Научно-методическая статья "Формирование нравственности как одно из направлений работы классного руководителя"
статья

Алексеева Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Научно-методическая статья

«Формирование нравственности как одно из направлений работы классного руководителя»

«Величие души должно быть свойством всех людей».

Сенека

        В современном обществе сложилось довольно негативное отношение к вопросу духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Нравственные ориентиры  оказались размытыми. И  в образовательной системе стали видны резкие, непродуманные изменения, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Но мы находимся на пути к постиндустриальному обществу, которое нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и высокой нравственной культурой. В связи с этим назрела острая необходимость в переоценке тех нравственных качеств, которые являются приоритетными для молодого поколения нашего общества.

Так что же такое нравственность? С.И. Ожегов под нравственностью понимает «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы» [3, c.423]. Гегель же этому термину дает следующее толкование: «Нравственность – это разум воли» [1]. Но время вносит коррективы в понимание нравственности как этической составляющей каждой личности в ту или иную эпоху.

И здесь учителю на помощь приходят труды великого педагога В.А. Сухомлинского, деятельность которого  обращена к самому важному - воспитанию человека, гуманного человека. А главным проводником своих идей Сухомлинский считал именно учителя.

Роли учителя в воспитании В.А. Сухомлинский придавал решающее значение. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по его мнению, в условиях школ становятся богатством в формировании личности воспитанников.

        С педагогической точки  зрения, как считал В.А. Сухомлинский,   ценностями  следует  считать  то,  что полезно   для    жизни    школьника,    что    способствует    развитию    и совершенствованию его личности. Весь  учебно-воспитательный  процесс  должен  быть  проникнут   идеей полезности для ученика. И важно, чтобы учитель смог оградить детей, подростков от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности...        

        На плечи учителя возложена, по утверждению В.А. Сухомлинского, огромная ответственность – любить детей, отдавать им свое сердце, понимать их душу, видеть в их глазах сложный духовный мир. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который поможет им найти свое место в жизни. Призовем ли мы их к Свету или оставим во Тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Мы должны воспитать у детей ответственность, чувство долга, чувство справедливости, такта, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Исходя из опыта собственной педагогической практики и обобщения огромного  наследия В.А. Сухомлинского, убеждаемся в том, что «сила и возможности нравственного воспитания неисчерпаемы» [6]. Оригинальная система воспитания великого педагога, Учителя с большой буквы – гуманная, ненасильственная, нестандартная – интересует не одно поколение педагогов и родителей, потому что самое главное, что было в жизни Сухомлинского – это всестороннее развитие и нравственное совершенствование детей. Его поиски не навязчивы, и в будущем помогут многим найти себя. 

Актуальность обращения к опыту  В.А. Сухомлинского состоит в том, что в настоящее время в обществе назрел духовный кризис. Малообразованные, но духовно богатые люди менее опасны для общества, чем высокообразованные, но с обедненным духовным миром.

Наш общий дом и место в нем человека можно представить в виде матрешки. Самая маленькая матрешка – это душа человека, его чувства, следующая за ней матрешка – это тело человека. За ней следуют одежда, квартира, рабочее место, город, страна и, наконец, вся планета. Чтобы человек стал хозяином своего дома, научился грамотно взаимодействовать с окружающей средой, он должен начать экологическое воспитание с себя, со своих чувств и своего тела. Если экология – это «наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека» [8], то что же необходимо понимать под популярным в настоящее время термином «экология души».

Т.Н. Троян утверждает, что экология души - это «качественный уровень личного духовного развития каждого человека» [7]. Уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т.е. духовной чистоты. Много людей страдает от загрязнения собственной души. Мы смотрим бессмысленное кино, читаем «желтую прессу», обмениваем признанное искусство на сомнительные развлечения. Таким образом, мы загрязняем собственные души. Как это исправить? Как помочь выйти из внутреннего тупика?

Мировая художественная литература дает тому множество ответов. Например, герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» живут очень сложной внутренней жизнью, чутко воспринимают окружающий мир, увлечены поисками достойной жизненной цели. Писатель не только показывает их через поведение, события, в которых они участвуют, но он исследует «диалектику» их души. Под «диалектикой души» понимается внутренняя борьба чувств, сомнения, поиски выхода из, казалось бы, безнадежных ситуаций, недовольства собой, падения и взлеты. Одним словом, герои Толстого живут, а за диалектикой души стоит диалектика жизни в ее бесконечном многообразии. Обращение к примерам из мировой художественной культуры, к трудам известных педагогов должно благотворно влиять на взаимопонимание между учителем и его учениками. Это опора, это фундамент того самого дома, который мы выстраиваем по кирпичику, формируя личность ученика во всем ее многообразии.

Таким образом, обоснование актуальности развития и пропагандирования нравственного направления в воспитательной работе классного руководителя считаем очень своевременным, т.к. все те изменения, с которыми встретилось наше общество в результате геополитических перемен, оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Порой школа не в состоянии противостоять негативному влиянию социума на формирование школьников, поскольку подрастающее поколение не обладает сформированной культурой общения, поведения, оценки ситуации и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным в педагогическом плане. Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках друзей и в своем поведении.

Мы убеждены, что нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Задача классного руководителя – контролировать и направлять процесс духовно-нравственного воспитания через осмысление общечеловеческих ценностей.

С этой целью нами проводятся беседы на этические темы, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, круглые столы с участием детей, родителей и учителей, организуются общешкольные мероприятия и конкурсы. Подготовка к выше перечисленному способствует не только расширению кругозора, выработке активной жизненной позиции, приобретению определённого опыта, но и стимулирует процесс самовоспитания: участвуя в них, учащиеся имеют возможность познакомиться с историческим наследием человечества, узнать информацию о людях, которые являются примером для подражания, тем самым приобщаются к общечеловеческим ценностям. Используемые в гимназии воспитательные программы, разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Акцентируя внимание на данной теории, было осуществлено проведение анкетирования и диагностирования по определению отношения ребят к нравственным проблемам в современном обществе с помощью теста Щурковой Н.Е. «Размышляем о жизненном опыте», в ходе чего была выявлена проблема взгляда на нравственность. Основываясь на недопустимости такого мнения и анализе научной и методической литературы по данной тематике, была написана воспитательная программа «Основная ступень», рассчитанная на учащихся 5 – 9 классов, приоритетным направлением которой является именно духовно-нравственное направление «Свеча надежды».

Данная программа ориентирована на единство действий классного руководителя, гимназического сообщества и семьи через систему циклов классных часов, родительских собраний с использованием различных форм и методов воспитания. Классным руководителем был определен комплекс педагогических условий, включающих взаимодействие с семьей, педагогическую поддержку, создание воспитывающей среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, этическую защиту, соблюдение которых обеспечивает эффективность воспитания нравственных ценностей. Апробация программы показала, что эффективности управления процессом нравственного самовоспитания способствуют:

  • первоначальное воздействие примера на сознание и сферу чувств;
  • формирование нравственного образца, сопровождаемое  эмоционально принятым образом, который становится для школьника стимулом в его собственном поведении и критерием оценки поведения других людей;
  • работа над собой, направленная на реализацию осознанного образца в процессе нравственного развития собственной личности.

Во время работы также идет диагностирование ребят классным руководителем и психологом. При его обработке прослеживается верное направление воспитательного процесса.

Школа, пожалуй, осталась едва ли не единственным «островом надежды» для нашего общества и наших детей. В нашей гимназии каждый классный руководитель работает по отдельной, специально разработанной воспитательной программе. Воспитание – это беспрестанный поиск. Это сложный процесс, где есть и победы, и поражения. Хочется подчеркнуть также мысль о том, что воспитание детей представляет не только большие трудности, но и приносит удовлетворение как учителю, так и детям, с которыми он взаимодействует. Успех такого важного процесса как нравственное воспитание может зависеть лишь от совместных усилий школы, производства, семьи и всей общественности  в целом.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что проблема воспитания нравственных качеств личности не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет собой большую значимость. Это не дань моде, это потребность жизни. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих о завтрашнем дне, не живущих днем сегодняшним, в людях - творцах, новаторах, созидателях.

Список литературы

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 2. Философия природы. – М.: Мысль, 1975. – 695с.
  2. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М. , 1994. -184 с.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
  4. Петрова Е.В. Аксиологический аспект управления процессом нравственного самовоспитания старшеклассников // Воспитание школьников – 2010. - №3. – с. 35 - 41
  5. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. – 377 с.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. – 288 с.
  7. Троян Т.Н.  Экология души http://www.b17.ru/article/ekologia_duschi/
  8. http://rudocs.exdat.com/notion/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и о...

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."

Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования кл...