литературная обработка народных песен делает их еще ритмичнее, выразительнее.)

 2.     Масленица

 

Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически закапывают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:

                        Синицы, синицы,

                        Принесите по спице! 

                        Канарейки, канарейки,

                        Принесите по швейке!

                        Четочки, чечеточки,

                        Принесите по щеточке!

                        Тогда, утки, 

                        Дудите в дудки,

                        Тараканы –

                        В барабаны!

-Какие стихи напоминает эта веснянка? («Тараканище» К.И. Чуковского.)

-В чем связь Масленицы с язычеством? (Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:

                понедельник – встреча,

                вторник – заигрыши,

                среда – лакомка,

                четверг – широкий четверг,

                пятница – тещины вечерки,

                суббота – золовкины посиделки,

                воскресенье – проводы.

Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)

3.Сороки

Учащиеся обходят класс, дарят каждой группе фигурку жаворонка из теста и поют:

                Жаворонки, прилетите,

                Красно лето принесите!

                Нам зима-то надоела,

                Весь уж хлебушек поела,

                Веретенца переломала,

                На поветки перекидала!

-В чем смысл сороков? (Сороки всегда приходятся на время Великого поста (22 марта). В это день всегда пекут из постного теста фигурки птичек и кликают весну. Во время строгого поста этот праздник – отдушина, повод для скромного веселья.)

  1. Троица. Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.

Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла…(Если возможно, послушаем ее обработку в Пятой симфонии П.И.Чайковского.)

- Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)

 5. Осенние песни

- В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)

Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике, слушаем аудиозапись.

Словарная работа: проясним непонятные слова. Что такое жито, толокно, лапти, серп, сноп? Воспользуемся словарем В.И. Даля.

III.Обобщение

-В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)

IV. Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Технологичной рефлексивной формой воспитывающей организации учебного процесса является технология педагогических мастерских. Мастерская включает в себя механизмы исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальной работы и социализации, психологических тренингов и рефлексии. Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата. Общий алгоритм работы в мастерской выглядит следующим образом:

• «Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация, которая характеризует определенное вопросное состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий; создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого. Индуктор – слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.  На уроках, где изучается фольклорное произведение, таким индуктором может быть народная песня, включенная еще на переменке перед уроком, или кукла, наряженная в народный костюм и другое.

• «Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий. Детям даны тексты русских народных песен и их аудиозапись. Ребята готовят на основе этого представление.

• «Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Отдельные учащиеся, например, в 6 классе, получают задания сделать чучело Масленицы или испечь жаворонков или блины.

• «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда. Задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

• «Афиширование» - вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.

• «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. Появляется информационный запрос, у каждого – свой.

• «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.

Воспитание любви к родному краю, его культуре, к родной речи, без сомнения, важная задача. Доказывать эту истину нет необходимости. Но как воспитать эту любовь? Об этом размышляет каждый учитель. И, выстраивая систему уроков и внеклассных мероприятий, мы с коллегой во главу угла ставим те нравственные ценности, которые передавались из поколения в поколение, ценности, которые заложены в нашей русской литературе, в частности в фольклоре.

 В нашей школе функционируют разные кружки, которые помогают воспитать уважительное отношение к культуре родного края и формировать в процессе творческого взаимодействия социально адаптированную личность ребенка. Остановимся на деятельности некоторых из наших кружков, к которым  мы имеем непосредственное отношение.

Прежде всего хочется сказать, что в нашей школе создано научное общество школьников, в котором работают более 20 учащихся. Формы работы с учащимися членами НОШ, разнообразны: от заседания творческих групп до выступления на конкурсах, конференциях разного уровня. В плане работы НОШ за 2012-2013 учебный год обозначены, например, такие занятия:

  1. Круглый стол «Устное народное творчество – духовный кодекс русского народа»;
  2. Посещение музеев города Смоленска с целью знакомства с историей города;
  3. Подготовка к школьным городским Дням науки и т.д.

Выпускники, учащиеся 9 классов, члены НОШ, ежегодно выбрают в качестве экзамена (региональный компонент) литературу Смоленщины. Темы рефератов и исследовательских работ таковы: «Знаменитые люди нашего города. Я.Р. Кошелев», «Легенды и предания Смоленского края», «Былички и бывальщины Демидовского района Смоленской области», «Лексика быта деревни Селезни Велижского района Смоленской области» и другие.

Кроме НОШ, хочется упомянуть кружок «Проба пера». Он функционирует в нашей школе лишь второй год, но уже можно говорить о результатах. На занятиях кружка изучаются фольклорные произведения, их связь с творчеством разных поэтов и писателей. Учащиеся, члены кружка, участвуют в оформлении школьного пресс-центра, издают школьную газету, принимают участие в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня. Можно упомянуть следующих учащихся: Евдокимова Анастасия, ученица 11 класса, которая заняла 3 место во Всероссийском конкурсе «Звездное слово». Она представила на конкурс такие работы: «Земля Твардовского», «Знаменитые люди нашего города. Я.Р. Кошелев», Полякова Зоя, ученица 7 класса, ставшая победительницей в одном из этапов Всероссийского конкурса «Моя семья – моя Родина» со стихотворением «Что я люблю в Смоленске». Учащиеся 7-9 классов, изучив историю нашего города в разные периоды, создали альманах, состоящий из 2 частей: «Люби свой город небольшой» и «История Смоленска - кладезь духовности». Данный сборник был представлен на городских Литературных чтениях в 2012-2013 учебном году и занял 1 место в номинации «Я - автор»

Хочется еще упомянуть о театральном кружке «Родник», функционирующем на базе нашей школы уже пятый год. За это время наши театральные постановки на различные темы представлены зрителям. Их мы готовили к различным мероприятиям, как школьного, так и муниципального, регионального уровня. В нашей копилке есть и победы, и просто участие. Изучив историю Смоленска в монголо-татарский период, мы создали пьесу «За страницами учебника истории», которая была представлена на школьном конкурсе« Наш дебют» (ребята заняли 1 место),  на городском театральном фестивале «Маленькие шедевры» и на областной игре «Смоленские купола». Сценарий и видеозапись выступления были представлены в этом году на городском конкурсе «Защитники». Наша работа получила 1 место.

Нами также создана и представлена зрителю пьеса «На дорожке на лесной». Основа пьесы - произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, песни. Сценарий  нашего выступления мы предлагаем вашему вниманию.

На  дорожке на лесной («Колобок» на новый лад)

На фоне музыки на сцену выходят бабки:

1: На дорожке на лесной повстречались Колобки.

   Хороши они собою – ох, круты у них бочки!

Выходят по очереди Колобки

2: Русский Ванька Колобок –

    У него румяный бок.

    Колобок Михей – бульбаш,

    Как сухой, сухой лаваш.

 1:Стали жаловаться, мучась –

    Колобка ужасна участь!

Бабки уходят, Колобки начинают жаловаться друг другу

Ванька: В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили!

Михей: Ждать я смерти не могу!

Вот из дома я сбегу!

Ванька: Я по коробу скребён,

По сусекам я метён.

Хоть судьба мой тяжкий рок –

Я весёлый колобок!

Михей: Кровь во мне горячая,

Я натура страстная,

Песни, пляски я люблю,

И сыграю и спою!

Вместе: Не хотим мы быть обедом

И уйдём от бабки с дедом!

Мы по миру побежим,

На людей мы поглядим!

Ванька: Путь наш прямо но восток,

Побежим с тобой дружок!

Звучит восточная музыка, под которую танцуют девушки в восточных костюмах

Михей (бросаясь за уходящими девушками): Хороши девицы эти!..

Ванька: Побежим с тобой по свету,

Мы посмотрим на других:

На весёлых и чудных!

