Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
материал

Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_rabote_s_roditelyami.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Как подчёркивал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Она  может, как создать личность, так и разрушить её. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Учитель остаётся  одной  из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.

            Старый школьный афоризм гласит:    

         «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

В работе  кл. рук-ляс родителями решаются  следующие   задачи: 

- стать помощником и хорошим советчиком для родителей;

- создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;

- помочь родителям приобрести опыт в воспитании  собственных детей.

Основными направлениями в организации работы с семьёй являются:

- изучение семьи;

- привлечение родителей к классным и  школьным мероприятиям;

- психолого – педагогическое    просвещение родителей;

- взаимодействие  со специалистами  заинтересованных ведомств

В основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Всех  родителей можно поделить на три группы:

  1. хотят и  умеют общаться со своими  детьми;
  2. хотят, но не умеют воспитывать своих детей;
  3. не могут   и не хотят заниматься своими детьми.

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования  и культуры.  Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки.

В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Для получения знаний особенностей и условий семейного воспитания ребёнка огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Проведя диагностические исследования важно понимать:

- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;

- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;

- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Все посещения отражены в актах обследований. Переписка с родителями, общение по телефону — письменная, устная формы информирования родителей об успехах их детей. Главное условие — доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, всё негативное о ребёнке – в индивидуальном порядке);

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей (кроме основной темы по плану школы стараюсь обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для классного коллектива);

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в воспитании детей (на собраниях даю возможность родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и выходу из той или иной ситуации); (часто предварительно сама провожу своеобразное анкетирование по актуальной теме – результаты обсуждаем с родителями);

Собрание не должно заниматься обсуждение и осуждением личностей учащихся (на собрание приглашаю учителей предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с учителем).

Организация совместных досуговых мероприятий
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта

Однако практика показывает, что наиболее действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, классный руководитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями проявляю максимум тактичности. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

Направления воспитательной работы классного руководителя.

Примерные направления классного руководителя при составлении воспитательного плана  и ведении классного руководства....

План воспитательной работы классного руководителя с учащимися и родителями 7 класса

Уважаемые классные руководители! Вашему вниманию предлагается примерный план воспитательной работы классного руководителя с учащимися и родителями 7 класса на 2013-2014 учебный год. Он включает в...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"...