Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС ООО
статья на тему

Ширлина Татьяна Васильевна

Материалы в помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kl.ruk_.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями  как одно  из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС ООО

 « Семья и школа – это берег и море.

                                                                               На берегу - ребенок делает свои первые              шаги,

                                                                                     получает первые уроки жизни,

                                                                                       а потом перед ним открывается

                                                                                   необозримое море знаний,

                                                                                и курс в этом море прокладывает школа.

                                                                                 Это не значит,

                                                                             что он должен совсем оторваться от   берега...»

                                                                                ( Л. А. Кассиль)

 

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ООО : «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы основного  общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников  и общественности в разработке основной образовательной программы  основного общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.»

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

-   участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации;

-    обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.

Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

Основной целью  системы работы образовательного учреждения с  родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями  следующие:

 

Направления взаимодействия

Виды деятельности

Содержание деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

 

 

 

 

 

 

изучение семей обучающихся

- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

повышение педагогической и психологической грамотности

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; 

- работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;

- рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-методических комплектов.

изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

 - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

 - изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

- изучение Закона РФ “Об образовании”;

- Устав образовательного учреждения

- ФГОС ОО

 

 

 

 

 

 

 

Организация спортивно-оздоровительной работы в семье

 

пропаганда здорового образа жизни

- практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

- родительские собрания по ЗОЖ.

профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей

- развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

 - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области.

формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

- День здоровья

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

 

участие в работе советов различного уровня;

 

 

 

- организация деятельности Родительского комитета;

 - организация деятельности Школы родителей;

- участие родительского комитета в разработке Устава школы;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

 - организация благоустройства и озеленения школьного двора;

- ремонт и оформление классных кабинетов;

 

 

 

 

 

 

 

Организация культурно-

досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

 

 

участие в профориентационной работе

- участие в проведении тематических классных часов;

- организация экскурсий на место работы родителей

организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

- подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

 - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

проведение открытых мероприятий для родителей

 - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей

участие в проектной деятельности.

- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;

- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.

 

Формы взаимодействия классного руководителя  и семьи

1. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.

2. Практикум( Школа родителей) - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

3.  Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

4. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные  в данный момент проблемы.

5. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

6. Родительское собрание

Общешкольные родительские собрания проводятся  3  раза  в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. 7.Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.                                           Сегодняшняя действительность ставит классного руководителя  перед необходимостью пересмотра привычных установок в системе отношений «классный руководитель  – родитель».Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей в школе, то в результате такого сотрудничества родители станут союзниками в воспитании детей, соответственно повысится эффективность дальнейшего воспитательного процесса.Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого классного руководителя. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения классного руководителя  и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».Классный руководитель  и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. От взаимоотношения классного руководителя, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Если классный руководитель  будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Родители поймут трудности, с которыми предстоит встретиться классному руководителю, и они будут благодарны ему за его усилия и за то, что он принимает их ребенка.                                   Таким образом, эффективность воспитательного процесса в  школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Сотрудничество классного руководителя  и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ Хочется верить, что зернышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Здесь вы можете ознакомиться  с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО

Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....