Выходят цыгане (девушки, юноши с гитарами, «медведя» ведут на поводке)

Михей: Ой, цыгане, посмотри-ка,

И меня держи, держи-ка!

Цыгане  уходят.

Ванька: Да, восток, конечно, класс,

Только лучше всё ж у нас

Михей: Мы с тобою, друг, славяне,

Круглый Миша, круглый Ваня

Ванька: Мы славяне – кровь одна,

Русский – щедрая душа,

Любит волю, пир горой,

Песню, чтоб лилась рекой!

Михей: Белорусы – бульбаши –

 Все ребята от души!

Много бульбы запахали

И богаче русских стали!

Ванька: Украинцы же, хохлы, -

Коренастые дубы!

Пусть прижимисты немножко,

Любят сало и окрошку,

Песню вильну, гроши звонки,

Ствол берёзки ровный, тонкий.

Михей: Покатились мы домой,

Отогреемся душой!

Танец под песню «Канарейка»

Ванька: Славны молодцы, ребята!

Михей: Посмотри-ка, что за хата,

Мы с тобой зайдём тихонько,

И за печку так… легонько

Ванька: Мы с тобою почерствели

И с тобою нас на съели.

Нам теперь не страшно, вот,

Нами не набьют живот!

Пьеса «Курочка Ряба на новый лад

Бабка:   Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей?

Бабка: Да смотри что я нашла

Наша курочка Пеструшка

Под кустом яйцо снесла

Дед: Ну, снесла, какое дело?

Бабка: а яйцо-то не простое

А гляди-ка,  золотое!

Выходит под музыку курочка

Дед: Золотое. В самом деле!

Мы с тобой разбогатели!

Бабка:   Погляди, горит, как жар!

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь

Баба: Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло!

Дед:Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам!

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я.

Разных юбок 40 штук.

Шаль в цветочек голубую;

До краев набью сундук!

Дед:Что ты мелешь небылицы!

Ишь, нашлася молодица,

Наряжаться в всякий хлам.

Нет уж, если мы богаты,

 Я построю вместо хаты трёхэтажные палаты

 И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

 Что ты старый, не блажи!

 Мы живем других не хуже,

 Ни к чему нам этажи!

 А за эти за беседки

 Засмеют тебя соседки!

Дед: Пусть смеются,

Мне не жалко

Баба: Да уймись ты, не кричи!

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет!?

Баба: Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось!

Дед: Ну чего ты затужила?

 От чудес одна беда.

 Будем жить как прежде жили,

 И работать как всегда.

Баба: И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед: Только то видать надежно,

Что дается на трудом.

 Открывай, старуха, дверь,

 Что нам прятаться теперь!

Михей: Добрый вечер, мы к вам в гости,

Баба Тома и дед Костя!

Дед: Заходите на часок,

У меня хорош квасок!

 И варенья и соленья.

Дед и Баба:   Заходите без стесненья!  

На фоне музыки на сцену выходят бабки. Все выступавшие выходят на поклон после слов бабок.

1: Жили - были два гуся,

Вот теперь и сказка вся.

2: Колобки, пройдя по свету,

Убедились, лучше нету

1: Той страны, где всяк живётся,

И что Родиной зовётся!

  Выводы: Для того чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми, необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира. Помочь в этом поможет изучение фольклорных произведений в школе.

Литература

  1. http://sdr.lysva.biz/page2.html
  2. http://bestgif.su/photo/rozhdestvo/svjatki_koljadki/13-0-4121
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=12&noreask=1&source=wiz
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%20%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&uinfo=sw-1263-sh-899-fw-1030-fh-598-pd-1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время

«Лицей №36», в которой я работаю, - старейшее образовательное учреждение города Саратова,   что накладывает на учителей (и на меня в том числе) особую ответственность. Постоянно интере...

Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время

Доклад на тему "Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....