"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."
статья

Татаринова Варвара Дмитриевна

Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования ключевых компетенций – основная задача классного руководителя с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями как одно из направлений деятельности

классного руководителя. 

                               «Воспитывает все: люди, вещи, явления,

 но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

Макаренко А.С.

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого обучающегося. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает мне, как классному руководителю, и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в будущем.

Мой третий выпуск окончил школу в этом учебном году.  

Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, использую различные формы работы с ними. Они должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала. В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей. Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей. Одной из важнейших форм сотрудничества классного руководителя, социального педагога  с семьей считаю проведение собеседований с учащимися и родителями, на которых даются советы и рекомендации и учащимся, и родителям. Такие собеседования проводились  два раза в год, где составляли индивидуальную образовательную траекторию, карту занятости обучающегося, обсуждались вопросы о профнамерении  учащегося. Из опыта работы заметила, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. Такие встречи помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт.

С целью формирования активной позиции родителей, как участников образовательного процесса реализованы совместные проекты  «Войдем в мир книги вместе» (5-6 классы), «Семейная викторина» (5-6 классы), «Совместные профориентационные классные часы » (7-8 классы), «Путевка в жизнь» (9 класс), «Сотвори свое будущее» (10-11 классы).

Одной из эффективных форм работы с родителями являлись заочные семейные конкурсы.

Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Заочная семейная викторина» во время осенних, зимних, весенних каникул, «Заочная семейная математическая олимпиада», семейные проекты по макетированию.  Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Во внеклассной работе, а это проведение и организация праздников, чаепития, экскурсий, поездок, встреч, участие родителей необходимо и обязательно. Они оказывают всестороннюю поддержку во всех моих начинаниях, успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий, сами бывают участниками конкурсов. Родителям нравится быть участниками наших мероприятий. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества. 

Одной из форм работы с родителями является создание сайта класса. О создании сайта собственного класса я думала уже давно, понимала, что учителю удобно в такой форме доносить информацию до учащихся и их родителей. Председатель родкомитета класса Петрова Маргарита Степановна предложила свою помощь в организации, создании сайта, в размещении информации, в вопросах дизайна. Благодаря ей наш сайт создан в 2013-2014 учебном году, привязан к сайту школы.  Сайт задуман для внутренней жизни нашего класса, как одно из средств взаимодействия классного руководителя, учеников и родителей. На сегодняшний день сайт имеет следующие рубрики: главная, наш дружный класс,  новости – анонс, работа с родителями, наши достижения, фотогалерея, новости нашего класса, подготовка к экзаменам, профориентационная работа.

Что дает сайт родителям:

  • Свободный доступ к информации. Это список участников учебного процесса, расписание уроков, внеаудиторных занятий, карта занятости учащихся, план работы родкомитета класса и другое.
  • Вовлечение в жизнь класса. Не все ребята рассказывают родителям о школьной жизни. На страницах сайта можно узнать о мероприятиях класса, школы, и о том, как они прошли. Просмотреть фотографии из повседневной жизни и видеосюжеты мероприятий.  
  • Помощь учителя в вопросах по профориентационной работе, в решении проблем по подготовке к экзаменам. Поэтому возникли рубрики, в которых родители могут прочитать статьи, заметки по интересующему вопросу.

Что дает сайт учителю:

  • Доведение информации до сведения быстро и большому количеству участников
  • Обратная связь (комментарии, вопросы от родителей, пожелания)
  • Управление учебным процессом
  • Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики
  • Общение с родителями, ребятами
  • Сплочение коллектива

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй. 

Я убеждена в том, что взаимоотношения с родителями укрепляются, если дать родителям то, в чём они нуждаются (выслушать их, показать понимание и доброжелательность по отношению к их детям), делиться накопленным опытом, стремиться раскрыть способности и родителей в отдельных областях воспитания.

Татаринова Варвара Дмитриевна,

учитель математики МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова»